Духовно-нравственное воспитание детей на примере семьи царя Николая II и царицы Александры Фёдоровны
проект (подготовительная группа)

Буза Наталья Фёдоровна

Духовно-нравственное воспитание детей на примере семьи царя Николая II и царицы Александры Фёдоровны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей

на примере семьи царя Николая II и царицы Александры Фёдоровны

Содержание


Введение……………………………………………………………………………………….

3

Духовно-нравственное воспитание детей…………………………………………………...

4

Семейные традиции воспитания в семье Романовых………………………………………

4

Канонизация Николая II и его семьи………………………………………………………...

7

Заключение……………………………………………………………………………………

8

Список использованных источников……………………………………………………..

9

Введение

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Тема семейного воспитания в современных условиях чрезвычайно актуальна, неслучайно ей уделяется все больше внимания со стороны нашего государства и общественности России.

Поскольку стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, постольку заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в доме Николая II. Этот пласт культуры межличностного общения требует серьёзного изучения. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Фёдоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. Нам есть чему поучиться у Царской Семьи в вопросах воспитания детей.

В своей книге «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников» автор М. Кравцова приводит слова-напутствие Императора Александра III своему сыну Николаю «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

С этими словами нельзя не согласиться. Семья - это то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ

Очень важное воспоминание о духовном состоянии царской семьи оставил священник Афанасий Беляев, который исповедовал детей перед их отъездом в Тобольск: «Впечатление от исповеди получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, безусловная преданность воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи - страстной и греховной - меня привели в изумление, и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в известных мне грехах».

Практически сто лет отделяет нас от их мученической кончины царской семьи в 1918 году. Живя в очень сложную эпоху, они смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.

Цель работы:

Изучить образ православной семьи Романовых, определить принципы воспитания в семье Николая II.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данному вопросу.
  2. Дать определения таким понятиям как «воспитание», «духовно- нравственное воспитание».
  3. Рассмотреть принципы воспитания царских детей.
  4. Подвести итоги о ходе исследовательской работы.

Духовно-нравственное воспитание детей

Для воспитания ребёнка необходимы два условия:

Церковь и благочестивые родители.

 Образование же есть не что иное,

как восстановление образа Божия в человеке

Протоиерей Валериан Кречетов

Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать, прощать. В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать» духовно. Воспитание на Руси всегда основывалось на христианских заповедях: почитай отца твоего и мать твою; не убивай; не укради; не судите, да не судимы будете и т.д. Сегодня в повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность».

В последнее время в современном научно-педагогическом знании эти понятия стали актуальными и не относятся только к религиозным.

Для поиска новых идей в нравственно-духовном воспитании используется понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит своё выражение в мыслях, словах и действиях.

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у подрастающего поколения, а также патриота и защитника своей Родины.

Духовное развитие - процесс комплексный, феномен уникальной жизни личности. Проблема духовно-нравственного воспитания постоянно требует поиска и обновления, а воспитание человеческих качеств молодого поколения на основе богатых русских традиций - приоритетная задача современной педагогической науки.

Духовность должна быть постоянно воспитываема и начинать такое воспитание следует с самого рождения. Ребенка нужно окружить атмосферой доброжелательности и любви, внимания и чистоты отношений как в семье, в школе.[4; 91]

Итогом к вышесказанному являются слова протоиерея Владислава Свешникова: «Воспитание - великое дело, когда им занимается мать-христианка, в которой действуют духовно-нравственные силы, дающие ей и младенцу переживание подлинного добра, подлинной красоты, света, любви». Это значит, что нравственное воспитание детей - это важнейшая и главная задача родителей. Оно возможно только при наличии личного примера, глубокой и неподдельной любви к Богу и окружающим.

В отличие от простого обычая или традиции, духовно-нравственное воспитание получает духовное обоснование в виде добра, справедливости, чести.

Семейные традиции воспитания в семье Романовых.

Хорошим примером для современных родителей, интересующихся различными системами воспитания, может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга.

В семье, где воспитывались царские дети, царили традиции и уклад благочестивых русских семей. Все, кто знал семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи.

«В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, - писала в дневнике  Александра Фёдоровна, последняя русская императрица, - и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности».[5, с.198]. И далее «Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом». Еще одна немка по происхождению, она стала последней русской царицей, воспитавшей для российского престола пятерых наследников, не каждому из которых суждено было дожить до совершеннолетия. Кто знает, какую роль могли бы сыграть ее дети в судьбах Отечества, но история не знает сослагательного наклонения.

Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. «Для Бога нет невозможного, - писала Государыня, - я верю в то, что кто чист душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует»[5, с.199].

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими нравственными качествами.

Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

- первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;

- религиозность;

- искреннее послушание;

- разумная строгость;

- постоянная занятость детей делом;

- патриотизм;

- строгая дисциплина;

- серьезное физическое воспитание;

- спартанские условия жизни;

- привитие нравственных качеств через реальные дела.

Наследники росли в атмосфере родительской любви. Главным примером для детей были отношения родителей между собой, атмосфера любви, уважения и сам образ жизни, который вели родители.  Были и строгость, и дисциплина, при этом доверие, милосердие, любовь к ближнему воспитывались ежечасно, в процессе самой жизни. «Долг родителей в отношении детей, - читаем в дневнике Александры Фёдоровны, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог». [5, с.199].

Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей.

В семье Николая II был особый дух, особый режим, особые требования. Главное, что отец и мать, несмотря на обилие государственных дел, уделяли большое внимание детям. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, такими должны быть и мои дети» - приводит слова Николая Александровича в книге «Подвиг царской семьи» автор Орехов Д. [4, с. 21].

Дети с рождения были отделены от взрослой жизни венценосной семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность. Религиозность и послушание - вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность.

С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Дети были горячими патриотами: они обожали Россию и все русское, плохо говорили на иностранных языках. Старшие лишь недурно говорили по-английски, с младшими же Александра Фёдоровна разговаривала по-русски. Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Весьма строгим был отбор книг для чтения детей. Об этом свидетельствуют записи, сделанные в 1917-1918 годах Николаем II в дневнике, судя по которым семья ежедневно уделяла внимание чтению произведений А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя и др. Но на первом месте ежедневное чтение вслух Священного Писания.

В Екатеринбурге чтение Библии становится ежедневным два раза в день. Свидетельства об этом мы можем найти и в дневниках Александры Фёдоровны: «19 апреля. Н. читал Евангелие на сегодняшний день. Н. читал Иова. Мы все сидели вместе, а Н. и Е.С. (Боткин), сменяя друг друга, читали 12 Евангелий» [5., с.205].

При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке.

Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Царевич и Великие Княжны спали на жестких походных кроватях без подушек, одевались просто, платья и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей Цесаревича Алексея были щи, каша и черный хлеб, «которые, - как поговаривал Николай Александрович, - едят все мои солдаты» [1, с.45].

Большое внимание в воспитании уделялось тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Когда Александре Фёдоровне  нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней.

Во время Первой мировой войны старшие девочки из императорской семьи вместе с матерью работали в Царскосельском госпитале для раненых. «Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других. Наш Господь хочет от нас, чтобы мы не предавали доверия. Верность - великое слово!» [5, с.211]

«Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Испытания нам посылаются не для того, чтобы нас погубить. Мы должны стать настоящими людьми. Бог хочет, чтобы мы очистились от всякого зла и стали подобными Ему. Часто, чтобы сделать это, Он подвергает нас горьким испытаниям» (императрица Александра Фёдоровна).

Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми, которые очень ценили внимание отца. Отношения детей были трогательны - он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их к отцу переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы. Ярким примером этому служат последние месяцы, проведенные в доме Ипатьева, которые Николай II проводит в тесном общении с женой и детьми – это занятия историей с цесаревичем, ежедневные прогулки, домашние театральные представления, семейные чтения, совместные посещения молебнов, беседы и прочее [6].

Таким образом, обучение детей в царской семье являлось законченной, логичной системой воспитания.

Канонизация Николая II и его семьи.

20 августа 2000 года последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев.  Канонизация царской семьи - прославление в лике православных святых последнего российского императора Николая II, его жены и пятерых детей, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года по постановлению «Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», возглавлявшегося большевиками.

Страстоте́рпец -так называют в  Православной Церкви вообще всех христианских мучеников, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа. Подчёркивается особый характер подвига -  беззлобие, что является одной из заповедей Иисуса Христа. [7].

С точки зрения Церкви канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ смерти его и близких. У них были все основания для того, чтобы ожесточиться в последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было.

Сохранились личные дневники Николая II, дневники членов его семьи, воспоминания слуг, ознакомившись с которыми, видно, что нигде нет ни тени желания отомстить.

Вообще иногда величие человека порой определяется величиной понесенных им утрат.

«Они умерли мучениками за человечество, -писал воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр. - Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти». [2, с. 35].

Канонизация царской семьи – это канонизация, прежде всего, семьи, в святцах почти нет святых семейств. Здесь важно именно то, что это многодетная семья, о которой мы много знаем. Поэтому многим людям дорога именно вот эта вот семейственность.

 

Заключение

Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с той постоянной нравственно - культурной атмосферы, которая сложилась в доме. Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно к окружающим их людям, с любовью и вниманием к своим близким, Это значит, их дети впитывают в себя данные качества.

В ходе нашего исследования нами были получены следующие выводы:

- Нравственное воспитание детей - это важнейшая и главная задача родителей.

- В царской семье последних из Романовых было очень хорошее христианское и патриотическое воспитание, которым в наше время могут похвастаться не в каждой семье.

Мы проанализировали источники, в которых нашли не только биографические данные, но и воспоминания современников. С помощью писем, дневников смогли погрузиться в атмосферу того времени.

В ходе работы мы пришли к выводу, что таких образцовых семей, как семья Романовых, становится все меньше и меньше. Это отчасти происходит оттого, что в настоящее время у детей появились другие ценности.

Родители зачастую очень мало уделяют время своим чадам, которые попадают под влияние окружающих. В современный век информационных технологий очень легко попасться в зависимость от интернета, делаясь грубым, нервным и раздраженным. Гораздо сложнее найти время, чтобы почитать с ребенком Священное писание, поговорить о нравственных ценностях, сходить вместе в храм. А ведь это долг родителей - воспитать в детях послушание, кротость и смирение.

В доме Ипатьева среди оставшихся вещей судебными властями было найдено много книг духовного содержания. Четыре из них принадлежали императрице и пятнадцать - великой княжне Татьяне Николаевне. Естественно предположить, что читались всеми членами августейшей семьи, причем особенно примечательно то, что они не только не расставались с ними в Тобольске, но и захватили их даже в Екатеринбург и берегли до самого конца. В них имеются многочисленные подчеркнутые и отчеркнутые места, наиболее привлекавшие внимание читавших и наиболее близкие их душевному настроению, ярко свидетельствующие о духовном подвиге царственных мучеников.

Епископ Мефодий, внимательно ознакомившийся с этими книгами, со сделанными в них пометками, пишет: «Эти места не только говорят о духовном состоянии августейшей семьи, о их крепкой, глубокой вере, смирении, всепрощении и духовной бодрости, но и являются как бы их духовным завещанием и наставлением. Да будут же слова, подчеркнутые ими и кровью их засвидетельствованные, нам на духовную пользу и вразумление».

Научить главному - нести свой крест, показывая это на своем примере. «Государь и семья его несли свой крест с глубоким христианским смирением и простотой и не далеко, может быть, то время, когда русский народ увидит в погибшей Царской чете не врагов своих, а венчанных мучеников» [2, с.143].

Список использованных источников

  1. Венценосная семья: фотоальбом. - Москва: Ковчег, 2006. - 140 с.: ил.
  2. Кравцова, Марина. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников» / Марина  Кравцова. - Москва, ООО «ГрифЪ», 2013. - 208 с.
  3. Мирек, Альфред. Император Николай II и судьба православной России / Альфред Мирек. - Москва: Духовное просв., 2011.- 408с.
  4. Орехов, Д. Подвиг царской семьи / Д. Орехов. - С.- Петербург: Амфора, 2009. – 288 с.
  5. Последние дневники Императрицы Александры Федоровны Романовой: Февраль 1917 г. - 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В.А. Козлова и В.М. Хрусталева. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 1999. - С. 198-214.

6. http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/index.html: Режим доступа: 09.12.2017г.

7.  https://ru.wikipedia.org/wiki/: Режим доступа: 09.12.2017г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание Духовно-нравственной личности на примере семьи царя Николая II и царицы Александры Фёдоровны Выполнила: воспитатель МБДОУ «Воскресенский детский сад» Буза Наталья Фёдоровна

Слайд 2

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Слайд 3

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства» Император Александр III

Слайд 4

Цель работы: Изучить образ православной семьи Романовых, определить принципы воспитания в семье Николая II . Задачи: Проанализировать литературу по данному вопросу. Дать определения таким понятиям как «воспитание», «духовно-нравственное воспитание». Рассмотреть принципы воспитания царских детей.

Слайд 5

Для воспитания ребёнка необходимы два условия: Церковь и благочестивые родители. Образование же есть не что иное, как восстановление образа Божия в человеке Протоиерей Валериан Кречетов

Слайд 6

У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Фёдоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга.

Слайд 7

«В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи , и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности». (Из дневника Александры Фёдоровны, последней русской императрицы).

Слайд 8

Воспитательные принципы, принятые в семье Романовых:: - первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса; - религиозность; - искреннее послушание; - разумная строгость; - постоянная занятость детей делом; - патриотизм; - строгая дисциплина; - серьезное физическое воспитание; - спартанские условия жизни; - привитие нравственных качеств через реальные дела.

Слайд 9

Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна

Слайд 10

Цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга.

Слайд 12

Члены царской семьи Романовых в госпитале

Слайд 13

Николай II и цесаревич Алексей

Слайд 14

Николай II после отречения

Слайд 15

Император Николай II и его семья

Слайд 16

Святой император и его семья (икона)

Слайд 17

Храм-на-Крови в Екатеринбурге — построен на месте дома инженера Ипатьева, где 17 июля 1918 года был расстрелян Николай II и его семья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...