Детско-родительский клуб "Знай-ка"
рабочая программа (подготовительная группа)

Черных Ирина Михайловна

Детско-родительский клуб создан для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах своевременной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, для формирования у родителей активной позции по отношению к развитию своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_znay-ka.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Советом педагогов МБДОУ                                    Заведующий МБДОУ  

«Детский сад компенсирующего                             «Детский сад компенсирующего

вида №23 «Солнышко»                                            вида №23 «Солнышко»

протокол №  _______                                               __________________ С. В. Ивлева  

от «____» ________________ 20       г.                    приказ № _____________

Председатель Совета педагогов                              от « ___» _____________   20      г.

______________  Ю. М. Кругликова

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

Программа детско-родительского клуба

«Знай-ка»

для 2 подготовительной группы

Авторы:

Черных Ирина Михайловна,

педагог-психолог;

Аносова Марина Александровна,

учитель-логопед высшей категории

г. Зеленогорск

Гипотеза программы:

Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей.

     Для родителей будущих первоклассников характерно следующее: недостаточный объем знаний о компонентах готовности детей к школе; трудности в оказании помощи ребенку при подготовке к школьному обучению; слабая заинтересованность родителей в вопросах предшкольной подготовки.

Краткое содержание программы:

     Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте – это обеспечение готовности ребенка к школе.

     В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека. Одно из условий обеспечения готовности ребенка к школе – психолого-педагогическая компетентность родителей. В центре работы по целенаправленной подготовке детей к школьному обучению должны находиться и детский сад, и семья, как две основные социальные структуры. И поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию и развитию ребенка, особое внимание коллектив нашего детского сада уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

     Считаем одну из наиболее эффективных форм работы  с семьей по данному направлению – родительский клуб.

     Родителя вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы – переходу в школу. Поэтому объединяются усилия педагогов и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей.

Пояснительная записка:

     Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

     Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения.

     Программа предназначена для родителейи детей 2 подготовительной группы.

Актуальность:

     Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями.

     Наиболее эффективная форма работы с семьей по данному направлению – детско-родительский клуб будущих первоклассников, организованный на базе 2 подготовительной группы.

     Детско-родительский клуб способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.

     Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

1. Общие положения:

  • Детско-родительский клуб (Далее – «Клуб») создан для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах своевременной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, для формирования у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.
  • Работа клуба ведется в соответствии с документами, дающими правовое основание к выстраиванию отношений сотрудничества между детским садом и семьей: Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», Семейный кодекс, «Концепция дошкольного воспитания».
  • Участниками клуба являются родители и дети дошкольного возраста 2 подготовительной группы, педагог-психолог, учитель-логопед.
  • Основными принципами работы клуба являются добровольность, открытость, системность.

2. Цель клуба:оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников дошкольного учреждения, повышение компетентности родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.

3. Задачи клуба:

  • Приобщить родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению, к участию в жизни дошкольного учреждения;
  • Подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик»;
  • Формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем;
  • Оказать консультативно-методическую помощь родителям воспитанников в вопросах подготовки детей к школе;
  • Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • Развивать у детей когнитивные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие);
  • Обогащать и уточнять словарный запас детей, расширять кругозор и осведомленность;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие и формировать звуковой анализ и синтез;
  • Развивать мыслительную деятельность через умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Развивать у детей общую и мелкую моторику, согласованность действий обеих рук, зрительно-моторную координацию, пространственно-временные представления;
  • Развивать у детей коммуникативные навыки, мотивацию к школьному обучению, инициативу и самостоятельность.
  • Формировать компоненты произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольность психических процессов.

4. Участники клуба: родители и дети 2 подготовительной группы, педагог-психолог, учитель-логопед.

5. Сроки реализации: работа клуба длится в течение учебного года (с сентября по май), заседания клуба проводятся частотой 1 встреча в месяц. Время проведения - второй четверг месяца в 17.30 – 18.00.

6. Ожидаемые результаты:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей старшего дошкольного возраста;
  • Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;
  • Оптимизация детско-родительских отношений;
  • Развитие интереса у детей к познанию, общению;
  • Рост удовлетворенности родителей специалистами ДОУ в целом.

Результативность работы клуба оценивается не только родителями, для которых организован клуб, но и непосредственно администрацией ДОУ, учителями городских школ и, конечно, самими детьми. Ведь этот клуб создан для того, чтобы адаптация самих детей к школе проходила успешно. Хотя в чем-то результат работы клуба будет виден не сразу, его результаты будут проявляться в течение школьного обучения.

7. Научно-методические основы разработки программы:

  • Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/Сост. Т.В.Цветкова. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
  • Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников/Под ред. Л.В.Коломийченко. – М.:ТЦ Сфера, 2013 – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

8. Этапы реализации:

  • Диагностический этап. Цель: выявить уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования, тестирования, наблюдения и беседы. Определить тематику встреч.
  • Основной этап. Цель: отобрать информационный материал, разработать игры и упражнения и апробировать их на практике.
  • Заключительный этап. Цель: систематизировать информацию полученную на основном этапе, подвести итоги.

9. Общая структура деятельности в клубе:

Приветствие.Оно необходимо для формирования ощущения целостности,  эмоционального сплочения группы.

Разминка.Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических и развивающих  упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

10. Планирование совместных занятий детей и родителей

Дата

Тематика

Виды работ

21. 09.17

Родительское собрание, знакомство с программой детско-родительского клуба «Знай-ка» и организация его деятельности.

Подготовка программы детско-родительского клуба «Знай-ка»

12.10.17

Занятие № 1

«Я и мой ребенок»

Речевые игры. Викторина.

Игры на внимание и память.

Тактильный массаж.

Графические задания.

09.11.17

Занятие № 2

«Занимательные игры»

Речевые игры.

Игры на внимание и память.

Подвижная игра.

Графические задания.

14.12.17

Занятие № 3

«Занимательные игры»

Речевые игры.

Игры на внимание и память.

Тактильный массаж.

Графические задания.

11.01.18

Занятие № 4

«Занимательные игры»

Речевые игры.

Игры на внимание и память.

Подвижная игра.

Графические задания.

08.02.18

Занятие № 5

«Занимательные игры»

Речевые игры.

Игры на внимание и память.

Тактильный массаж.

Графические задания.

15.03.18

Занятие № 6

«Занимательные игры»

Речевые игры.

Игры на внимание и память.

Подвижная игра.

Графические задания.

12.04.18

Занятие № 7

Викторина «Умники и умницы»

Викторина.

Подвижная игра.

Чаепитие.

11. Литература

О.В.Бережнова «Работа с семьей при подготовке детей к школе» (лекторий для родителей будущих первоклассников), С.-П. «Детство-Пресс», 2011г

Р.Н. Ситдикова «Опережающее обучение ребенка», Челябинск, 2012.

Ю.А.Афонькина, О.Е.Борисова, Т.Э.Белотелова «Развитие умения управлять собой» (цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет), Волгоград, 2014г

Т. А. Евтюкова «Викторины для дошкольников», Новосибирск, 2008

Е. А. Нефедова, О. В. Узорова О. В. «Готовимся к школе» (практическое пособие для подготовки детей), Москва, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»

Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...