Наблюдения в природе
картотека (младшая группа)

Наталья Вениаминовна Макарова

Картотека наблюдений в природе с детьми младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_v_prirode_mladshaya_gruppa.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н А Б Л Ю Д Е Н И Я    В    П Р И Р О Д Е    О С Е Н Ь Ю

Осень – самое благодатное время года – в природе так много ярких красок, удивительных и разнообразных форм, явлений, звуков …

У младших дошкольников так мало жизненного опыта, а вокруг так много интересного. И поэтому очень важно, чтобы взрослый помог малышу увидеть всю красоту и богатство осенней природы, те изменения, которые в связи с этим происходят в жизни и деятельности детей и взрослых, животных и птиц.

Ранней осенью еще греет солнышко, тепло, птицы поют свои песни, животные и люди наслаждаются светом и теплом.

В деревне, на даче бабушки и дедушки, папы и мамы собирают фрукты и овощи. Покажите детям, как и где растут эти вкусные плоды, дайте возможность принять участие в сборе урожая. Научите различать некоторые овощи /огурцы, помидоры, морковь, картофель, капусту/ и фрукты /яблоки, груши/ по внешнему виду и вкусу. Обсудите с ребятками увиденное, похвалите их за помощь. Уточните вкус и цвет овощей и фруктов /сладкие, кислые, красные, желтые, зеленые/.

В младшей группе продолжаем учить детей определять состояние погоды: середина осени–солнышко уже не теплое, часто становится холодно, идут дожди, пасмурно, дождливо, дует ветер.

Октябрь – самые яркие краски: деревья и кусты очень нарядные: листы красные, желтые, оранжевые, зеленые. Подул ветерок, и полетели листики, закружились, падают на землю, шуршат под ногами – рассмотрите с детьми их форму, цвет, поиграйте листочками, вспомните стихотворение В. Авдиенко “Осень”:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый – кленовый.

Все чаще в небе видны стаи птиц. Но в городе много голубей, воробьев, ворон /покажите их детям/, понаблюдайте за поведением птиц – они все чаще греются на солнышке или прячутся под крышами домов от дождя и ветра, им холодно. Животные – кошки и собаки – тоже чувствуют холод, торопятся домой с улицы: поскорее погреться в тепле.

Дети и взрослые встречают осень – угощаются ее дарами – фруктами и овощами, собирают в лесу грибы и ягоды, гуляют в нарядных парках и садах. Одевают теплую и красивую одежду и обувь – куртки, шапки, пальто, теплые брюки, туфли, кроссовки, ботинки, резиновые сапожки. А когда идет дождик – прячутся под зонтиками.

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот …                                 В. Мирович.

Конец осени – стало  совсем холодно, дует сильный ветер, пасмурно, по небу плывут тучи и закрывают солнце, идет дождь и даже снег, по утрам и вечерам все лужи прячутся подо льдом.

Деревья стоят голые, без листьев только елочки не боятся холода – зеленеют, как и летом. Птицы улетели в теплые края. Звери в лесу приготовили теплые норки-домики, чтобы не мерзнуть, медведи спрятались в берлогах и крепко спят; зайчики поменяли серые шубки на белые; белочки сделали в своих кладовых запасы орехов и грибов ...

Вся природа ждет прихода зимы:

СНЕЖНОЙ, МОРОЗНОЙ, ВЕСЕЛОЙ!

Рассказывайте обо всем детям в доступной форме, понятным языком. Прислушивайтесь к нашим советам, заглядывайте в альбом “ОСЕНЬ”.

В добрый путь, уважаемые родители!

Н а б л ю д е н и я    в    п р и р о д е    в е с н о й

Вот и прошла зима! Пролетели славные веселые денечки, когда можно вволю нагреться со снегом, от души поваляться в нем и покататься с гор на лыжах и санках. На дворе – ВЕСНА! В конце зимы и ранней весной много интересного происходит в природе.

Во время прогулки надо обращать внимание детей на увеличение дня /солнце дольше светит, дни стали длиннее/, позже темнеет. Ранней весной во время таяния снега можно чаще проводить различные прогулки – наблюдения.

В теплый и ясный день взрослые вместе с детьми во время прогулки предлагают посмотреть, что изменилось в саду, парке, лесу с приходом весны. Дети отмечают, что снег стал очень рыхлым, грязным, тает, появились ручейки, свисают с крыш ледяные сосульки, началась капель, вместе со взрослыми дети устанавливают причины этих явлений.

Дети слушают журчание ручьев, ищут место, откуда они начинаются, прослеживают, куда текут. Пустив щепку или лодочку в ручеек, можно спросить: “Куда она плывет? Почему плывет в ту сторону? Подобные наблюдения помогают сделать вывод, что лодочка плывет в ту сторону, куда течет ручеек, вода движет лодочку.

Во время ледохода можно провести экскурсию на возвышенный берег реки, чтобы проследить, как стекают в нее весенние потоки. Дети слушают, как трещит лед. Следует пояснить, что во льду появились трещины и он тронулся. Дети наблюдают, как плывут льдины, и отвечают на вопросы: все ли льдины плывут одинаково? Где льдины плывут быстрее: у берега или на середине реки? Есть ли какие-нибудь предметы на них и т.д. Экскурсию можно закончить пояснением: “Сейчас мы смотрели, как по реке идет лед. Когда теплые лучи солнца растопят его, он превратится в воду, вода в реке будет подниматься и затопит берега, начнется половодье.

Можно проводить экскурсию, придя к реке, озеру и задать такие вопросы: “Что вы видите на реке? Что вы видели здесь зимой? Что дети делали на льду? Куда девался лед? Почему он растаял? С образованием проталин пробуждаются насекомые, зимовавшие в земле, прилетают скворцы, грачи, которые кормятся ими.

Наблюдая за птицами, появляющимися в наших садах, парках, дети устанавливают время их прилета. Можно с детьми повесить скворечники, а потом наблюдать за поселившимися здесь птицами. Можно спросить детей – куда и зачем летают скворцы? Что приносят в скворечник? Как и чем кормят своих птенцов?

С наступлением весны, когда очень быстро меняются явления природы, следует обращать внимание детей на изменение, происходящее с деревьями и кустарниками, появление насекомых, птиц, а потом предложить детям самим найти новые изменения – появление на клумбах, грядах всходов, рост растений.

Ранней весной хорошо бы посетить с детьми парк, чтобы понаблюдать за обрезкой деревьев. На этой экскурсии можно собрать ветки и поставить их в вазу. Эти наблюдения знакомят детей с одним из очень ярких явлений в жизни растений – появление листьев из почек. Чтобы закрепить у детей интерес к этому явлению, можно задать им следующие вопросы: Ветки какого дерева здесь стоят? Что вы видите на ветках? Какие почки у тополя, березы и т.д. Откуда появились листья на ветках?

Когда на деревьях появляются первые листочки – появляются майские жуки, которые ими питаются. Можно наблюдать за бабочками – как они порхают с цветка на цветок. Дети очень любят ловить насекомых, нужно приучать их делать это очень осторожно. После того, как пойманное насекомое рассмотрено, его следует отпустить.

Огромное значение для лучшего восприятия увиденного имеет литература. Во время наблюдений, всевозможных экскурсий взрослый должен в разговоре с детьми использовать разные стихи, загадки, поговорки, сравнения. Все это поможет детям понять красоту весны, научит видеть в обыденном что-то новое, необыкновенное, вызовет у ребят сопричастность с прекрасным окружающим миром. И это доброе, хорошее чувство поможет нашим детям мягче и добрее относиться к меньшим братьям своим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)

В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Наблюдения в природе осенью

разработка наблюдений в природе...

Организация наблюдений в природе с детьми дошкольного возраста.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать...

экскурсии и наблюдения в природе

методическая разработка...

"Развитие воображения через наблюдения в природе у детей младшего дошкольного возраста".

Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов.Воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет со...