Прект "Волшебная соль"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Тема : «Волшебная соль»

Цель проекта:Формирование представление о соли как необходимом для человека продукте.

Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_sol.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема : «Волшебная соль»

Цель проекта:

Формирование представление о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов.

Задачи проекта:

- Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?

- Исследовать свойства соли опытным путём.

- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности ребёнка.

- Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

-Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

- Развивать коммуникативные навыки дошкольника.

- Вырастить кристалл поваренной соли.

Участники проекта

Воспитанники старшей группы №12 , воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный, с 11 марта по 29 марта

Проблема

Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.

Ожидаемый результат:

1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).

2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.

3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.

4. Вырастить кристалл соли.

Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки , соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.

Материал для рисования:  альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.

Продукт нашей деятельности:

Изготовление картотеки проведённых опытов с солью;

Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли;

Выставка рисунков солью.

1.Актуальность.

Когда проголодавшийся человек садится за стол, а обед еще не готов, он с нетерпением начинает есть хлеб с солью. Никому и в голову не приходит, что из-за этого белого кристаллического порошка, лежащего в обыкновенной солонке, люди когда-то могли сражаться, убивать друг друга, продавать в рабство и кочевать из одной страны в другую. Бывало даже и так, что крупинка соли могла изменить судьбу человека, а несколько крупинок этого удивительного порошка возвращали жизнь умирающему. В чем же тут дело? Почему простая столовая соль могла творить такие «чудеса»? Разве теперь она изменилась? Нисколько! И в наши дни поваренная соль таит в себе много скрытых, удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить ни один живой организм. Соль предохраняет продукты от гниения. Она понижает температуру таяния снега и льда. Из соли приготавливается много необходимых лекарств, и соль нужна для производства самых обыкновенных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого. Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни. Без соли не только не может жить человек, но не могут развиваться и многие отрасли, современной промышленности. Почему же именно эту обыкновенную поваренную соль ничем нельзя заменить? Из чего она состоит, откуда ее берут, почему раньше она ценилась дороже золота, а теперь почти ничего не стоит?

2. Основные принципы реализации проекта.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

3. Методы и приемы при реализации проекта.

- Анализ познавательной литературы

- Опытно-экспериментальная деятельность,

- Исследовательская деятельность,

- Наблюдения,

- Творческая деятельность,

- Игровая деятельность.

Технология реализации проекта.

Совместно с ребёнком мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить плотность солёной и пресной воды. В реализации проекта нам помогали родители ребёнка, рассказывая дома о вкусовых качествах соли.

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.

В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.

Соль растворяется в воде.

При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

4. Ожидаемый результат реализации проекта

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

1. Изучить свойства соли (растворяется в воде, изменяет плотность воды, при испарении солёной воды образуются кристаллы).

2. Расширить представления детей о полезных и вредных свойствах соли.

3. Вовлечь детей в активную опытно-экспериментальную деятельность.

4. Вырастить кристалл соли.

5. Этапы реализации проекта

Подготовительный

11-18 марта

- Формирование проблемы, цели проекта.

- Изучение специальной литературы.

- Подготовка материалов и оборудования для опытов и экспериментов.

Основной

19-25 марта

- Беседы «Что ты знаешь о соли?», «Соль — друг и враг»

- Дидактические игры «Соль — друг и враг», «Соленое — не соленое»

- Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли».

«Определение плотности солёной воды»

«Как вырастить кристалл из соли?»

Заключительный

26-29 марта

- Выставка рисунков солью

План-схема реализации проекта

Период

Понедельник

Задачи

1. Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности

Совместная деятельность воспитателя и детей

- Беседа – обсуждение «Что ты знаешь о соли?»

- Знакомство с пословицами и поговорками о соли.

- Дидактическая игра «Соленое — не соленое»

Самостоятельная деятельность детей

- Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Итог

Обогащение представлений о соли.

Период

Вторник

Задачи

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. Вырастить кристаллы поваренной соли.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Опытно-экспериментальная деятельность «Как вырастить кристалл из соли?»

Самостоятельная деятельность детей

Наблюдение за образованием кристаллов соли

- Дидактическая игра «Соленое — не соленое»

Итог

Подтвердить, что соль — это кристаллы, что соль добывается из соленой воды

Период

Среда

Задачи

1. Расширить знания детей о соли, ее полезных свойствах и вреде для здоровья

«Соль — друг и враг»

Совместная деятельность воспитателя и детей

Высаживание растений в соленую и пресную воду

- Дидактическая игра «Соль — вредная и полезная»

Самостоятельная деятельность детей

- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде

Наблюдение за образованием кристаллов соли

Итог

Выявить полезные и вредные свойства соли

Период

Четверг

Задачи

1. Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств

Совместная деятельность воспитателя и детей

Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли»

«Определение плотности солёной воды»

- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде

Самостоятельная деятельность детей

- Наблюдение за образованием кристаллов соли

- Дидактическая игра «Соль — вредная и полезная»

Итог

Установить, что соль растворяется в воде, зависимость растворяемости соли от температуры воды

Установить, что плотность соленой воды выше, чем пресной.

Период

Пятница

Задачи

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Рисование солью

Самостоятельная деятельность детей

- Наблюдение за изменением состояния растений в соленой и пресной воде

- Наблюдение за образованием кристаллов соли

Итог

Сделать вывод о том, что от соленой воды растения погибают

Вырастить кристалл поваренной соли

Выставка рисунков

6. Результаты реализации проекта.

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха.

В ходе реализации проекта пришли к следующим выводам:

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве, а также широко используется в медицине.

Соль растворяется в воде.

При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

Работа с родителями:

1. Консультация «Домашнее экспериментирование».

2. Помощь в подготовке к опытно-экспериментальной деятельности (подбор оборудования и материалов).

3. Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.

Приложение:

Загадки:

Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже… (Соль)

 Этот камень можно есть, Он в слезах и поте есть. Не вкусна в борще фасоль, Если пожалели соль…

 В воде она родится, Но странная судьба- Воды она боится, И гибнет в ней всегда… Все ребята знать должны, Из чего пекут блины! Ты не знаешь что ли? Молоко, мука, яйцо и щепотка…

Меня не едят, Но и без меня мало едят. Что за странный порошок, С виду неприметный. Но любое блюдо он, Делает отменным..(Соль)

 Мясо любит и капуста, Помидор, арбуз и сало, Огурец, растёт что густо. Может хватит или мало?..(Соль)

 Одну меня — Не съешь никогда. А без меня — Не вкусна еда. В воде родится, А воды боится…(Соль)

И не красива, и не вкусна, А без неё еда пресна…(Соль) В воде родилась, В огне крестилась. На воду пала и пропала…
Пословицы и поговорки о соли:

  • Без соли не сладко, без хлеба не сытно.
  • Без соли стол кривой.
  • Недосол на столе, а пересол на спине.
  • Соли не жалей — так есть веселей.
  • Хлеб за солью не ходит.
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Из пресного сделаешь соленое, а соленого не опреснишь.
  • За хлебом-солью всякая шутка хороша.
  • И старая лошадь до соли лакома.
  • Несолоно хлебать, что немилого целовать.
  • Солона рыба на своем блюде.
  • Соль варим, а сами в нужде сидим.
  • Солью сыт не будешь слезами горя не избудешь.
  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • Без соли хлебать, что немилого целовать.
  • Без соли что без воли: жизни не проживешь.
  • Без соли, без хлеба — половина обеда.
  • Без соли, без хлеба — худая беседа.
  • Без соли, без хлеба за стол не садятся.
  • Без соли, без хлеба плевать на обед.

Опытно-экспериментальная деятельность.

1. Соль растворяется в воде.

В ёмкость с водой, погружаем ложку с солью – соль с нее исчезла.

Вывод: соль растворяется. Приглядевшись, я увидела, что соль состоит из маленьких кристалликов. Получается, что соль похожа на лед – когда она попадает в воду – тает.

2. Соль в воде разной температуры.

Берем два стакана с холодной и горячей водой. Кладем в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в обеих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.

3. Получение кристаллов.

Берем небольшое блюдце, наливаем туда воды, добавляем соль, размешиваем и оставляем на ночь на батарее.

Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли.

Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.

4. Исследуем плотность солёной воды.

Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!

Вывод: соль действительно повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

5. Определяем влияние соли на рост растений.

Берем две емкости с водой. В одну добавляем соль. Ставим в обе емкости ростки растений. Наблюдаем в течение дня. Росток в соленой воде вянет.

Вывод: соль вредит росту растений.

6. Выращивание кристалла соли.

Берем высокий стеклянный сосуд, наливаем горячую воду, добавляем соль, пока она не перестанет растворяться. Опускаем в раствор синельную проволоку. Через несколько дней видим кристалл, образованный из мелких частиц.

Вывод: используя свойства соли кристаллизоваться, можно вырастить кристалл соли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...