Конспект занятия в подготовительной группе «Поможем шахматным фигурам».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Орлова Галина Анатольевна

Цель занятия: закрепить представление о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах, вызвать интерес к игре в шахматы.

Задачи: выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры, развивать умение расставлять начальную позицию. Развивать логическое мышление, внимание, память; развивать творческую активность. Воспитывать навыки работы в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе « Поможем шахматным фигурам».

Цель занятия: закрепить представление о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах, вызвать интерес к игре в шахматы.

Задачи: выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры, развивать умение расставлять начальную позицию. Развивать логическое мышление, внимание, память; развивать творческую активность. Воспитывать навыки работы в коллективе.

Материалы: напольная доска ,атрибуты на голову с шахматными фигурами, магнитная шахматная доска, ширма –теремок, набор шахмат, две корзинки, соленое тесто, доски для лепки,

Ход занятия:

1.Игра « Как живете?»

-Как живете? - Вот так!

Дети поднимают большой палец.

-Как плывете?- Вот так!

Руки перед грудью из центра в сторону.

-А бежите?- Вот так!

Бег на месте.

-Вдаль глядите?- Вот так.

Руки прикладывают козырьком к глазам.

-Ждете обед?- Вот так!

Подпирают рукой щеку.

-Машете в след?- Вот так!

Машут рукой.

-Утром спите?- Вот так!

Руки под щекой.

-А шалите?- Вот так!

Надувают щеки, хлопают по ним руками.

2.-Ребята, вы любите играть, соревноваться, отгадывать загадки?

 Ответы детей.

Тогда послушайте загадку.

-На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки,

А рядовые – не человечки.

-Шахматы!- отгадывают дети.

- Правильно, ребята. Но вот случилась беда. Наши шахматные фигуры потеряли память и не помнят, как они называются, где должны  стоять на шахматной доске. Поможем фигурам?

3..На магнитной доске находится   шахматная доска.

- Как называется эта картина? – Ответы детей.

-Как называются клеточки на шахматной доске?

-Сколько белых полей, а черных?

-Ряд полей – это линии. Если линии находятся слева – направо,  как их называют?

- Горизонталь - отвечают дети.

-А линии, которые расположены снизу- вверх, как их называют?

- Вертикаль- отвечают дети.

-Есть еще линии, которые располагаются наискосок, как их называют?

- Диагональ - ответы  детей.

Ребята, вы просто молодцы. Фигуры начали улыбаться. К ним постепенно  возвращается память.

4.-Отгадайте еще загадку!

« Не люди, не звери, а ходят»?

- Да, это шахматные фигуры. Поможем, ребята фигурам занять начальную позицию. Дети расставляют шахматы на доске.

-Отлично!  Еще мгновение и память полностью вернется к фигурам.

5.Физминутка « Кони- кони».

- Кони- кони , кони- кони,

Мы сидели на балконе.

Чай пили, чашки били

По - турецки говорили:

Чаби- челяби, челяби- чаби- чаби.

6.-Ребята, фигуры « ожили» и хотят нам показать сказку « Шахматный теремок».Дети одевают шапочки и подходят к напольной шахматной доске.

Воспитатель

-Стоит в поле теремок- теремок

Он не низок –невысок невысок

 Вот по полю-полю пешки идут,

 Встали в ряд и говорят:

-Мы шахматные пешки,

В бою не знаем спешки

Шагаем лишь вперед,

Назад не знаем ход.

(Подходят к теремку и стучат):

-Кто- кто в теремочке живет,

Кто- кто в  невысоком, живет?

-Никто не отвечает. Стали пешки жить в теремке. (Дети заходят за ширму – теремок).

Вот по полю- полю ладьи спешат

 Встали в ряд и говорят:

-Знаем мы, Ладья, упряма,

Если ходит только прямо.

Не петляет: прыг да скок,

Не шагает наискосок

Так от края и до края может двигаться она.

Это башня боевая неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у Ладьи, в бой ее скорей веди.

( Подходят к теремочку и стучат)

-Кто- кто в теремочке живет

Кто –кто в невысоком живее?

- Это мы пешки, а вы кто?

-А мы Ладьи.

-Заходите вместе будем жить.

-Вот по полю- полю, кони спешат

Встали вряд и говорят:

-Прыгнет конь- подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг !

И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прядки, и скакнет из-за спины. ( Подходят к теремку)

-Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто, в невысоком живет? (Отвечают дети)

-Это мы пешки,

-А мы Ладьи.

 Все вместе:

-А вы кто?

-А мы кони.

- Заходите Вместе будем жить.

-Вот по полю- полю слоны идут ,

Встали в ряд и говорят:

- Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой,

 У каждого путь - свой.

Я смел, силен, достаточно высок,

Предпочитаю ходить и бить наискосок ! ( Подходят к теремку и стучат).

- Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто, в невысоком живет? ( Отвечают дети):

Это мы, пешки, А мы Ладьи, А мы кони, а вы кто?

-Мы слоны.

-Заходите, вместе будем жить!

-Вот по полю- полю Ферзь идет, остановилась и поет:

- Ферзь тяжелая фигура,

Слишком тонкая натура.

Самый сильный Ферзь и быстрый

Стал он шахматным министром.

« Очень я люблю на ужин, Что-то вкусное покушать.

Беззащитная Ладья? Проглочу- ка ,ее я»! ( Подходит к теремку).

-Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? ( Отвечают дети).

-Это мы пешки!- А мы Ладьи! – А мы кони! – А мы слоны! А ты кто?

- А я Ферзь!

Все вместе:

-Заходи ,вместе будем жить.

- Вот по полю –полю Король идет

 Величаво остановился и поет:

-А сейчас, я вам друзья ,расскажу про Короля.

Самый главный, самый важный

Наш Король- боец отважный.

В заварушке, не струхнет-

В рукопашную пойдет.

Эй, отряд мой, выходи!

Свою удаль, покажи! ( Выходят все фигуры и встают на свое поле).

Все вместе говорят:

-Дети в шахматы играют.

Раз-два - умная игра.

Раз – два – шахматы всегда!

7.Ребята, вы играли, отгадывали загадки, а теперь я предлагаю  вам принять участие  в « шахматной эстафете».

  Чья команда быстрее выстроит свои фигуры на шахматной доске?  Дети делятся на две команды. По сигналу  переносят фигуры из корзинки и ставят на свое поле.

Игроки проверяют в противоположных командах правильное положение фигур.

8.Ребята, а вы любите сказки? Я предлагаю вам сделать сказочные  шахматные фигуры. Их можно вылепить из соленого теста, а когда фигурки высохнут вы их сказочно  раскрасите . Кто какую хочет вылепить?

Слушаю ответы детей. ( Дети садятся за столы и лепят фигуры из теста).

Стихи из книги В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Поможем Буратино»

Воспитатель: Вергазова Татьяна ИвановнаДата проведения: Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».Цель:  Закреплять...

Конспект занятия в подготовительной группе «Поможем Незнайке» Воспитатель: Мышанская Н.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»...

Конспект занятия в подготовительной группе "Поможем Дедушке Морозу"

Данное занятие направлено на развитие зрительного восприятия, представлено в игровой, интересной для детей форме....

Конспект занятия в подготовительной группе "Поможем мишке" 2019

Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования: печать луком, морковью, картофелем с прокручиванием....

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Тема: «Шахматные фигуры»

Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре. Задачи:Образовательная: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Развивающая: Развивать логическое мышление, память, в...