Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Самуйлова Юлия Валерьевна

В этой статье говорится о том, как решить проблему формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnyh_navykov.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация

Важной  составляющей  образовательной  среды  субъектно-ориентированной педагогики, педагогики развития и диалога, являются отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и  детьми.  Именно  этот  аспект  образовательного  процесса  и  вносит обновление (изменение) в существующие структуры образования. Процесс взаимодействия  является  центральным  для  всей  сферы  дошкольного образования -сфера дошкольного образования может рассматриваться как система, в которой центральной точкой является взаимодействие педагога с детьми, а программы и формы образования представляют собой элементы второстепенные -в отличие от образования на других возрастных этапах развития.

В соответствии с требованиями ФГОС одним  из  наиболее  эффективных  способов формирования  у  ребенка  всех  выше  перечисленных  качеств  может  быть организация с детьми совместной партнерской деятельности.

Понятие совместная деятельность раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В частности,  Е.В.  Шорохова  рассматривает  совместную  деятельность  как взаимосвязь двух явлений -взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью.  Е. А. Родионова  рассматривает  совместную  деятельность  как субъект -субъектное взаимодействие.  Проблему  сотрудничества  взрослого  и  ребенка  также рассматривали  такие  исследователи,  как  В. В. Панферов,  Г. М. Андреева, Н. Н. Обозов.

Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением активности детей. Важным для нас является положение о том, что взаимодействие в ходе совместной деятельности,  организованной  по  типу  сотрудничества,  не  исключает,  а, наоборот,  предполагает  ведущую  роль  взрослого  (В. В. Горшкова, Н. Ф. Родионова).  Взрослый  создает  условия  для  личностного  развития дошкольников,  проявления  ими  самостоятельности,  элементарной творческой  активности,  приобретения  опыта  сотрудничества.  Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.

Однако,  как  показывает  практика,  организация  совместной партнерской  деятельности  вызывает  у  педагогов  ДОУ  определенные трудности: педагоги  не  осознают  преимущества  и  результативность совместной деятельности педагога с детьми; многие педагоги не владеют технологией организации  такой  деятельности  (создание  мотивации,  подача  нового материала, организация детей, подведение итога).

Во ФГОС ДО основой деления на образовательные области стали пять основных направлений развития ребёнка дошкольного возраста. В отдельную образовательную  область  выделено  речевое  развитие.  Таким  образом, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и  способностей  детей  в  различных  видах  деятельности  и  охватывать следующие  структурные  единицы,  представляющие  определенные направления  развития  и  образования  детей  (далее -образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.

Изменения  такого  рода  предполагает  изменение  подходов  к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.мАкцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской  деятельности,  учет  полоролевых  особенностей  детей  при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Схема  развития  любого  вида  деятельности  такова:  сначала  она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Стандарт помогает решитьтакие задачи как :

-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

-сохранения  и  поддержки  индивидуальности  ребёнка,  развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;-формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных,  физических,  эстетических  качеств,  инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ  и  организационных  форм  уровня  дошкольного  образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности  и  направленности  с  учётом  образовательных  потребностей  и способностей воспитанников;

-формирования  социокультурной  среды,  соответствующей  возрастным  и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,  социального  статуса,  психофизиологических  особенностей  (в  том числе ограниченных возможностей здоровья);обеспечения  преемственности  основных  образовательных  программ дошкольного и начального общего образования;

-определения  направлений  для  систематического  межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).А такжеСтандарт утверждает основные принципы:-поддержки разнообразия детства;-сохранения  уникальности  и  самоценности  дошкольного  детства  как важного этапа в общем развитии человека;

-полноценного  проживания  ребёнком  всех  этапов  дошкольного  детства, амплификации (обогащения) детского развития;

-создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии  с  его  возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и склонностями;

-содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;-формирования  познавательных  интересов  и  познавательных  действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

-учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Организация  партнерства,  сотрудничества  сформирует  устойчивую систему ценностей ребенка, выступающих в качестве внутренних духовных регуляторов его поведения в любых ситуациях, сделает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие родителей и малыша, будет способствовать успешной социализации личности дошкольника, даст возможность  реализовать  личностно-ориентированного  подхода  к воспитаннику,  а  также  обеспечить  совершенствование  профессиональной компетентности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

консультация "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

консультация о том, как нужно проводить совместную работу педагога с детьми  по формированию коммуникативных навыков...

коррекция агрессивного поведения путем формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Структурированный методический материал по работе с детской агрессией из личного опыта....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...