Отчёт Выполнение регионального компонента »Знакомство с родным краем» Воспитатель Нестерова. Н. В.
материал (подготовительная группа)

Нестерова Наталья Владимировна

"Национальной доктрины дошкольного образования" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов государства, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчёт региональный компонент41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золушка» г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

Отчёт

Выполнение регионального компонента

»Знакомство с родным краем»

Подготовительная группа «Б».

        Нестерова. Н.В.

"Национальной доктрины дошкольного образования" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов государства, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны исторического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края включает, в условиях России выражается в следующем:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Историческое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Шестилетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей  привлекаю к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомлю своих дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняю, в честь кого они воздвигнуты. Старшие дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Детям объясняю, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Так же в своей работе осуществляю знакомство детей с другими городами Республики, со столицей, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система исторического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в  нашей работе в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи исторического воспитания дошкольников, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование моей работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагаем определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия"

. Таким образом, каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к историко-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Однако если педагог сведет работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к Отечеству.

Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребенком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Большое значение для историко-патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом своей родины - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче

На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний - формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, он должен подумать об использовании специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.

А зачем, детям-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы этот курс был усвоен детьми хорошо, необходимо еще до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка. В данной книге авторы определяют примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми пяти-семи лет на занятиях. В соответствующих главах предлагается методика его преподнесения.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.

В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем.

К ним следует отнести:

- ознакомление дошкольников с окружающей природой;

- ознакомления с особенностями своего города;

- ознакомление с культурой и искусством родного края;

- ознакомление с родной страной.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.              

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

В Русской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

В моей работе приобщение детей к культуренашего народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир.

Наш  фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к русскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Русский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Для знакомства детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Народные сказки знакомят детей с историческим прошлым русского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.

Читая детям сказки русских поэтов: «Лиса и волк», «Лиса Патрикеевна» ит., обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях русского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим - основная черта характера, которая присуща большинству русских людей. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи русских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают.

Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.

В свободное от занятий время проводятся русские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «У медведя во бору», «Хитрая лиса» ит. Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи, с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. В группе в свободное время дети играют национальные дидактические игры: «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир Сахалина», «Растительный мир Сахалина». «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону»; «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моей страны», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Собери узор», «Найди матрешку», «Сложи коврик», «Национальная одежда», Лото «Быт русского народа», «Какой формы предмет», «Кто чем питается», «Путаница»(национальная посуда).

На занятиях используются пособия: «Русские национальные блюда», «Виды труда в России», «Быт русской женщины», «Иллюстрации к русским народным сказкам».

С интересом дети рассматривают предметы национальной одежды, познакомились с орнаментом хохломы, гжели, жостовской росписи и другими. Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей русской одежды.

В групповой комнате в доступном для детей месте имеется региональный уголок, где находятся книги русских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах,  дидактические игры. Постоянно ведется работа с родителями. В родительском уголке помещаем консультации для родителей .

Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием русской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.

Работа с родителями: беседы с родителями о важности данной проблемы; оформление консультаций «Люби и знай свой край родной»; привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами русского быта; изготовление родителями смысловой целостности: Быт, праздники, национальные блюда. Оформлены книги сделанные руками родителей: “Русские загадки», «Русские  пословицы». Русские матрешки». Куклы обшиты в национальные русские костюмы

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки) .

Проанализировав уровень воспитанности детей я  пришла к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям русской народной культуры.

В своей работе для достижения поставленной цели я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, на основе которой составлен перспективный план работы в старшей группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создала в группе патриотический уголок  «Моя Родина».

Работу по приобщению дошкольников к народным традициям строю на основании следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; о

- осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Исходя из условий  выделяю четыре направления работы:

- изучение исторического прошлого России и русского народа (позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю). На занятиях дети узнают, откуда пошло название нашей родины; получают представление о – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края. Происходит знакомство с древнерусской архитектурой по репродукциям, со строительством жилища. По репродукциям знакомятся с историей народного костюма, его элементами: зипун, душегрея, кафтан, сарафан, косоворотка, рубаха, кушак, кокошник, картуз; с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков. Народные приметы неразрывно связаны с земледельческим календарем, изучением окружающего мира природы.

По данному направлению в своей работе использую следующие альбомы: «Моя Родина – Россия» (природа и климат; с древних времен до наших дней; большая и малая Родина; народы, костюмы, праздники.), «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы», «Расскажите детям о московском Кремле»; открытки: Москва, Сахалин, А. Твардовский в иллюстрациях; первопроходец Вселенной, Гагарин и другие. Создала дидактические пособия: «Символика России и Москвы и Сахалина», «Традиционный русский костюм( история русского национального костюма)», «Наши земляки в лицах», «Моя малая Родина – Стодолище», «Природа родного края», а также дидактические игры: «В русской избе» (цель: знакомство детей кс русской избой, предметами быта), «Укрась одежду» (цель: закрепить знания детей о традиционном русском костюме), «Вкладыши» (цель: обобщить знания детей о Сахалине и его истории), «Разрезные картинки» (цель: закрепить знания детей о достопримечательностях Сахалинской области), «Поле чудес» (цель: обобщить знания детей о истории Сахалина», «Заколдованный город» (цель: узнать достопримечательности поселков нашего города)» и другие. Провожу не только ООД, но и беседы («Моя Родина», «Герб, флаг, гимн России» и т.д.), заочные экскурсии, знакомство с репродукциями, проекты («Моя малая Родина», «Москва – столица нашей Родины»), презентации «Мой любимый Сахалин» и т.д.

- Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. Знакомлю детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками, сказками. Знакомимся не только с русскими народными сказками, но и сказками нашего края. Фольклор использую так в режимных моментах, так и во всех видах детской деятельности.

- Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. В работе по данному направлению знакомлю детей с традиционными русскими праздниками, народными играми. Дети вместе с родителями посещают поселковые народные праздники, затем делятся опытом. Проводим совместно с музыкальным руководителем фольклорные праздники. Уже стало традицией в нашей группе  славить Осень, встречать Новый Год, закликать Весну, отмечать День Победы. Рассказываю детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Каждый год проходит выставка детско – родительских  новогодних поделок. Рассказываю о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, знакомимся с обрядами и традициями.

- Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, жостовской росписи, о художественном гжельском промысле, а также с народными игрушками: филимоновскими свистульками, дымковской и каргопольской игрушками, матрешками. Провела детско – родительский проект «Русская матрешка». Используются иллюстрации, альбомы из серии «Основы народного и декоративно – прикладного искусства». Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников.

Работу по приобщению детей к русским истокам использую не только в организованной деятельности, но также и в самостоятельной:

- организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.) .

- организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок);

- традиционные развлекательные мероприятия вне занятий («различные виды досугов («Рождественские встречи») .

- занятия по интересам;

- организация выставок детского творчества.

На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.

Так же в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Работу начала с анкетирования родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 92,8%, участвуют в народных празднествах(42,9%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 21,5%). Также с родителями провожу:

-  консультации: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем», «Знакомим детей с родным краем»;

- викторину «Родная природа»;

- детско – родительские проекты: «Мой Сахалин», «Русская матрешка», «Игрушки из бабушкиного сундучка»;

- совместные праздники: «Осень», «Новый год», фольклорный;

- папки - раскладушки по тематическим  и православным праздникам: «День Победы», «Пасха», «Масленица»;

- выставки: «Русская матрешка», «Щедрая осень», «Родина наша – нет ее краше».

Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю удовлетворительной и планирую продолжать дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по толерантности (региональный компонент, г.Сочи,Краснодарский край) "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья!"

Мы живем в многонациональной стране и в многонациональном городе. Люди разных национальностей ежедневно взаимодействуют друг с другом. "Олимпийское наследие Сочи" еще шире открыло двери людям разных н...

МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть

          Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...

Региональный компонент проект " Цветы Ставропольского края"

·         Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии...

Презентация-отчет по региональному компоненту "Ознакомление с родным краем"

Как привить любовь к родному краю, родному городу и республике? Задача нелёгкая, но вполне решаемая. Осознать ребёнку, что он - частичка своей родины помогли материалы. которые перечислены в этом отчё...

Отчет Выполнение регионального компонента в образовательной деятельности с учетом ФГОС в первой младшей группе

Отчет  Выполнение   регионального компонента в образовательной деятельности с учетом ФГОС   в первой младшей группе...

Отчет «Выполнение регионального компонента. Знакомство с родным краем во второй младшей группе».

Отчет «Выполнение регионального компонента. Знакомство с родным краем во второй младшей группе».          ...

Конспект занятия с региональным компонентом «путешествие в родной край».

Расширить кругозор детей. Пополнить знания о животных родного края...