Самообразование музыкального руководителя
методическая разработка

Чебакова Наталья Сергеевна

Программа профессионального самообразования на тему:

 

«Поиск новых методов и приёмов в работе с детьми с ОВЗ по звукосенсорному опыту через применение здоровьезберегающих технологий, игр со звуком и применение элементарного музицирования»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Программа профессионального самообразования на тему:

«Поиск новых методов и приёмов в работе с детьми с ОВЗ по звукосенсорному опыту через применение здоровьезберегающих технологий, игр со звуком и применение элементарного музицирования»

        

Музыкальный руководитель

Чебакова Наталья Сергеевна

2018-2019 учебный год

Тема: « Музыкально- творческая деятельность оздоровительной  направленности, по развитию звукосенсорного опыта».

Цель: Освоение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ, организация музыкально-оздоровительной работы в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста, связанная с обогащением звукосенсорного опыта, формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.


Задачи.

♪ Создать  условия образовательной среды, обеспечивающие укрепление и сохранение физического и психического здоровья каждого ребенка. Организовать сотрудничество с педагогами и родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни.

♪ Умение координировать движения с текстом; Развивать чувство ритма и темпа в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения.

♪ Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, согласовывать движения с характером музыки, подводить к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

Планируемые результаты : Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровье сберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровье сберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

План:

1.Работа с воспитателями по данной теме.

2.Проведение интегрированных познавательно - музыкальных занятий с детьми.

3. Работа с родителями.

4. Проведение развлечений и праздников.

 

Литература:

«Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Картушина

«Учимся петь и танцевать, играя» А.Евтодьева

М.Ю. Картушина «Мы играем, рисуем и поём» (интегрированные занятия для детей), издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2009 год;

 «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», автор М.Ю.Картушина;

 «Конспекты логоритмический занятий с детьми 6-7 лет», автор М.Ю.Картушина;

 «Сценарии оздоровительных досугов», автор М.Ю.Картушина;

«Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду», автор

О.Н.Арсеневская; Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Метод, пособие. М., 2009.

Алямовская В.Г. Здоровье. М., 1996.

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград, 2010.

Богина Т.Н., Яковлева Т. С. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., 2009.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающих технологии в ДОУ: Метод, пособие. М., 2010.

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М., 2009.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб., 2011.

Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М., 2008.

Щетинина A.M., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Метод, пособие. М., 2010.

Работа с воспитателями.
Освоение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми.
Способствовать освоению способов снятия эмоционального напряжения и возможностей улучшения показателей здоровья детей и собственного здоровья;
Применять здоровье сберегающие технологии в познавательных занятиях и различных режимных моментах.
Формы работы:
• Консультации для педагогов;
• Совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности;
• Совместная работа со специалистами ДОУ;


Взаимодействие с родителями  «Лучший подарок, который мы можем сделать
ребенку, — это не столько любить его, сколько
научить его любить самого себя».
Жак Соломе.

Задачи:

Осмысления важности создания здоровье сберегающих условий и развития творчества в семье.
Привлечение родителей к активному участию в деятельности детского сада; Вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс детского сада.

  • Формы работы:
    Просвещение родителей в задачах эстетического воспитания дошкольников и формировании здорового образа жизни посредством музыкального воспитания;
     Индивидуальные и коллективные консультации.
  • Установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и уметь их решать совместными усилиями.
  •  Организация совместных праздников, музыкальных, спортивных мероприятий; Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, шумового оркестра, костюмов, декораций для праздников и развлечений.

Актуальность темы: « Музыкально- творческая деятельность оздоровительной направленности».

«По-настоящему оздоравливающим и воспитывающим
является музыка, так как она развивает мозг и 
облагораживает чувства»

Рой Слек, английский педагог

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, всестороннее развитие и вера в свои силы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, психического и социального благополучия. Несмотря на то, что мы живем в век новейших информационных технологий, здоровье наших детей стремительно ухудшается. Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни, экология и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, в эмоционально-эстетической сфере современных дошкольников отмечается снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств. В связи с этим, укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательной-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической, коррекционной работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружения родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологического просвещения.

Каждый ребенок – это отдельный уникальный мир, и мы, педагоги должны помочь детям сохранить совершенство и неповторимость каждого из них, заложить у них основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития, сформировать как творческую личность.

Одним из необходимых условий формирования личности ребенка является организация музыкально-художественного воспитания детей в ДОУ, которая включает в себя задачи укрепления и сохранения здоровья детей, успешно решает задачи социально-нравственного направления, и, вместе с тем, детство – это наиболее благоприятный период для развития музыкальных творческих способностей дошкольников. музыкальное воспитание может решать проблему охраны здоровья воспитанников детского сада, формирования навыков и представлений здорового образа жизни благодаря применению здоровье сберегающих технологий — дыхательная, пальчиковая гимнастика, развивающие речевые игры, активная и пассивная музыкотерапия и  другие. Организация музыкальных занятий с использованием здоровье сберегающих технологий, широкое применение музыкотерапии помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, а также выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. С одной стороны музыка, оказывая благоприятное воздействие на детский организм в целом, способствует его гармоничному развитию. С другой стороны – применение музыкотерапии и здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности, в течение дня способствует у детей развитию музыкальных творческих способностей.

Первоочередной задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Особое внимание во ФГОС ДО уделяется становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами. В детском саду важно не только сохранить здоровье детей, но и научить их тому, как быть здоровыми, активно вовлекать дошкольников в здраво творческую деятельность, формировать осознанное отношение к ЗОЖ. Для этого используем интегрированные мероприятия, включающие познавательные беседы о здоровье, дидактические, подвижные, музыкальные игры, оздоровительные упражнения , встречи с интересными персонажами.

Создание здоровье - сберегающих условий в детском саду:

 Морально-психологический климат.

Мы создаем положительный настрой на занятие. Дети эмоционально вовлекаются в процесс обучения и воспитания. Построение обучения и воспитания планируется в соответствии с закономерностями становления психических процессов, т.е. программное содержание соответствует возрасту ребенка. Обязательно надо ребенка хвалить. Успехи ребенка в обучении вызывают психотерапевтический эффект. Так же неправильно заданный темп занятия утомляет детей.

Экология и гигиена.

  Регулярно проводится проветривание помещений, влажная уборка.  Немаловажное значение имеет освещение помещения. Мы учим с детьми песни о пользе зарядки и воды.

Современный дизайн.

  Уютный, красивый зал помогает детям настроиться на позитивное восприятие и усвоение изучаемого материала. Качественное звучание хорошей музыки, на хорошей аппаратуре не раздражает ребенка и помогает ему правильно воспринимать предлагаемый материал.

 Рациональный режим труда отдыха.

Мы обеспечиваем успешность адекватного восстановления сил, смену видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжения и расслабления. Следим за осанкой детей на занятиях. Дозированная физическая нагрузка, артикуляционная и дыхательная гимнастика укрепляет мышцы голосового аппарата. Поющие дети и взрослые реже болеют ангинами.

Современные образовательные программы и технологии.

 Использование различных методических приемов в различных видах деятельности  и новых современных технологий помогает в лучшем освоении детьми программы. Когда детям интересно, то они не устают на занятиях.

Соблюдая все здоровье - сберегающие факторы, мы делаем наших детей здоровыми и счастливыми.

Технологии для введения в работу с детьми:

Музыка – одно из средств физического, психического и интеллектуального развития детей.

В режиме инновационной деятельности в сфере дошкольного образования вышеизложенный вывод послужил толчком к поиску таких технологических приемов, которые бы соединяли в себе музыкальное воспитание с оздоровительными мероприятиями. Это значит, что традиционные виды музыкальной деятельности, развивающие потенциал музыкальных и творческих способностей ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья, т.е. целесообразно использовать в музыкальной деятельности современные здоровьесберегающих технологии, а именно:

  • вокалотерапия,
  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционая гимнастика,
  • оздоровительные и фонопедические упражнения,
  • игротерапия,
  • музыкотерапия,
  • логоритмические упражнения,
  • улыбкотерапия,
  • фольклорная арттерапия,
  • сказкотерапия,
  • праздникотерапия.

Дыхательная гимнастика. «Без дыхания нет жизни»: от правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях нужно учить детей правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений можно использовать  воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Увеличение продолжительности вдоха способствует успокоению и полной релаксации. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику. Использование дыхательной гимнастики приносят ощутимый результат в понижении заболеваний детей.

Вокалотерапия. Волшебный мир музыки окружает нас всюду, и целительная роль пения стала общепризнанным фактом. Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Ребёнок учится петь свободно и легко, голос его развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

Музыкотерапия. Гармоничная музыка – лучший психотерапевт. В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Можно использовать классическую музыку в целях музыкальной терапии практически на каждом занятии. Для того чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Для релаксации, которую можно  включать в процессе занятия после активных игр или подвижных танцев, надо лечь и расслабиться. Активные формы слушания музыки с просмотром репродукций и стихотворной формой (эстетотерапия – то есть лечение красотой) положительно влияют на психоэмоциональное состояние:

•        Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.

•        Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми.

•        Улучшается речевая и сенсомоторная функция.

В каждой группе должен быть магнитофон и аудиокассеты со специально подобранными мелодиями. Под воздействием такой музыки нормализуется давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть. Очень полезно иметь в каждой семье «аптечку» с музыкально-терапевтическим набором аудиокассет. Устали, переутомились, пришли с работы в скверном настроении – включите антистрессовую музыку.

Танце терапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться  эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Логоритмические упражнения являются одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

 Улыбкотерапия. Здоровье детей станет крепче и от улыбки воспитателей, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, и процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у ребёнка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

Если ребёнок поёт весёлую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Игротерапия. Творчество  требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого можно предложить детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку, исполнить пластическую импровизацию или исполнить партию на детском музыкальном инструменте.

Фольклорная  арттерапия. Русский фольклор – это целая система интегрированной арттерапии, включающая в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Знакомство с культурным наследием народа, имеет врачующее начало. Диапазон песен, удобный для детей, разнообразие игр, танцев и хороводов доставляет поистине колоссальное удовольствие для детей.

 Сказкотерапия. Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Нужно как можно чаще включать сказки в содержание  сценариев утренников, да и на обычные занятия – это либо кукольная постановка, показ взрослыми сказки или детьми.

Праздникотерапия. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство.

Максимально допустимая нагрузка, проветривание, освещение, удобная обувь, смена деятельности всё это укрепляет здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях имеет оздоровительный эффект не только для детей, но и для взрослых, которые испытывают на себе положительное влияние.

Таким образом, оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Поэтому современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Укрепление физического и психического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни – цель музыкально-оздоровительной работы.

Как органично использовать здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности с детьми и как музыкальным руководителям успеть решить еще множество задач музыкального воспитания?

В качестве ответа на этот вопрос предлагаю сценарий, в ходе которого используются здоровьесберегающие технологии, состоящие из небольших по объему и длительности игр и упражнений, приносящих детям не только удовольствие, но и пользу для здоровья.

Практический материал.

Игровое тематическое занятие «Осеннее путешествие» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

– развивать музыкальные и творческие способности, звуковую культуру речи с учетом возрастных, индивидуальных и тендерных особенностей детей;

– формировать позитивное отношение к окружающему миру;

– создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;

– повышать адаптивные возможности организма, используя здровьесбергающие технологии.

Ход НОД.

На стене музыкального зала – осенние пейзажи. Занавес закрыт. Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель (поет). Здравствуйте, ребята!

Дети (поют). Здравствуйте!

Музыкальный руководитель. А теперь давайте поздороваемся сами с собой и друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!» (авт. М. Картушина)

Задача: создавать положительный эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп!

Дети смотрят на ладошки и хлопают.

Здравствуйте, ножки, Топ-топ-топ!

Топают, руки держат на поясе.

Здравствуйте, щечки, Тюх-тюх-тюх!

Указательными пальчиками дотрагиваются до щек.

Пухленькие щечки, Плюх-плюх-плюх!

Кулачками постукивают по надутым щекам.

Здравствуйте, глазки, Миг-миг-миг!

Дети хлопают глазами.

Здравствуй, наш носик, Бип-бип-бип!

«Сигналят» по носам.

Здравствуйте, зубки, Щел к-щелк-щел к!

Стучат зубами.

Здравствуйте, губки, Чмок-чмок-чмок!

Чмокают губами и посылают воздушные поцелуи.

Музыкальный руководитель. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Дети отвечают).

Правильно, сейчас – осень. Она бывает разная: солнечная и пасмурная. Но, говорят, у природы нет плохой погоды, и я предлагаю отправиться на прогулку в осенний лес: подышим свежим воздухом, почувствуем, как пахнет осенняя листва. Вы согласны? (Дети отвечают).

Тогда нужно поторопиться, пока не пошел дождь. Давайте поедем в лес на поезде. Как гудит поезд?

Дети (имитируют гудок поезда). У-у-у!

Музыкальный руководитель. А как пыхтит паровоз?

Дети. Чух-чух-чух!

Звучит гудок поезда (в записи).

Музыкальный руководитель. Вы слышите, это сигнал к отправлению. Занимаем места в вагонах!

Дети встают друг за другом («паровозиком»).

Музыкальное игровое упражнение «Поезд» (авт. Т. Суворова)

Задачи:

– побуждать детей к двигательной деятельности (в соответствии с музыкой);

– активизировать произношение слога «чух»;

– укреплять физиологическое дыхание (без речи). Вступление – произношение звука «У-у» (имитация гудка паровоза).

«Едет поезд» – под музыку дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками с проговариванием слога «чух».

«Остановка» – музыка меняется, дети переходят на марш и расходятся врассыпную.

«Дышим свежим воздухом» – дыхательное упражнение. Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот (упражнение можно делать под музыку).

Открывается большой занавес, дети видят декорации осенней полянки.

Музыкальный руководитель: Паровоз привез нас в лес, Здесь полным-полно чудес.

Игра «Паровоз привез нас в лес» (авт. О. Арсеневская)

Задача: проводить профилактику верхних дыхательных путей в комплексе с артикуляционной гимнастикой.

Музыкальный руководитель:

 Посмотрите, Вот идет сердитый еж.

Дети наклоняются низко, обхватывают руками фудь (свернувшийся в клубок ежик).

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! Где же носик? Не поймешь. Ф-р-р! Ф-р-р! Ф-р-р!

 Вот веселая пчела. З-з-з! З-з-з!

Дети выполняют гимнастику для глаз (водят глазами в разные стороны).

Детям меда принесла З-з-з! З-з-з!

Дети выполняют упражнение на укрепление связок гортани и профилактики храпа.

Села нам на локоток. З-з-з! З-з-з!

Отмахиваются «от пчелы» (на уровне локтя).

Полетела на носок. З-з-з! З-з-з!

Отмахиваются «от пчелы» (на уровне носа).

Пчелу ослик испугал. И-а-а! И-а-а! И-а-а!

Дети произносят звуки с четкой артикуляцией ([и] – растягивают губы, [а] – на выдохе опускают нижнюю челюсть вниз).

На весь лес он закричал. И-а-а! И-а-а! И-а-а!

Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят. Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Устали? Нужно отдыхать,

Дети рассаживаются на ковре. Сесть и сладко позевать.

Несколько раз зевают, стимулируя этим гортанно-глоточный аппарат и активизируя деятельность головного мозга.

В записи слышится шум ветра (он то усиливается, то затихает).

Ребята, что это так шумит?

Дети. Ветер!

Упражнение «Осенняя сказка»

Задачи:

– готовить к правильному произнесению фонем;

– активизировать    шипящие звуки;

– тренировать  фонационный выдох;

– развивать динамическое чувство.

Музыкальный руководитель:

Шаловливый ветерок В лесочек залетел.

Дети

Ш-ш-ш!

Музыкальный руководитель

Тихо-тихо веточкам Он песенку запел.

Дети (тихо) Ш-ш-ш!

Музыкальный руководитель

Сильный ветер в наш лесочек Тоже прилетел.

Дети (громко) Ш-ш-ш!

Музыкальный руководитель

Громко-громко веточкам Он песенку запел.

Дети (очень громко) Ш-ш-ш!

Музыкальный руководитель

То тихую...

Дети Ш-ш-ш!

Музыкальный руководитель

То громкую...

Дети Ш-ш-ш!

Дети произносят звуки попеременно: то тихо, то громко (по тексту).

Музыкальный руководитель. А потом ветерок улетел! Ой, какой он шалунишка – растрепал ребятам волосы. Срочно нужно причесаться. Где ваши расчески?

Дети показывают пальчики.

Игровой массаж «Расческа»

Задачи:

– поднимать настроение;

– улучшать самочувствие.

Музыкальный руководитель

Расчесочка, расчесочка,

Дети «расчесывают» волосы пальцами.

Расчесочка моя!

Причешет и погладит Расчесочка меня.

 Сделает расчесочка Красивую причесочку.

Ребята, посмотрите, сколько листочков на земле – это тоже ветер напроказничал, сорвал их с деревьев. Давайте соберем листья и потанцуем с ними. А еще мы можем взять их с собой и украсить группу или сделать красивый осенний букет.

Активное слушание

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку и обсудить услышанные произведения. Включается запись «Вальса» (фрагмент) из Серенады для струнного оркестра П.И. Чайковского (Программа «Музыкальные шедевры», авт. О.П. Радынова).

Задачи: вызывать эмоциональный отклик на музыку через движение.

Под музыку дети танцуют с листочками, потом складывают их в корзину.

Музыкальный руководитель. Ребята, смотрите, под листиком кто-то есть. Да ведь это божья коровка. Все насекомые готовятся к зиме и прячутся в свои домики, а она что-то задержалась... Давайте поиграем с ней.

Дети встают в круг, в центре которого лежит божья коровка (игрушка).

Музыкально-речевая игра «Божья коровка» (авт. Т. Тютюнникова, детский фольклор)

Задача: развивать музыкальный и речевой слух, выразительность движений.

Музыкальный руководитель. А теперь давайте посадим божью коровку на веточку, чтобы она смогла улететь.

Вдруг раздается уханье совы (в записи).

Ребята, послушайте, где-то ухает сова – ночная лесная птица. Вы когда-нибудь видели ее?

Дети отвечают.

Ну тогда посмотрите и послушайте.

В зал «влетают» девочки подготовительной к школе группы.

Танцевально-игровая композиция «Совушки» (диск «Ку-Ко-Ша» № 1, трек 7)

Задачи:

– развивать   познавательный интерес;

– использовать   сюрпризный момент.

Девочки-совушки «улетают». Музыкальный руководитель снова выводит детей на полянку.

Музыкальный руководитель. 

Посмотрите-ка, ребятки, на осеннюю полянку вышел медведь.

Стал ногами топотать Мишка-шалунишка.

 Приглашаю мальчиков с мишкой поплясать.

 И на время мальчиков Мишеньками стать.

Мальчики делают круг, в центре – мишка (кукла бибабо).

Танцевально-игровая композиция «Медвежата» (диск «Ку-Ко-Ша» № 1, трек 3, движения указаны в сборнике)

Задачи:

– развивать двигательную активность с учетом тендерных особенностей;

– проводить игровой массаж;

– артикуляционную гимнастику для языка;

– активизировать голос с дыханием на звуке [р].

Музыкальный руководитель (берет мишку в руки). Жарко тебе, Мишенька, в такой шубке! Сейчас ребята тебя немножко освежат!

Дыхательное упражнение «Подуем на мишку»

Задача: развивать продолжительный выдох.

Итак, носиками вдыхаем, громко выдыхаем.

Дети дуют на мишку. Музыкальный руководитель от имени мишки благодарит детей.

Спасибо, ребятки! Мне стало прохладнее и я могу с вами поиграть.

Дети рассаживаются на ковре (или мальчики – на ковре, а девочки – на стульях-пеньках). Перед ними выставляется мишка (игрушка).

Пальчиковая игра «Мишка» (авт. О. Арсеневская)

Задача: развивать координацию пальцев рук в сочетании с речевым интонированием.

Дети проговаривают текст самостоятельно.

Мишка по лесу ходил,

Дети шлепают ладошками по коленям.

Звонко песни выводил: Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!

Имитируют игру на дудочке.

Всем я лапотки сплету. Себе – большие,

Поочередно загибают пальцы левой руки.

Жене – меньшие, Сыну – с носочком, Дочке – с цветочком, А соседу – заиньке Сплету лапти маленькие.

При повторе текста загибают пальцы правой руки.

Музыкальный руководитель. Ребята, мишка что-то хочет сказать. (Прикладывает игрушку к уху.) Он очень устал и хочет отдохнуть, ведь скоро зима и ему пора спать.

Музыкальный руководитель укладывает мишку под елочку.

Дети рассаживаются и слушают пение птиц (в записи).

Ой, кажется, на осеннюю полянку прилетели птицы.

Птички прилетали, Крыльями махали.

А где мои птички-невелички?

На середину полянки «вылетают» девочки-птички.

А чем бы нам птичек угостить?

Девочки-птички. Конфетами!

Музыкальный руководитель (удивленно). Конфетами?!

Танцевально-игровая композиция «Птички» (диск «Ку-Ко-Ша» № 1, трек 2)

Задача: развивать двигательную активность с учетом тендерных особенностей.

Села птичка на ветку, Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Девочки «машут крылышками».

Хочешь, птичка, конфетку?

Складывают руки вместе перед собой ладошками вверх.

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Качают головой.

Вкусную-превкусную,

Гладят себя по животу.

Сладкую-пресладкую. Не хочешь совсем?!

Пожимают плечами.

Я сама ее съем!

Поочередно скрещивают руки на груди.

Ням-ням-ням,

«Облизывают» ладошки по очереди (гимнастика для языка).

Ля-ля-ля,

Кружатся.

Ням-ням-ням,

Опять «облизывают» ладошки.

Вкусно!

Поднимают большие пальцы обеих рук.

Музыкальный руководитель. Ах вы, хитрули! Чем же все-таки питаются птицы?

Дети. Хлебными крошками, зернышками, семечками.

Музыкальный руководитель. Давайте покормим птиц, насыплем им зернышек...

Дети берут заранее приготовленное пшено и сыпят его под елочку.

Ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Но прежде чем мы снова сядем в паровоз, давайте посмотрим, улетела ли божья коровка.

Все подходят к дереву и видят, что божья коровка улетела, оставив маленькую корзиночку с сухариками из черного и белого хлеба.

Смотрите, божья коровка улетела, но прислала вам угощение – сухарики.

Музыкальный руководитель угощает детей.

Звучит гудок паровоза (в записи).

Ребята, паровоз нас зовет в путь. Занимаем места в вагонах.

Дети строятся «паровозиком» и под музыку «выезжают» из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План по самообразованию музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии как средство развития музыкальности дошкольников"

Материал включает планирование работы музыкального руководителя  по самообразованиюр рамках ФГОС...

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Тема: Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музы...

План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...

План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста...