проблемы дошкольного образования
статья

Зайнуллина Фарида Фаритовна

В статье раскрывается одна из проблем взаимодействия субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации , а именно работа с родителями. По отношению к работе и взаимодействию с дошкольной организацией родители условно делятся на четыре группы. В статье описывается изменение состава этих групп в зависимости от возрастной группы и взаимодействия с воспитателями с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nauchno_-_prakticheskoy_konfirentsii.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Зайнуллина Фарида Фаритовна

Г.Нижнекамск  МБДОУ №39 воспитатель

Аннотация. В статье раскрывается одна из проблем взаимодействия субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации , а именно работа с родителями. По отношению к работе и взаимодействию с дошкольной организацией родители условно делятся на четыре группы. В статье описывается изменение состава этих групп в зависимости от возрастной группы и взаимодействия с воспитателями с родителями.

На протяжении многих лет перед воспитателями дошкольного образования стоит единая проблема «Работа с родителями». О том что, воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей, нам преподавали еще при получении дошкольного образования в педагогических училищах. Сейчас это право закреплено Федеральным законом РФ  "Об образовании в Российской Федерации",      N 273-ФЗ от 29.12.2012 Глава 4. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Который гласит что:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Государство и сотрудники дошкольных учреждений всеми силами стараются оказать посильную помощь родителям в воспитательном процессе детей. Разрабатывают программы, наглядные пособия, консультации, организуют педагогические всеобучи родителей, проводят различные совместные  мероприятия, проводят анкетирования, для создания полной картины проблемных моментов.

 Насколько же эта работа результативна? Есть смысл во всей этой работе?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Родителей любой группы в ДОУ можно разделить условно на четыре части: активные родители, недовольные (баламуты), пассивные (болото), безразличные.

Активные родители интересуются достижениями своего ребенка, участвуют в конкурсах, занимаются в дополнительных кружках или школах для самых маленьких, всегда готовы оказать посильную помощь. Эти родители осознанно относятся к воспитанию, они интересуются современным содержанием воспитания и обучения дошкольников, анализируют как поступки ребенка, так и свои воспитательные воздействия. Обсуждают различные ситуации с воспитателем и пытаются найти совместные решения проблем. Молодые родители понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет, поэтому укрепляют контакты с детским садом.

«Недовольные родители».  Родители, которые услышав какое либо негативное мнение о детских садах, ассоциируют его со своим садом. Они не занимаются детьми. Вся их забота сводится к тому, что бы красиво одеть и вкусно накормить свое чадо. Они заняты обсуждением работы ДОУ и воспитателей. У них много претензий, но к требованиям в их адрес они за частую глухи. Переписываются  и жалуются на работу ДОУ на разных сайтах, где обсуждается коррупция и разный негатив. Их сложно привлечь к помощи в группе, в связи с занятость и отсутствие времени.

Пассивные родители. Для них детский сад где они могут оставить ребенка на определенное время и забрать его здоровым и невредимым. Они не интересуются ни чем ребенок занимался, ни какой у ребенка прогресс, и тем более их не интересуют возникающие  у малыша проблемы до тех пор пока они не становятся явными и для них. Дошкольное учреждение для них место пребывания ребенка в ожидании школьной жизни.

К сожалению,  встречаются и безразличные родители. Ребенок в их жизни неожиданность, случайность. Алкоголизм, наркомания, легкомысленный образ жизни, а порою и чрезмерное накопительство, скупость являются факторами недоброжелательного отношения к своему ребенку.

За годы воспитания ребенка в детском саду количество родителей относительно входящие в ту или иную группу меняется. В первый год большинство родителей в группе «недовольных». Этому есть объяснение.

Готовясь отдать своего ребенка в детский сад, родители собирают информацию из разных источников, изучают интернет, беседуют с родителями, чьи дети уже воспитываются в том или ином саду. На этом этапе родителей больше интересует,  какой воспитатель их собирает. Главный критерий – добрый. На первом собрании будущих воспитанников родители совсем соглашаются, все понимают, что требования правомерны. Как только ребенок начинает посещать группу, у родителей начинаются отговорки. Они начинают нарушать адаптационный режим, забывают сменное белье, приводят с сосками и бутылочками. Большинство детей не знакомы с горшком, не умеют пользоваться ложкой. Воспитатель же виноват, что штанишки все мокрые, ребенок  простыл. Приводят в сад детей с кашлем и насморком, в тоже время жалуются на посещающих с такими же симптомами детей.

Начинаются повторные беседы о необходимости постепенной адаптации. Объясняются проблемы с которыми могут и сталкиваются родители. Проводятся встречи с педиатром и медицинским персоналом детского сада.

Постепенно родители начинают понимать, что детский сад предназначен не для того что бы оставить ребенка и отдыхать. С этого времени  постепенно увеличивается количество «активных родителей». На родительских собраниях родители знакомятся с образовательной программой, с проблемами которые возникают в тот или иной возрастной период. Шаг за шагом проявляется активность в подготовке групп и участков. Начинают участвовать в развлекательных мероприятиях.

Радует и то, что к старшему и подготовительному возрасту пассивных родителей становится на много меньше. Так же и количество «недовольных родителей» уменьшается. За годы пребывания в детском саду родители научаются решать проблемы на месте, и не выносить ссор из группы.  В этот период практически все дети посещают различные кружки, занимаются в центрах по подготовке к школе. У родителей чаще всего звучит вопрос: «Когда начнете подготовку в школу? Куда можно записать ребенка, для подготовки в школу?»  На что, мы воспитатели в очередной раз начинаем объяснять: работа по подготовке детей в школу начинается с раннего возраста. Мы учимся сидеть на одном месте, держать кисточку и карандаш, ориентироваться на листе бумаги и в пространстве. Развиваем крупную и мелкую моторику и т.д и т. п.

К сожалению, группа «безразличных родителей» практически не меняется. На большинство родителей не действуют ни беседы, ни посещения на дому.

Так есть ли смысл от  работы с родителями, результативна ли она?

Да, результативна. Молодые родители на протяжении всех лет посещения детского сада учатся быть родителями. Различные формы работы с родителями постепенно приводят  к осознанию значимости воспитательного и образовательного процесса. Видя достижения своих детей, родители активнее включаются в педагогический процесс. Родители начинают анализировать то, как изменения собственной воспитательной тактики приводят к росту личностных достижений.

При правильном построении педагогом педагогического образования родителей, в котором учитывается возраст,  уровень образования,  педагогическое компетенции,  будут успешно решаться задачи по воспитанию дошкольников.

P.S. Как хотелось бы, видеть сады работающими на одной волне с родителями. Не приходить на работу в ожидании какой либо кляузы на сотрудников, не успокаивать доведенную до истерики молодую сотрудницу, покрытую благим матом одним из родителей. Не уговаривать родителей о крайней необходимости психолого – педагогической консультации и медикаментозной помощи ребенку. Не просить помощи в построении горки зимой, стоя перед ними как нашкодившая девочка.

У всех свои проблемы. Все спешим по своим делам. У всех свои проблемы намного серьезнее, чем у кого либо. Но. Есть одно большое , НО. Детство наших детей пролетает незаметно. Мы в погоне за будущим забываем о настоящем. Ребенок, проживая большую часть времени в саду остается за бортом, а родители этого не замечают. Воспитатель вьется как рыба об лед, не для своего блага, а что бы разнообразить и сделать полезнее каждый прожитый день. Профессия воспитателя наверное единственная где работник получив заработную плату  думает не о том, что он купит себе. Воспитатель бежит в магазин купить что либо в группу.

Родители. Будьте внимательны к своим воспитателям. Только совместная работа поможет ребенку сформироваться инициативным, всесторонне развитым, морально и психически устойчивым  с развитыми индивидуальными качествами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы дошкольного образования

Актуальная тема для всех участников педагогического процесса...

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА система и формы работы с детьми старшей группы над проблемой : «Что такое ветер?» ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Расширение представлений детей о таком природным явлением , как ветер, уточнение причин  его возникновения , его роли в жизнедеятельности  человека. Способствование формированию умения наблю...

Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст

Развитие  детей дошкольного возраста направлено на формирование  познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....

Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ.

laquo;Инклюзивное» образование – это признание ценности различий  всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это г...