Тема: Преемственность школы и ДОУ. Доклад
материал

Браткова Юлия Фёдоровна

Тема: Преемственность школы и ДОУ. Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_shkoly_i_dou.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд

«...Школьное обучение

никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребёнком».

Л.С. Выготский

3 слайд

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребёнка.

4 слайд

Преемственность между ДОО и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.

ФГОС ДО «направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)»

ФГОС НОО «направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования».

И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребёнка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка.

Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребёнку продвигаться своим темпом.

       5 слайд

Преемственность  в  решении задач
ФГОС ДО и ФГОС НОО

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

1. Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся

2. Формирование общей культуры воспитанников

2. Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

3. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и принятых в обществе правил и норм поведения 

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие им  моральных норм, нравственных установок 

4. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка

4. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

5.  Сохранения и поддержка индивидуальности ребёнка

5. Учёт индивидуальных возрастных особенностей  обучающихся

6 слайд

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

7 слайд

Существует несколько направлений и форм преемственных связей в образовательном пространстве «детский сад – школа».

Работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирования у детей интереса к занятиям и учебной деятельности. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребёнка, а не накопления знаний. Помогает сохранять здоровье детей, и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

8 слайд

Формы преемственных связей

Взаимодействие педагогов:

- взаимопосещения образовательной деятельности в ДОУ и уроков в школе;

- совместные педагогические советы, семинары;

- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным вопросам преемственности;

- повышение компетентности педагогов ДОУ по проблеме «Преемственность: ДОУ и школа».

9 слайд

Методическая работа осуществляется путём проведения семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: «Анализ успешности воспитанников ДОУ в школе», «Психологическая готовность ребёнка к школе», «Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе». 

10 слайд

Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей ДОУ с культурными и другими образовательными учреждениями города, даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка, а также способствует развитию комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу.

11 слайд

Отношение ребёнка к школе должно сформироваться до того, как он в неё пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей.

Сотрудничество с родителями:

Ежегодно мы проводим   анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка.

При проведении анкетирования выявились следующие вопросы, которые беспокоят родителей:

12 слайд

Фото родителей

13 слайд

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не компетентны в выборе образовательных программ.

2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

14 слайд

Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

Предоставляются консультации по следующим темам: «Трудности адаптации ребёнка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.

Созданы   памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе. Работа с родителями ведётся на протяжении всего время пребывания детей в ДОУ.

15 слайд

Наш детский сад осуществляет тесное взаимодействие с 1-й музыкальной школой, с лицеем №6 и гимназией №9. Коллектив у нас молодой, но работа по этой теме ведётся немалая и, мы считаем, плодотворная.

В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы преемственных связей в работе с детьми:

- Проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;

- Сюжетно-ролевые, дидактические игры «Школа», «Будущий первоклассник»;

- Экскурсия в школу;

- Посещение школьных классов, уроков физкультуры, информатики;

- Посещение школьного музея;

- Выставки рисунков и поделок;

- Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованного при школе «Школа будущего первоклассника».

16 слайд

Воспитатели старшей и подготовительных групп знакомят дошкольников с понятием «школа». Дети узнают: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д.

В каждой группе имеются доска, разнообразие счётного материала, касса с буквами, магнитные цифры и буквы, портфели, на некоторые занятия столы расставляются как парты. Дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.

                                               17 слайд

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

                                        18, 19 слайды

Проведение экскурсий в школу, также повышают заинтересованность у детей. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками, знакомятся с основными помещениями школы (библиотекой, столовой, спортивным залом и т. д.). Педагог школы проводит игры с детьми. Такие посещения дают личностную и социально – психологическую готовность детей к школе. Особенно приятно, что выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они увлеченно делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде.

                                              20 слайд

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к книгам, любят слушать сказки, поэтому в школьные библиотеки дети были в восторге от такого количества и разнообразия книг. Такие посещения библиотеки приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

                                               21 слайд

Дети с удовольствием посетили спортивный зал, где педагог провёл с ними небольшие физкультминутки.

                                              22 слайд

В нашем стремительном 21 веке, компьютерные технологии играют немаловажную роль, поэтому посетить урок информатики в школе.  Детям было очень интересно. Ребята посидели за настоящими компьютерами, понаблюдали за работой старших учеников.

23 слайд

В школьном музее ребят познакомили с историей нашего города и предметами старины.

24 слайд

Свои впечатления, эмоции от экскурсий ребята выразили в рисунках, которые мы разместили на выставке «Здравствуй, моя будущая школа».

Подводя итог, отмечу, что сотрудничество детского сада и школы, с целью обеспечения преемственности, помогает педагогам улучшить качество учебного процесса, а детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно, с повышенным познавательным интересом, отсутствием школьной тревожности, высоким уровнем мотивации учебной деятельности и быстрой адаптацией к условиям школьного обучения. Адаптация детей к условиям школы зависит от нас – педагогов. Не бойтесь взаимодействовать со школой!

25 слайд

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Доклад по теме « Преемственность в работе детского сада и школы»

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления.  Необходимость преемственности между детским садом и ш...

Доклад на тему: "Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС и ФГТ"

Выступление на творческой встрече воспитателей, психологов ДО и педагогами НОО «Осуществление преемственности дошкольным образованием и начальным общим образованием» на базе МБОУ «Средняя общеобразова...

Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже  более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...

Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"

15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...

Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»...