Развитие исследовательской активности детей – актуальная проблема дошкольного образования.
статья (старшая группа)

Современное общество нуждается в людях, обладающих креативным складом мышления, способных к исследованию и анализу  задач деятельности, выбору  вариативных  стратегий поведения. В мировой практике идет поиск педагогических технологий активизации  процесса развития  творческих, исследовательских способностей   обучающихся  на  всех  ступенях  образования. В этом плане  особый интерес  представляют  начальные ступени образования и в частности,  дошкольный  возраст – время, когда в ребенке закладываются  базовые способности  познания,  общения и деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_opyt_issledovaniya_09.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 

Развитие исследовательской активности детей – актуальная проблема дошкольного образования.

                                                                                        «Случайные открытия совершают

                                                                                         только подготовленные умы»

                                                                                                                                   Паскаль

Современное общество нуждается в людях, обладающих креативным складом мышления, способных к исследованию и анализу  задач деятельности, выбору  вариативных  стратегий поведения. В мировой практике идет поиск педагогических технологий активизации  процесса развития  творческих, исследовательских способностей   обучающихся  на  всех  ступенях  образования. В этом плане  особый интерес  представляют  начальные ступени образования и в частности,  дошкольный  возраст – время, когда в ребенке закладываются  базовые способности  познания,  общения и деятельности.

        Стремление к исследованию окружающего мира, естественная потребность  ребенка. Она проявляется буквально с первых  месяцев  его  развития. Уже простое наблюдение за поведением  ребенка раннего и младшего дошкольного возраста обнаруживает его желание исследовать разнообразные предметы, их свойства, назначение с помощью сенсорных способов познания, предметной  деятельности и игры. К четырем годам ребенок  входит в возраст «почемучек»: он задает вопросы и настойчиво с помощью  взрослого и самостоятельно ищет на них ответы.

         В старшем дошкольном возрасте проявляется интерес к познанию более широкого круга физических и социальных объектов. При соответствующих условиях дети приобретают умение использовать комплексные, вариативные воздействия на интересующий их объект с целью выявления его внутреннего строения и связей с другими объектами.                 Вместе с тем, в старшем дошкольном возрасте  у части детей начинает проявляться стереотипизация познавательных действий, снижение исследовательской активности, стремление без  дополнительных интеллектуальных усилий получить от взрослого готовые ответы на возникающие вопросы. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Эти явления во многом обусловлены просчетами в организации образовательного процесса и взаимодействия взрослых с детьми

Ученые всех стран солидарны в том, что раннее и дошкольное  детство являются периодом наиболее  интенсивного умственного развития. Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к  образовательному влиянию. Упустить  благоприятные возможности этого  периода для обогащения опыта исследовательского  поведения и  познавательных  способностей  дошкольника – значит,  нанести  невосполнимый  вред детскому развитию.  Именно в  детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает  первые самостоятельные исследования и  открытия, переживает радость познания  мира и собственных  возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

        Многие авторы подчеркивают, что в настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности детей, качественно более высокого уровня,  ориентированная на становление исследовательской  позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром  в познавательно-исследовательской и практической деятельности. В работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина была обоснована решающая роль самостоятельной практической исследовательской деятельности ребенка в познании им свойств и связей окружающего мира.

    В настоящее время актуальной  задачей  является  создание в  образовательном  процессе современного ДОУ педагогических условий, способствующих  полноценному  раскрытию  познавательного потенциала и развитию исследовательской  активности каждого ребенка, с учетом своеобразия его индивидуальности и темпа развития. Необходимо в образовательном процессе обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой,  исследовательской  деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.

Понятие исследовательской активности взаимосвязано с  рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: это «познавательная активность», «исследовательское поведение», «исследовательская деятельность»,   «исследовательская инициативность».

Познавательная активность занимает ведущее место в формировании личности, познании в жизни и деятельности человека. В психологии, в дидактике нет единого подхода к определению этого понятия. Так, она определяется как:

- психологическое состояние, которое выражается в стремлении решать интеллектуальные задачи (Д.В. Вилькеев);

- готовность к  активному овладению знаниями, познавательными умениями и применению их для решения задач (Н.А. Половникова);

- состояние ребенка, которое характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);

- личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе (Г.И. Щукина).

Все эти определения познавательной активности взаимно дополняют друг друга. В целом, познавательная активность определяется как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.

        Основой познавательной активности выступают познавательные потребности: потребность в приобретении новых и углублении имеющихся знаний, потребность в познавательной  деятельности и овладении способами познания, потребность в самореализации и т.д.

 Познавательная потребность находит также свое выражение в форме исследовательского поведения, исследовательской  активности и инициативности, направленных на познание окружающего мира.

         Исследовательское поведение  – это наиболее общее понятие, неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания и развития в изменяющейся среде  (Ротенберг, Бондаренко, 1989). Программы исследовательского поведения начинают развертываться практически с момента появления ребенка  на свет, что позволяет ему ориентироваться в мире и познавать окружающее. [Шовен, 1972; Хайнд, 1975].

Исследовательская  деятельность может быть рассмотрена  как  целенаправленная деятельность, обладающая определенной структурой, ориентированная на   изучение  областей действительности с использованием исследовательских методов и процедур.

Исследовательская активность, на основе современных подходов, может быть определена как выраженное, настойчивое стремление личности, направленное на поиск решения значимой для  него проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Познавательная мотивация ребенка выражается в его исследовательской активности.

Исследовательская инициативность (А.Н.Поддьяков), понимается как активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения.

Рассмотренные понятия тесно взаимосвязаны. Логика их взаимодействия разворачивается в  направлении: «исследовательское поведение», «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», «исследовательская инициативность», последняя означает переход к новому  витку исследовательской активности и исследовательской  деятельности.

Исследовательская активность и исследовательская инициативность – это универсальные компоненты человеческой деятельности, выполняющие  важнейшие функции в развитии познавательных процессов, социализации личности и становлении ее субъектной позиции (А.Н. Поддьяков). При этом исследовательская инициативность, как способность к творческому изобретению новых оригинальных способов достижения разнообразных исследовательских целей,  может быть определена как высшая степень развития исследовательской активности.

Одним из ярких и ранних проявлений исследовательской активности дошкольника является его бескорыстное стремление к познанию  окружающего мира.  Н.Н. Поддьяков обращает внимание на то, что исследовательская активность ребенка проявляется как  внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Движущей силой саморазвития ребенка является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях, в самообновлении, что вызывает исследовательскую активность. Ребенок познает окружающий мир, экспериментирует с различными объектами, способами их исследования, делает предположения, выводит новые знания. Чем ярче выражена исследовательская активность, разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность  дошкольника, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

А.М. Матюшкиным были намечены основные этапы развития исследовательской активности в детском возрасте:

 1. На ранних этапах развития ребенка исследовательская активность выступает в форме непроизвольного внимания, составляя предпосылку для ориентировки в окружающем, интуитивного понимания и непроизвольного запоминания;

2. В 3-5 лет развивается более широкая любознательность ко всему новому. Развитие исследовательской активности происходит как поиск ответов на интересующие ребенка вопросы.

3. В 5-7 лет основным  структурным компонентом познавательного развития дошкольника становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, проявляется в поиске несоответствий и противоречий, выражается в высокой избирательности к исследуемому новому, а также в собственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача часто приводит к возникновению познавательной проблемы и  вызывает исследовательскую активность ребенка.

4. В 8-12 лет процесс поиска и исследования завершается решением более сложных проблем, обнаружением скрытых связей и отношений. В дальнейшем исследовательская активность включается в интеллектуальный процесс.

        Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляют ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе поисковой  деятельности дошкольники   самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают опыт познания. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

        Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, еще не определился  окончательно и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью.         В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия  дошкольника, входящие в поисковую деятельность,  они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

        Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у  дошкольников.  Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка.        Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит  цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в поисковой  деятельности (в обследовании объекта, в экспериментировании и пр.) удовлетворяет свои непосредственные  интересы, желания,  свою волю.         Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым, и приобретает умение целенаправленно действовать в соответствии с заданными условиями.

Структура поисковой деятельности включает:

1. принятие от взрослого  или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;

2. анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;

3. выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;

4. отбор способов проверки возможных путей  решения  познавательной  задачи;

5. непосредственная проверка выбранных способов решения и выдвинутых предположений; корректировка путей решения по ходу деятельности;

        6. анализ полученных фактов и формулирование выводов (решение познавательной задачи).

7. обсуждение новых  задач и перспектив дальнейшего исследовательского поиска.

        Исследовательская активность реализуется дошкольником в разных формах: наблюдения, сенсорного обследования, ориентировочных и пробующих  действий, опытов, экспериментирования, эвристического обсуждения, развивающих игр и пр. Чем разнообразнее формы проявления исследовательской  активности, тем более ценный исследовательский  опыт получает дошкольник, тем успешнее  его познавательное  развитие.

        Вопрос о том, при каких педагогических условиях в образовательном  процессе  детского сада происходит развитие исследовательской активности дошкольников представляет важную проблему.

Для ее решения  необходимо учитывать, что исследовательская активность дошкольника как целостное образование, представляет собой единство трех компонентов:

- эмоционально-мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели;

- содержательный компонент, связанный с представлением дошкольников о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы;

- операциональный компонент, отражающий опыт практического использования исследовательских умений, поисковых  действий, комбинаторного перебора вариативных  способов  для решения проблемы.

Развитие исследовательской активности дошкольников  обусловливаются рядом принципов, определяющих содержание и организацию образовательного процесса в детском саду.

Принцип соблюдения меры неопределенности знаний. Для поддержания исследовательской активности детей необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных отчетливых знаний оставалась зона так называемых «неопределенных, неполных знаний» (Н.Н.Поддъяков), на самостоятельное уточнение которых воспитатель направляет дошкольников, заинтересовывая их поиском новых дополнительных сведений. Дети  не ждут исчерпывающего разъяснения взрослого, они на основе возникшего интереса сами активно ищут возможность уточнения того, что им неясно, строят догадки, задают вопросы, экспериментируют.

Н.Н. Поддъяков подчеркивает, что необходимое условие поддержания умственной активности детей заключается в том, чтобы рост неопределенных, неясных знаний обгонял рост ясных, определенных знаний.

Принцип постоянной поддержки и стимулирования исследовательской  активности дошкольников.

        Данный принцип направляет педагога не на информирование детей, а на побуждение их к выдвижению предположений и высказываний с дальнейшей проверкой в процессе экспериментирования, опытов, наблюдений. Например, испытать кораблики, сделанные детьми  из разных материалов: бумаги, ореховой и яичной скорлупы, щепок  на плавучесть в спокойной воде и во время ветра.

 Принцип  проблематизации  детской жизни, насыщения образовательного процесса разнообразными проблемными ситуациями, требующими решения.

Он заключается в создании в образовательном процессе «проблемного поля», побуждающего детей к проявлению умственной  активности. Современному воспитателю надо уметь ставить перед дошкольниками увлекательные проблемы, требующие решения  на  основе сообразительности, рассуждения, доказательства, поисковой и практической деятельности. Например, определить объект по отдельным признакам  или восстановить по отдельным деталям целостную картину явления: по небольшому фрагменту «фотографии» узнать, кто был сфотографирован.

Принцип опоры на актуальные интересы детей дошкольного возраста. Развивающий эффект будет иметь такая проблемная ситуация, которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с  актуальными для данного возраста интересами, завершается определенным лично-значимым результатом (познавательным или практическим). Существенное  значение для  развития исследовательской активности дошкольников приобретает проблема занимательности содержания. Занимательность обычно связана с элементами новизны, которая вызывает реакцию удивления, а удивление - первый акт познания.

 В этом плане большой интерес представляют разнообразные игры, сказочные фантазийные проблемные ситуации (помочь в беде сказочным персонажам, найти волшебное лекарство, выбрать способы  защиты от нападения космических  пришельцев и т.п.), фокусы, обостряющие интерес детей к исследованию и поиску решений.

Особенно обостряет исследовательскую активность дошкольников информационный конфликт: когда, к примеру, наблюдаемый объект ведет себя необычно, нарушает привычные ожидания ребенка: не падает, катится в обратном направлении, исчезает из поля зрения и т.п. Столкновение противоречивых фактов вызывают у дошкольников недоумение, активный поиск ответа на возникший вопрос,  обеспечивает гибкость и динамичность детского мышления, возможность получения новых знаний и становление новых способов умственной деятельности. 

Принцип широкой реализации исследовательского подхода дошкольников в разных видах деятельности. Он требует создания в группе детского сада исследовательского пространства, активизирующего исследовательский поиск и экспериментирование на  разном содержании:  в играх, в труде, изобразительной деятельности, в процессе наблюдений, в ситуациях выбора материалов, в процессе поиска средств и способов решения практических, коммуникативных и творческих задач. Использование интегративного подхода в отборе содержания исследовательской экспериментальной деятельности детей на основе  усложнения и взаимодополняемости  решаемых задач в разных видах детской деятельности, способствует обогащению исследовательского субъектного опыта детей. Субъектность  проявляется в стремлении дошкольника действовать самостоятельно, в готовности  активно искать ответы на возникающие вопросы, проявлять инициативу  и творчество.

         Для развертывания исследовательского поведения необходима соответствующая организация предметно-развивающей среды, оптимальный уровень сложности  решаемых задач, т.к. замечено, что слишком легкие или сложные объекты ведут к быстрому угасанию познавательной активности детей.

         Главное, что пробуждает исследовательскую активность ребенка, это невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами. Необычная ситуация, которая вызвала исследовательскую активность, в процессе исследования изменяется, и ребенок должен реагировать на  изменения своими действиями, строить предположения о дальнейшем развитии ситуации, предпринимать разные стратегии поисковых, исследовательских действий, настойчиво пытаясь решить значимую для него проблему.

        Принцип сочетания индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм организации экспериментирования, индивидуального и коллективного исследовательского поиска,  объединения детей в исследовательские мини-проекты, с учетом направленности их интересов и  уровня исследовательской активности.

         Принцип непрерывности исследовательской деятельности. предполагающий продолжение детского экспериментирования с объектами в условиях семьи и взаимодействия дошкольников с родителями. Воспитатель предлагает детям повторить  опыты, которые  проводились в детском саду, дома, включить в исследование новые объекты, самостоятельно расширить исследовательский  поиск.

        В условиях семьи возможности детских исследований расширяются  за счет новых  предметов, более свободного и длительного экспериментирования. Участие в детских исследованиях членов семьи, родителей, старших братьев и сестер, бабушек или дедушек  эмоционально оживляет  экспериментирование, делает его безопасным и что особенно ценно,  дает новое содержание общения детей и взрослых. Обычно взрослые члены семьи начинают делиться с ребенком  своим прошлым исследовательским опытом, показывают новые приемы исследования, интересные опыты. Об этом дети с увлечением рассказывают в детском саду. Воспитатель поддерживает детскую инициативу, обмен впечатлениями, обсуждает с детьми результаты  домашних опытов и открытий, что стимулирует дальнейшую исследовательскую активность дошкольников.

        Следует отметить, что развитие исследовательской позиции ребенка-дошкольника осуществляется постепенно и требует взаимодействия взрослого и ребенка. Вначале взрослый ставит проблему и намечает путь и средства ее решения. Дети самостоятельно его осуществляют, получая необходимую поддержку и помощь воспитателя.

Затем воспитатель только ставит проблему, требующую исследования, но способ ее решения ребенок ищет самостоятельно. В дальнейшем постановка проблемы, равно как и отыскание способа решения, осуществляется детьми самостоятельно. Они выделяют проблему, которая их заинтересовала; обсуждают, ищут возможные решения; осуществляют исследование, исходя из принятых решений; делают выводы в соответствии с полученным результатом. При этом советы воспитателю: больше слушать, чем говорить, больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем непосредственно направлять.

При этом необходима разработка комплексной системы дидактических средств, стимулирующих развертывание исследовательской активности детей в направлении самостоятельного познания объектов нарастающего уровня сложности (игрушек-головоломок, логических игр на предметном материале, специально сконструированных объектов и устройств, компьютерных игр, демонстрационных моделей).

  Исследовательская активность наиболее ярко проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними, предпринимаемые  им практические действия выполняют познавательную и ориентировочно-исследовательскую функцию и помогают получить необходимую информацию, раскрыть содержание и свойства данного объекта.

        Деятельность экспериментирования выступает в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности дошкольников и может претендовать на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка [Поддьяков 1995].

Особая ценность экспериментирования состоит в  активно-преобразующей направленности этой деятельности ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но и  преобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений.

Наибольший развивающий эффект имеет свободное экспериментирование, которое  не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте.

Большой развивающий потенциал детского экспериментирования делает его важнейшим педагогическим средством развития исследовательской активности и связанной с ней субъектной позиции ребенка в познании и деятельности.

        Анализ практики развития исследовательской активности и личного исследовательского опыта старших дошкольников в ДОУ обнаружил ряд проблем, требующих решения. Наблюдаются противоречия

- между потребностью педагогов широко использовать этот вид активности в реальной практике и недостаточной подготовленностью к эффективному руководству ею.

- между стремлением педагогов поддержать исследовательскую самостоятельность и инициативу детей в процессе экспериментирования и недостаточной освоенностью  содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников. Все это свидетельствует о недостаточной компетентности педагогов.

Многие педагоги рассматривают детское экспериментирование как простую разновидность продуктивной детской деятельности. Поэтому, они уверенно занимают регламентирующую и направляющую позицию, четко инструктируют детей, что и как необходимо делать в экспериментировании с объектами.

 Обычно, воспитатели внимательно наблюдают за процессом детского экспериментирования, постоянно напоминают  и показывают дошкольникам, какие действия необходимо совершить, чтобы получить нужный результат. Например, какие краски взять и как их правильно смешать, чтобы получился нужный цвет, какие фильтры надо выбрать, чтобы очистить воду и т.п. Точное выполнение детьми указаний и получение соответствующего  результата сопровождается одобрительной педагогической оценкой. К сожалению, подобная практика организации экспериментирования  наблюдается во многих детских садах.

Вместе с тем, детское экспериментирование – это, прежде всего, активно-преобразующая самостоятельная, исследовательская деятельность детей (Н.Н. Поддьяков). Она  не задается взрослым заранее в виде жесткой схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является интерес к получению новых сведений об объекте, поиск новых способов, приемов решения возникшей проблемной ситуации и  задачи.

«Почему это так происходит?», «Что будет,если…?»- главные вопросы, которые решает ребенок в эксперименитровани. Задача педагога – стимулировать, инициировать и поощрять активный самостоятельный поиск ответов на подобные вопросы.

Данные, полученные в работах О.В. Афанасьевой, З.А.Михайловой, О.В. Киреевой, свидетельствуют о том, что наблюдающееся снижение исследовательской активности у старших  дошкольников в детском саду в значительной степени обусловлены недостаточным опытом успешного самостоятельного познания, боязнью совершить ошибку или  нарушить установленный воспитателем порядок.

         В процессе свободного экспериментирования дошкольники преодолевают страх совершения ошибки, что развивает инициативу и активизирует поисковые действия. Только при этом условии  в экспериментировании происходит  саморазвитие ребенка, успешно накапливается ценный исследовательский  опыт.

Ситуация экспериментирования открывает большие возможности  для обогащения взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. Практика показывает, что многие дошкольники, осуществляя экспериментирование с объектами совместно со сверстником, чувствуют себя более уверенно, происходит взаимное дополнение идей, обмен мнениями,  что делает исследовательский поиск решения вариативным.

Однако надо отметить, что нередко эмоциональные переживания детей, сопровождающие процесс совместного со сверстниками экспериментирования, приводят к бурным спорам и даже конфликтам, к нарушению взаимопонимания.

Компетентный воспитатель помогает маленьким исследователям найти справедливый путь разрешения острой ситуации. Если дети не приходят к общему согласию, он предлагает им апробировать каждый из предложенных способов решения проблемы и экспериментальным путем, самостоятельно убедиться, какой способ является более эффективным и правильным.

Несомненное значение для развития исследовательского опыта детей имеет  особым образом построенное взаимодействие педагога и ребенка. Основой его является равноправное общение  и умение взрослого проявить искреннюю заинтересованность в  решении проблемы. Взрослый эмоционально переживает процесс продвижения ребенка к открытию нового. Он не предлагает готовых рецептов и алгоритмов решения. Задача педагога в том, чтобы с помощью своих вопросов, высказанных сомнений («Боюсь что я не смогу догадаться! А ты как думаешь?»), высказанных опасений («Вдруг все развалится!») или явно  нелепых предложений («Попробуй использовать это…»), а также искреннего выражения удивления и восхищения ( «Как это тебе пришло в голову, я бы никогда не догадалась!» или «Неужели у тебя получается?!  Ну-ка, покажи мне еще раз, я тоже хочу проверить!), пробудить активность, вселить в ребенка уверенность, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения.

 Педагог не боится стать «незнайкой», высказать свои опасения, проявить неуверенность, обратиться к ребенку за советом и помощью, поставить проблемный вопрос. Подобными действиями он инициирует дальнейшее развитие детского исследовательского поиска и выражает веру в том, что дошкольник  сможет самостоятельно совершить свое открытие.

 Воспитателю важно вести проблемный диалог с ребенком, незаметно  для него,  косвенно наталкивая на комбинаторный перебор разных вариантов решения, установление аналогий, привлечение прошлого опыта и проявление настойчивости в преодолении трудностей. К сожалению, проблемное, личностно-ориентированное, равноправное взаимодействие с ребенком в исследовательской деятельности представляет для многих воспитателей  большие трудности.

Для стимулирования исследовательской активности важно, чтобы достижения ребенка в экспериментировании были не просто поддержаны взрослым, но и  становились  известны другим детям. Осуществление воспитателем принципа «совместного переживания сверстниками радости открытий» помогает объединить  детей стремлением к исследованию окружающего мира. Этому способствует создание широкого исследовательского пространства в группе детского сада, активизирующего поисковую деятельность  дошкольников на основе   перспективы движения к решению новых увлекательных задач и освоению новых исследовательских умений. При этом развитие исследовательской активности и  инициативы детей обостряется  в условиях неопределенности, новизны, сложности  объектов и проблемных ситуаций.        Современная образовательная практика обнаруживает большие потенциальные резервы развития исследовательского опыта старших дошкольников в ДОУ с помощью метода проектов.

     Детский проект это объединение детей дошкольного  возраста на основе увлекательной проблемы, решения которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного обсуждения, поиска необходимой информации, исследовательской и продуктивной деятельности, сотрудничества и последующей презентации полученного продукта.

      Определение тематики и содержания детских совместных проектов осуществляется воспитателем при непосредственном участии  дошкольников. Задача воспитателя – увлечь детей перспективной,  интересной, насыщенной разнообразными делами и событиями деятельностью исследовательской направленности. При этом по мере накопления детьми исследовательского опыта позиция воспитателя динамично меняется от активного содействия, к роли советчика-консультанта,  заинтересованного партнера и наблюдателя.

       Вместе со взрослым дошкольники раскрывают «тайны природы», «секреты окружающих предметов», исследуют свойства веществ и материалов. Тематически это могут быть «тайны магнита», «волшебство света и звуков», «секреты преображения воды», «чудеса воздуха», «загадки действия различных механизмов»  и пр.

         Для расширения практики исследовательского поиска в детском  проекте могут  участвовать родители. Это позволяет включить детские исследования в орбиту детских исследований  предметы более широкого окружения, разнообразить опыт экспериментирования в домашних условиях. Принцип «непрерывности исследовательской деятельности дошкольников», предполагающий продолжение детского экспериментирования с объектами в условиях семьи и взаимодействия детей с родителями показал свою эффективность.

        Взаимодействие взрослых и детей строится  как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициатор, участник, координатор, автор идей) и создается обстановка «радости общего открытия нового».

        Таким образом, современный образовательный процесс в дошкольном учреждении необходимо развивать на широкой исследовательской основе, делая ребенка не просто потребителем готовой информации, а  первооткрывателем и экспериментатором. Для детей  это, прежде всего, возможность субъективной самореализации посредством  активного освоения и воспроизводства личного исследовательского опыта.         Разработка эффективных педагогических  условий развития и поддержки исследовательской активности дошкольников представляет актуальное направление современной педагогики дошкольного детства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОСДО.

Система работы с детьми над проблемой по теме "Страна сказок Пушкина."...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА система и формы работы с детьми старшей группы над проблемой : «Что такое ветер?» ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Расширение представлений детей о таком природным явлением , как ветер, уточнение причин  его возникновения , его роли в жизнедеятельности  человека. Способствование формированию умения наблю...

Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст

Развитие  детей дошкольного возраста направлено на формирование  познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...