Изготовление и использование тряпичных кукол в работе учителя-логопеда
презентация

Мастер-класс для педагогов ДОУ, с изготовлением куколки добрых вестей-колокольчик.Данный мастер-класс позволяет познакомить педагогов с разнообразием народных кукол и самим изготовить замечательную  куколку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tryapichnaya_kukla.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Изготовление и использование тряпичных кукол в работе учителя-логопеда» Учитель-логопед 1 кв .кат. Боровикова Н.Н.

Слайд 2

"Плох тот народ, который не помнит, Не ценит и не любит своей истории". А.С.Пушкин Еще в недалеком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому . К , сожалению, народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать историю народной игрушки. Нужно пытаться разнообразить и дополнить мир игрушек ребёнка настоящими исконно русскими тряпичными куклами. Основным достоинством тряпичной куклы является то, что когда ребенок сам (под руководством родителей, воспитателей) ее мастерит - кукла становится родной и дорогой. Она способствует развитию творческих способностей детей , у детей формируется чувство прекрасного, а также воспитывается усидчивость, организованность .

Слайд 4

К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», « Куклак », «Малышок голышек», «Сорока-Белобока», «Узелковая», «Бабочка», « Столбушка » и другие. « Стригушку » - делали из живых природных материалов - травы или соломы. Она являлась самой распространенной детской игровой куклой». Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы (зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту). А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него . Игровые народные куклы

Слайд 5

Обрядовые – это куклы которые принимали участия во время различных обрядов, без которых не возможно было осуществлять посевы, сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды. К обрядовым куклам относятся – « Крупеничка »,« Покосница », «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Пасхальная голубка», « Отдарок на подарок» и другие . Отдарок на подарок - это простейшая тряпичная кукла, которую делали дети с 2-х лет, благодаря взрослых за подарок. Для куклы нужно - лоскуток-прямоугольник и немного ниток. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.

Слайд 6

Обереговые – это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов. К обереговым куклам относятся - « Куватка », «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», « Берегиня », «Малышок-голышек», « Десятиручка », «Узелковая» и многие другие .

Слайд 7

Кубышка-травница - э та кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка - травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешительница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Слайд 8

Многоручка - кукла-оберег для помощи в хозяйстве. Такую куколку дарили на свадьбу невесте, чтобы став женой она все успевала, чтобы все у неё ладилось. Чтобы рукоделие приносило хозяйке денежку, на пояске у куколки привязывают узелок- лакомник с зернышком и монеткой. Куколку с десятью ручками называли Десятиручкой и дарили девушкам, которые садились за приданное.

Слайд 9

Куколка на счастье - свое название она получила благодаря своей длинной косе - символ женского начала. В русских народных сказках, где герои идут за своим счастьем, упоминается эта куколка, как кукла помощница. И сейчас считается, что если носить такую куколку с собой - тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое счастье.

Слайд 10

Правила изготовления славянских оберегов: 1) Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Более того - обереги которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми считаются самыми сильными. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу. 2) Нельзя заставлять или вынуждать кого-либо делать оберег. Изготовление оберега возможно только на добровольных условиях. 3) При изготовлении оберега мастер должен быть спокоен и чист помыслами. Т. к. во время изготовления оберег запишет окружающую энергетику. 4) Необходимо осмысленно подойти к выбору материала из которого будет изготовлен оберег, ведь у серебра, золота, камня, дерева, или любого другого материала свойства различны. 5) Человек, изготавливающий оберег, должен осознавать, что он изготавливает, и какой эффект имеет данный оберег. Тщательно изготовленные опытным мастером обереги имеют более сильный эффект. 6) Обереги изготовляются в ручную, поштучно. Конвейерное производство и штамповка одинаковых изделий не допустимы.

Слайд 11

Особенности изготовления тряпичной куклы. Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Часто нитки которые из ткани формировали основу куклы особым образом скрещивались в так называемый « обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка закреплялась. Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание.

Слайд 12

Важной особенностью на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье. Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело сделанное во второй раз перечеркнет то что было сделано в первый.

Слайд 13

Использование тряпичной куклы, как средство развития речи. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Она создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию . Играя в тряпичные куклы, ребенок освобождается от болезненных психологических ощущений, становится коммуникативно-общительным, у него совершенствуются лексико-грамматический строй, звуковая культура речи . В процессе изготовления русских народных кукол в наше время у детей развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений, формируется умение задавать вопросы, воспринимать полученную информацию, закрепляется умение решать различные проблемы при изготовлении куклы . И наконец - обыгрывание куклы, а играть ею в тишине и в одиночестве совершенно невозможно. Каждому ребенку хочется похвалиться куклой, которую он сделал своими руками, хочется чтобы его похвалили и захотели играть с его куклой. Таким образом, у ребенка развитие коммуникативных способностей происходит в процессе придумывания сюжета, обсуждения его с партнерами по игру. У ребенка оттачивается интонационная выразительность, варьируется темп речи, звуки становятся отчетливыми и ясными.

Слайд 14

Изготовление куклы «Колокольчик»

Слайд 15

Изготовление куклы «Колокольчик»

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога

Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»...

Использование тряпичных кукол в работе логопеда

Использование тряпичных кукол в работе логопеда...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Использование нетрадиционного игрового материала "Тряпичная кукла" в работе учителя-логопеда

Всем известно, что в настоящее время наблюдается рост числа детей, чье речевое развитие отстает, в той или иной степени, от возрастной нормы.Поиск новых форм и методов обучения детей с речевым нарушен...