Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности
статья

Мельниченко Надежда Александровна

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности. Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Великие педагоги прошлого – Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо придавали особое значение познавательной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Так как развитие познавательного интереса у детей требует усилия мысли, сосредоточенности на тех или иных явлениях или процессах, оно связано непрестанным накоплением знаний, умений, навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».  Н.Н. Поддъяков.

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, оказывают отрицательное влияние на все последующее его развитие.

Интеллектуальное развитие личности – это фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходятся, как самому ребенку, так и обществу в целом.

Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности. Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Великие педагоги прошлого – Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо придавали особое значение познавательной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Так как развитие познавательного интереса у детей требует усилия мысли, сосредоточенности на тех или иных явлениях или процессах, оно связано непрестанным накоплением знаний, умений, навыков. И для своевременной образовательной системы значение познавательной деятельности чрезвычайно важно.

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Поэтому педагоги должны использоваться эффективные формы и методы для обучения детей. Мы с вами знаем, что методы обучения – это способы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Каждый метод состоит из определенных приемов. Прием в отличии от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. В процессе обучения совместная деятельность педагога и детей осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.  

Выбор метода обучения зависит прежде всего от цели и содержания предстоящего занятия.

Для того, чтобы наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром педагог может использовать:

- методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);

- методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на занятии);

- методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи различных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива, направленная на последующую деятельность, беседа);

- методы коррекции и умолчания детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа).

Говоря о методах и формах обучения детей, мне хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Предметно-развивающая среда, созданная в саду для развития познавательной активности детей от 3-7 лет - неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. Беседуя с ребёнком о том или ином предмете, можно загадать описательную загадку, рассказать познавательную сказку. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным сказкам, сказкам - пояснениям дети имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой.

Основой для познавательных сказок и рассказов является различная познавательная информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию. Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка, возможность развития познавательной активности.

Занятия с детьми в детском саду необходимо обогащать игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Необходимо включить дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать, постепенно расширять и углублять все новые и новые знания об окружающем мире. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. Метод близкий к идеальному в формировании познавательных интересов, догадались какой? (Ответы педагогов).  Правильно, это метод экспериментирования. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более усвоенными, прочными. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;

- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности;

- полученные знания запоминаются надолго и хорошо усваиваются детьми;

- ребенок действует сам, а не остается в роли наблюдателя.

Задача взрослых помочь детям, потому, что дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Метод экспериментирования идеален в этом отношении. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. Этот метод не так труден, для него в большинстве случаев не требуется сильно сложное, специализированное и дорогое оборудование.

Метод экспериментирования в работе с дошкольником сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования.

 Следует отметить, что все методы в процессе обучения должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат обучения и развития детей.