Статья.Информационно-коммуникативные технологии как интерактивная форма взаимодействия с семьей
статья

В статье раскрываются вазможности использования информационно-коммуникационных технологий как инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Информационно-коммуникативные технологии как интерактивная форма взаимодействия с семьей

Смирнова Н.Э. 

старший воспитатель,

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение  начальная школа –детский сад № 662

Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

В статье раскрываются возможности использования информационно-коммуникативных технологии как инновационной формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-компьютерных технологий. Информатизация образования сегодня считается важным условием поступательного становления общества.

Сегодня применение данных технологий в образовательном учреждении – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Без использования современных информационных технологий не может эффективно работать ни одно образовательное учреждение.  

ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленным на получение конкретного результата.

Они помогают педагогам  в работе не только с детьми, но и с их родителями, т.к. одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями в ДОУ направлена на сотрудничество с семьей в интересах развития ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Не секрет, что привлечение родителей к участию в воспитательном процессе способствует психологическому и эмоциональному комфорту ребенка в детском саду и за его пределами.

Стоит отметить, что традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках,  на сегодняшний день имеют объективные трудности. Это ограниченное количество времени у родителей для посещения родительских собраний, консультаций и индивидуального общения с педагогами, ознакомления с материалами, представленными на информационных стендах ДОУ. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления.

В век компьютерных технологий, где каждый владеет техническими средствами и может найти любую информацию, у педагога появляется возможность более обширного охвата родительской аудитории, поскольку компьютерные технологии могут расширить возможности общения педагогов с родителями и родителей с детьми.

Родительские собрания с использованием презентаций, фотографий, видеофильмов о жизни детей в группе, информационная пропаганда по вопросам воспитания и развития детей, индивидуальные консультации в режиме онлайн, видео-семинары становятся намного результативнее, если применять такие  технологии, которые способны не только сделать родителей активными участниками образовательного процесса, но и сэкономить время для обеих сторон.

Использование ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный всем участникам образовательного процесса. У родителей повышается мотивация к работе с ребенком  в домашних условиях за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов, т.к. движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок.

Благодаря ИКТ,  происходит реализация принципа обратной связи – важнейшее условие в построении взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Естественно, с каждым годом компьютерные  технологии совершенствуются.

Компьютерные технологии помогают привлечь разные Интернет-ресурсы и  обеспечить неограниченный объем распространения информационного и развивающего материала на информационных носителях (диск, флеш-карта), который в дальнейшем может быть представлен  в печатном виде.

Одним из эффективных направлений, идущих в ногу со временем ИК-технологий являются облачные технологии.

Облачные технологии являются альтернативой  классической модели взаимодействия педагогов и родителей.

Облачные технологии – это электронные хранилища данных в сети Интернет, которые позволяют хранить, редактировать, а также делиться интересными файлами и документами с нашими друзьями, родителями  и коллегами.

Они позволяют использовать для общения такие устройства, как ноутбуки, компьютеры, смартфоны, айфоны, мобильные телефоны и т.д.

Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Они дают возможность  хранить документы, электронные письма, фотографии, видеоролики, консультации, картотеки и прочие данные участников образовательного процесса  на различных удаленных серверах провайдера. К ним всегда можно получить доступ с любого компьютера, подключенного к Интернету, в любое время, в любом месте земного шара, где бы вы не находились.

Средства данных технологий помогают педагогу повысить качество работы с семьями воспитанников, популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом, повышать педагогические знания  родителей, использовать как интерактивную форму взаимодействия с семьей.

Преимущества их использования  во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:

1. В минимизация времени доступа родителей к информации.

2. В оперативном получении информации.

3. В возможности педагога продемонстрировать любые документы, фото, видео, аудиоматериалы.

4. В обеспечении диалога воспитателя и родителей, а также  индивидуального и группового  подхода  в работе с семьями.

При  информировании и педагогическом просвещении родителей целесообразно:

Создавать различные сайты:  детского учреждения,  педагогов, отдельной  группы.

Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях.

Функционирование сайта образовательного учреждения направлено на формирование целостного позитивного имиджа детского сада и  информирование  родителей о качестве образовательных услуг, социальных партнерах ОУ.

Каждый  родитель хочет как можно больше узнать о людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня. Познакомившись с новостями на сайте, у родителя складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада и группы.

Организовать каждому родителю экскурсию по знакомству  с материально-техническим обеспечением учреждения, оборудованием групп и кабинетов специалистов очень трудно. Благодаря страничке на  сайте они могут увидеть фотографии  созданных условий и  предметно-развивающей среды групп и  учреждения в целом, прочесть комментарии к ним.

Обязательным является наличие на сайте контактов, позволяющих родителям оставлять свои отзывы, комментарии, задавать интересующие их вопросы. Благодаря их применению,  происходит реализация принципа обратной связи – важнейшее условие в построении взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Создавать  группы  ВКонтакте, которые могут быть открытыми для членов группы и закрытыми для посторонних  лиц. 

На страницах группы  помещается разнообразная информация: полезные и интересные  советы по обучению и воспитанию дошкольников, фотоотчеты, расписание  занятий, сведения о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях и многое другое. Такие группы создаются после обсуждения с родителями и получения их согласия на фото и видеосъемку.

Выпускать электронную газету.  

Содержание газеты определяется образовательной темой месяца. Газета может содержать следующие примерные разделы:

  • «Колонка редактора», посвященная теме номера, с  актуальной информацией.
  • «Обучение и воспитание», где  размещаются статьи, подготовленные педагогами по теме номера.
  • «Новости группы», в которых содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.
  • «Внимание! Конкурс!» - помещается информация для родителей о конкурсах, фотографии поделок, творческих работ, результаты подведения итогов.
  • «Картотеки игр, стихов и заданий» в виде рекомендаций для организации совместной деятельности родителей с детьми дома.

Так, например, электронная газета группы, посвященная празднованию Масленицы, может содержать рубрики:

  • «Масленица - один из любимых русских праздников» (актуальная информация),
  • «Из истории праздника»,
  • «Обряды и традиции» (зимние игры и забавы),
  • «Детям о Масленице» (советы и рекомендации),
  • «Ой блины, блины, блины…» (различные рецепты изготовления),
  • «Разучите стихи и пословицы о Масленице» (тексты),
  • «Как мы Масленицу встречали» (о конкурсе рисунков).

Преимущества газеты очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности дошкольной группы, опубликовать свои личные материалы из опыта семейного воспитания.

Газета технологична и информативна – ее можно скачать, распечатать, почитать в любое удобное время (по дороге на работу,  в метро, в автомобильной «пробке», в обеденный перерыв…)..

Использовать сотовую  связь. Преимущество в использовании сотового телефона – это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации, возможность в любой момент  задать волнующий  вопрос или сообщить о проблеме. Телефон группы. Номер известен каждому родителю.

Общаться  с родителями по электронной почте. 

Преимущества электронной почты в том, что родителям  можно рассылать текущую информацию  индивидуально,  осуществляя  личное взаимодействие с семьей. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию.

Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. Такой вид общения может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.

Как создается электронная почта группы?

Обязательным является наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей. Сбор данных можно включить в анкету для родителей, где они по желанию указывают адрес своей электронной  почты. Педагоги  группы  создают в Интернете почтовый ящик, придумывают простое имя, составляют список контактов,  оформляют почтовый ящик.  Пароль электронной  почты родителям не сообщается, он известен только педагогам.

При составлении писем родителям  мы придерживаемся определенной  структуры письма. Начинаем письмо всегда со слов «Уважаемые родители, предлагаем вам,  приглашаем вас, напоминаем вам».  Заканчиваем письмо своеобразной визиткой, например: «С уважением, воспитатели», «Ждем всех желающих», «Будем рады видеть вас» и т. д. В оформлении текста письма мы иногда вставляем  картинки и фотографии. Но это необязательно, так как важно само содержание.

Общаться с родителями по Скайпу.  На сегодняшний день это самая доступная технология для онлайн общения педагогов, родителей и  детей. Для этого необходимо наличие установленной программы, средств передачи звука: микрофона и колонок или наушников.  Педагог может  не только устно рассказать о ребенке, но и показать специально приготовленную презентацию о нем, используя функцию совместного использования экрана.  Добавление видеокамеры  позволяет  установить не только аудио,  но и видео контакт между педагогами, родителями и детьми.

В заключение хочется сказать, что ИКТ и облачные технологии  позволяют  образовательному  учреждению стать открытым  и являются общедоступными и универсальными  для всех участников образовательного процесса и работы в общеобразовательной среде.  

Литература:

Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. //  Воспитатель ДОУ.  - 2011.- №12

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Москва, 2008.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями вДОУ. Методический аспект. Москва, 2007.

Комарова Т.С., Комарова И.И.,Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы взаимодействия с семьей»

Совместный арт-проект родителей с детьми "Интереснее вдвоем"...

Статья "Информационно- коммуникативные технологии в логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Главное достоинство ИКТ заключается в их соответствии ведущей деятельности детей дошкольного возраста- игре. В статье говорится о преимуществах ИКТ, о исследованиях многих авторов, о структуре  л...

Статья "Информационно–коммуникативные технологии в развитии современного дошкольного образовательного учреждения"

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьют...

Выступление на педагогическом часе: «Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей»

Выступление на педагогическом часе:«Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей»...

Статья. Информационно - коммуникативные технологии в музыкально - образовательном процессе

Информационно - коммуникативные  технологии  в               музыкально - образовательном  процессе...

Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного реб...