РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ
консультация

Кузьменкова Алла Ивановна

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ  ИГРАХ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ      ИГРАХ                                                       A.M. Буренина

Современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на создание условий, в которых ребенок занимает субъектную (активную) позицию, то есть именно ему, ребенку, а не взрослому принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль и т.д. В художественно-творческой деятельности создать такие условия для сотрудничества с ребенком, с одной стороны, удобно, а с другой — не так просто. Уж больно велик соблазн придумать все за детей, все им подсказать, распределить кто, что и как делает. Для решения этих проблем мы предлагаем оригинальную технологию, в ее основе — обыгрывание известных и понятных детям ситуаций, которые можно представить в виде смысловых моделей, являющихся опорой в процессе совместного сочинительства. Важно, чтобы выбранный сюжет или ситуация были понятны и интересны детям, иначе они не смогут самостоятельно придумывать и будут ждать подсказки от взрослого. Ниже мы предлагаем анализ моделей и методику их обыгрывания.

Моделирование сюжетов для построения сценариев

На наш взгляд, сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные обряды или традиции, например, празднование дня рождения или встречу Нового года, празднование новоселья или свадьбы. Начнем с наиболее понятного детям события дня рождения.

1. Игра в «День рождения»

Действительно, каждый ребенок с детства знает, что у всех есть день рождения. Дети сами вам расскажут, что в этот день полагается поздравлять именинника, дарить ему подарки, а именинник, в свою очередь, должен заранее пригласить гостей, приготовить угощение, продумать, как он их будет развлекать и т.д. Анализ данной традиции высвечивает некую схему или модель: «Именинник»— «Гости» — «Угощение» — «Поздравление» — «Подарки» — «Увеселения». Может появиться также и «Незваный гость», либо случиться непредвиденное происшествие, и тогда в данном сюжете произойдет столкновение, противоборство разных сил (добра и зла). Таким образом, сюжет празднования «Дня рождения» приобретет законченное драматургическое развитие. Рассмотрим разные варианты его обыгрывания.

Если на место именинника подставлять разных персонажей, то на основе этой схемы можно смоделировать множество ситуаций

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ  ДЕНЬ

РОЖДЕНИЯ»

Именинник

Гости

Угощения

Подарки

Незваный гость

1.

Красная Шапочка

Бабушка, лесные звери, кто еще? (вопрос для детей)

Пирожки, что еще?

Какие?

Кто?

2

Чебурашка

Крокодил Гена, кто

еще?

3.

Буратино

4.

Золушка

5.

Черепаха Тортилла

Нетрудно заметить, что традиция празднования дня рождения может быть опорой для фантазирования. Конечно, персонажи игры выбираются произвольно либо в соответствии с сюжетами сказок (сначала, безусловно, необходима помощь взрослого). А кто придет на день рождения без приглашения и что тогда произойдет — это уже игровая задача, которую можно решить вместе с детьми и таким образом сочинить оригинальный сюжет, свой сценарий игры.

Итак, игровые задания:

1.        Придумать:

  • кто придет в гости?
  • какие подарки принесут гости?
  • какое будет приготовлено угощение?
  • в какие игры все будут играть?
  • какой незваный гость пожалует и что тогда произойдет?
  • сочинить конец.

2.        Придумать и изготовить:

  • эскизы костюмов;
  • атрибуты для игры;
  • декорации (или их элементы).

3.        Подобрать музыку:

  • для общих танцев;
  • для характеристики персонажей и т.д.

4.        Придумать, в каком жанре обыграть (для старших дошкольников):

•        как спектакль (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре пантомимы, мюзикла и т.д.);

  • как литературно-музыкальную викторину для родителей;
  • в литературном жанре (сочинить свою историю и нарисовать к ней иллюстрации, т.е. создать «книгу»).

Данная модель, на наш взгляд, универсальна. По этому подобию развивается сюжет известной сказки К. Чуковского «Myxa-Цокотyxa». Примеры такого моделирования также приведены нами в методическом пособии «От игры до спектакля» (описание сюжета «День рождения Зимы»). Действительно, вымышленный «день рождения» может отмечать и исторический персонаж, и герой сказки, и Время года (Зима, Весна, Лето, Осень), и, наконец, просто любой предмет (например, любая игрушка, стол, книга и т.д.). Сколько простора для фантазии!

Представьте, например, шуточный сюжет о том, как Черепаха Тортилла справляет 300-летний юбилей, или как любимая кукла Барби отмечает свой день рождения, как она пригласила в гости разные игрушки (Матрешку, Буратино, Робота и др.), или как в лесу на поляне расцвел (появился) цветок необыкновенной красоты и к нему спешат с поздравлениями другие цветы, а также Бабочки, Стрекозы, Кузнечики...

2. Игровой сюжет — "Встреча Нового года"

    На этой основе нами разработан целый сценарий — «Малыш  встречает  Новый   год . Известно, что в современной традиции этот праздник не обходится  без  нарядной елки, хороводов вокруг нее, прихода Деда Мороза (со Снегурочкой) и, конечно, без подарков и поздравлений.

Подставляя в эту схему разных персонажей, представим, например, как и с кем Баба Яга (Три поросенка, Чипполино, Серый Волк и др.) празднуют Новогодний праздник, каким образом они нарядили елку, какие водят вокруг елки хороводы, как и кого они поздравляют, что желают на Новый год, о чем мечтают, какие дарят и какие получают подарки (см. таблицу).

Можно придумать различные ситуации, меняя место встречи Нового года. Например, на Северном полюсе, в Африке, Антарктиде и т.д. Новая ситуация повлечет за собой и другие изменения. Так, например, встреча Нового года в Африке потребует обдумывания, кто там живет, растут ли там ели и т.д., и таким образом создается целая сиена. Например:

Африка, Африка! Солнце светит ярко. Дед Морозу в Африке Будет очень жарко. Снега вовсе нет у нас. Вместо елки — ананас... Как же будем в Новый год . Мы водить здесь хоровод?

Действительно, кем или чем заменить елку? Дети могут придумать разные варианты — пальмой, ананасом, Жирафом (поскольку он высокий). Жирафа можно украсить как елку блестящей мишурой и затем водить вокруг него хоровод, например:

№ п/п

Персонаж (встречающий Новый год)

Гости

Убранство елки

Поздравления (от кого и кому)

Игры, хороводы

Подарки

Незваный гость

1

Снежная Королева

2

Карлсон

3

Незнайка

4

Золушка

У всех Новый год — И у нас Новый год. Заведем вокруг Жирафа Хоровод, хоровод. Он добрый у нас, Он веселый у нас, Вместо елочки зеленой  Сам пошел с нами в  пляс. Конечно, подобные сцены вызывают у детей смех, желание пошутить. При этом важна сама атмосфера сочинительства, развивающая у ребенка чувство юмора, фантазию и воображение.

3. Игры в Семейные праздники

Кроме названных праздничных сюжетов, в основу игры могут быть положены и такие события, как новоселье (вспомним сказку «Кошкин дом»), свадьба и т.д. Методика совместного сочинительства в этих вариантах аналогична.

4. Игры в «Путешествия»

(эта ситуация также рассматривалась в пособии «От игры  до  спектакля»).

Известно, что для путешествия необходимо определить:

  1. Цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то помочь, что-то узнать и т.д.).
  2. Маршрут.
  3. Транспортные средства.
  4. Попутчиков.
  5. Багаж (что с собой нужно взять для достижения цели) и др.

От постановки цели зависят практически все остальные составляющие: транспорт, маршрут, попутчики, багаж и т.д. В процесс сочинения сюжета педагог вовлекает детей, предлагая им решить творческие задачи:

  • На каком транспорте будем путешествовать?
    (Выбрать реально существующий транспорт или волшебные средства: ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка, «Машина времени», позволяющая перемешаться в пространстве и времени и т.д.).
  • Кого с собой возьмем?
  • Какой необходим багаж?
  • Какие могут случиться неприятные неожиданности?

Данная модель также является универсальной и может иметь много вариантов в зависимости от цели, персонажей, маршрута, транспортных средств и т.д.

5. Игровая ситуация «Исполнение желаний»

По такому принципу развивается сюжет сказки «Цветик-Семицветик», «По Щучьему веленью», «Сказка о золотой рыбке» и др. Исходным моментом в развитии игрового сюжета может быть какой-либо волшебный предмет (например, «волшебная палочка», сказочный персонаж: Фея, Старик Хоттабыч, Золотая Рыбка, Щука и др.). Поскольку данная идея часто используется в русских и волшебных сказках, детям можно предложить сочинить свою историю по мотивам известных сюжетов.

6. Сочинение сценария игры на основе содержания сказки

В основу игры-драматизации может быть положена как основная сюжетная линия, так и отдельные сиены. В некоторых случаях используется текст и последовательность событий, если содержание позволяет включить выступления детей и создать игровые ситуации. (Пример такого сценария по сказке К. Чуковского «Телефон» см. в рубрике «Из опыта работы»).

Вариантом этой модели может быть использование персонажей сказки как

ведущих утренника, что также широко используется в практике.

7. Игра в пересказывание сказок и историй «наоборот»

Сочинить новый сюжет можно путем пересказывания событий в обратной последовательности либо изменив характеристики персонажей, мотивы их поступков и т.д.

Попробуем, например, подсказать, как можно рассказать сказку «Колобок» наоборот.

Сначала все происходит по тексту сказки. После того как Старуха испекла Колобок и положила его на окошко студиться, педагог замечает, что Старуха от работы устала и заснула, а Колобок лежал-лежал на окошке, стал черстветь и... покатился по дорожке. Затем он встречается с известными персонажами и предлагает им себя съесть (поет рекламную песенку).

Итак, творческие задачи:

  1. Сочинить рекламную песенку Колобка.
  2. Придумать ответы зверей, которые не хотят его есть.
  3. Придумать счастливый  (и поучительный) конец всей истории.

Такую сказку, как «Теремок», также можно пересказать «наоборот», оттолкнувшись от скрытого предостережения, заложенного в ее сюжете. На самом деле Теремок развалился не по вине Медведя, а потому, что, согласно народному поверью, в заброшенных избах нельзя селиться, поскольку в них обитает «нечистая сила», которая не позволит новым хозяевам там располагаться. Поэтому напрашивается другой ход событий: звери подходят к Теремку, спрашивают, кто там живет, но заходить туда не решаются. Постепенно они все собираются у ворот Теремка и решают построить новый дом. Заканчивается сказка новосельем и общим весельем.

8. Игра в «Детективные истории»

Далее предложим модель, широко используемую как в сказках, так и в современных мультфильмах — «Детективные истории» (похищение героев, предметов и т.д.). Пример такого сценария по мотивам сказки «Приключения капитана Врунгеля» описан в пособии «От игры до спектакля».

9. Поучительные истории

В основе данной модели — басни, притчи, короткие сказки и истории, имеющие поучительный смысл. В этом номере журнала мы публикуем сценарий подобной игры-драматизации — «Петушок — повелитель солнца» (для детей 6-10 лет).

10. Балы и маскарады

И завершает этот список модель, на основе которой строятся очень многие детские утренники — это Балы и маскарады (сценарии детских балов и маскарадов будут опубликованы в следующих номерах журнала).

       Итак, мы коротко описали некоторые опорные схемы (модели), на основе которых можно «конструировать» игровые сюжеты для сценариев праздничных утренников, вечеров развлечения и, практически, любых занятий — по экологии, развитию речи, математике, физкультуре, изобразительной деятельности, музыке. Мы надеемся, что предложенная технология поможет вам в работе с детьми и даст новый толчок для творческого поиска, увлекательного сотрудничества с ребенком.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества в театрализованной деятельности.

сообщение на тему Развитие детского творчества в театрализованной деятельности....

Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задан...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данная консультация раскрывает методы работы по активизации детского творчества, повышению интереса к театрализованной деятельности....

СЕМИНАР НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, ...

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ».

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для повышение компетентности педагогов в применении те...