Главные вкладки

    Консультация "Роль культурных практик в период адаптации ребёнка раннего возраста"
    методическая разработка (младшая группа)

    Елена Витальевна Яковлева

    Консультация "Роль культурных практик в период адаптации ребёнка раннего возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_kulturnye_praktiki.docx19.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов «Роль культурных практик в период адаптации ребенка к условиям ДОУ»

    Культурные практики – это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы сомоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия  и события с другими людьми (Н.Б. Крылова). Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.

     ФГОС ДО ориентирует руководителей и педагогов дошкольных образовательных  организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик  каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Можно сказать, что культурные практики – это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного образования, направленного на позитивную социализацию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.

    В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие ценности – духовные и нравственные. Процесс овладения культурой рассматривается сегодня как восхождения до всеобщего социального опыта. Образование призвано помочь ребенку не только освоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности «второго рождения» - самоактулизации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.

    Культурные практики любого человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка раннего возраста (особенно в период адаптации к новым жизненным обстоятельствам, в т.ч. к образовательному пространству) значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, экспериментирование, театральные игры и многое другое.

    Практика ребенка становится культурной, когда она открывыает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура – сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативы и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, проявить свои интересы и желания, высказать свое собственное мнение. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).

     Культурные практики – это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это – обогащение опыта взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы и эмпатии.

     Культурные практики – явление интегративное, которое сплавляет различные элементы: освоенные ребенком способы действий, культурные нормы и правила, образцы деятельности и поведения, личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого высказывания, самооценки, портфолио, выставки и др.

    Культурные умения. В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения интенсивно формируются уже в период раннего и дощкольного детства, затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм. Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий ( индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм общества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих и универсальных) культурных образцов деятельности и поведения.

    Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер -класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте"

    Представление технологииВступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнак...

    "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."

    Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.Чтобы решить эт...

    Организация работы в период адаптации детей раннего возраста

    Материал круглого стола для воспитателей. Рекомендации педагогам....

    Организация развивающей среды в период адаптации детей раннего возраста

    Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.   Построение развивающей среды дае...

    Игровые технологии в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ

    Подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игро...