Статья "НАУЧНАЯ ШКОЛА Т.И. ШАМОВОЙ: МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ".
статья

Васильева Алла Павловна

https://elibrary.ru/item.asp?id=35354810

В сборнике содержатся статьи, представляющие перспективные направления научно-практических поисков для решения актуальных проблем современного образования. Авторы статей - вузовские преподаватели, руководители и педагоги общеобразовательных организаций, сотрудники региональных и муниципальных управлений образования, являющиеся учениками, сторонниками и последователями Т.И. Шамовой. Сборник адресуется научно-педагогическим работникам, преподавателям и методистам учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров образования, руководителям и учителям общеобразовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ikt.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:


Формирование ИКТ-компетентности менеджеров образования в условиях

цифровизации образования

Осипова Ольга Петровна, проф. кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, д.п.н., доц., Московский педагогический государственный университет «МПГУ», г. Москва, op.osipova@mpgu.edu

Аннотация. В статье рассматривается формирование ИКТ-компетентности менеджеров образования в условиях цифровизации образования при реализации магистерской программы «Менеджмент в образовании». Рассмотрены основные тренды цифровизации образования в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова. Цифровизации образования, менеджер образования, магистратура, информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии.

Formation of ict competence of education managers in conditions of digitalization of

 education

Osipova Olga Petrovna, Professor of the Department of Management of Educational Systems. T.I. Shamova, Moscow State Pedagogical University "MPGU", Moscow

Summary. The article discusses the formation of ICT competence of education managers in the context of digitalization of education in the implementation of the master's program "Management in Education". The main trends of digitalization of education in the digital economy are considered.

Key words. Digitalization of education, manager of education, master's degree, information and communication technologies, digital technologies.

Развитие цифровой экономики в современных условиях уверенно заставляет трансформировать все аспекты как человеческой, так и профессиональной деятельности, независимо от профессии, будь то медицина, строительство, бизнес, торговля, транспорт, образование и т.д. Рассматривая такой показатель, как Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) – это комбинированный показатель, характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) [1], мы можем констатировать следующие результаты, заявленные на конец 2016 года. На первом месте по данному показателю находится Исландия с показателем 8,98; на втором месте Южная Корея с индексом 8,85. Россия находится на 45 месте с показателем 7,07. Ближайшими соседями России в данном рейтинге, являются Португалия – показатель 7,13 и Словакия – индекс 7,06. Замыкает список государство Эритрея, которая находится на 176 месте с индексом 0,56.

По нашему убеждению, показатель развития информационно-коммуникационных технологий является одним из наиболее существенных показателей экономического, финансового и социального благополучия государства в целом. Самым проблемным аспектом развития информационно-коммуникационных технологий в России обозначено недостаточное развитие современных средств интернет-коммуникаций, а именно, недостаточное развитие широкополосного доступа к интернету и высокоскоростных интернет каналов. Кроме этого, хотя в целом средства и возможности ИКТ доступны для большинства пользователей, активность их использования населением не столь высока, как хотелось бы. Для решения стратегических задач в области развития информационно-коммуникационных технологий принимаются на уровне правительства различные нормативные документы и меры. Одним из актуальных документов, позволяющих системно решить данные задачи, является программа «Цифровая экономика РФ» (от 28 июля 2017 г. No 1632 р) [2].

В принятой программе «Цифровая экономика РФ» (далее Программа) цифровая экономика понимается как «…цифровая экономика является не отдельной отраслью, а новой основой для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества…» [3].

В данной Программе обозначены ведущие направления развития цифровой экономики в РФна период до 2024 года. К таким направлениям отнесены: Нормативно-правовое регулирование. Кадры и образование. Формирование и развитие научно-исследовательских компетенций. Информационная инфраструктура и информационная безопасность.

По мнению экспертов [4], потребует определенная трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики. В данном случае речь идет об управлении рисками, связанными с возможным высвобождением персонала, необходимости освоения новых компетенций и определенных навыков, а также адаптации персонала к работе в новых условиях труда, готовность «всех и всегда» к изменениям. В большей степени это относится и к системе образования.

На основании заявленных ведущих направлений правительство РФ определили три основных приоритетных проекта «Цифровая школа» (новый проект), «Электронное здравоохранение» и «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (действующие проекты) [5].

Для успешной реализации проекта «Цифровая школа» на первом этапе потребуются определенные организационно-педагогические условия, а именно: создание необходимой нормативно-правовой базы на федеральном уровне; содержательные изменения во всех предметных сферах, и, как следствие, внесение изменений и дополнений во все заявленные образовательные стандарты; материально-техническое обновление (оснащение) всех российских школ и образовательных организаций системы высшего и среднего профессионального образования; необходимая подготовка и профессиональная переподготовка работников образования в области использования возможностей информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

В настоящее время все чаще звучит термин «цифровизация образования». Анализируя немногочисленную литературу по данному вопросу, мы можем выделить следующие тезисы: «…Не идёт разговор о замене на цифровое образование целиком и полностью того традиционного, к которому мы привыкли. Это сочетание цифрового и традиционного…» (О. Васильева); «…Существенно меняется схема подготовки: в образовательный процесс должны быть встроены персональные траектории обучения, позволяющие обучаемым выбирать индивидуальные способы формирования базовых компетенций…» (А. Лубков, С. Каракозов); Необходимо начать процесс понимания изменения роли навыков человека в эру цифровой экономики, а также понимания вызовов к технологиям их формирования в системе образования в целом (Куприяновский) [6].

Опираясь на озвученные тезисы, собственный практический опыт участия в процессе информатизации системы информатизации (проект ИСО, 2005-2010 гг., Региональный исполнитель), попытаемся дать определение термину «цифровизация образования». Цифровизация образование понимается нами как процесс обеспечения сферы образования теоретико-методологическими основаниями и содержательно-технологическим обеспечением оптимального использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей воспитания, обучения и развития личности.

В своей статье более подробно остановимся на вопросе подготовки кадров в области использования информационно-коммуникационных технологий, а теперь и цифровых технологий в системе высшего образования в условиях «наступательной» цифровизации образования, а именно рассмотрим подготовку менеджеров образования при реализации магистерской программы «Менеджмент в образовании».

На сегодняшний день формирование готовности обучающихся использовать информационно-коммуникационные и цифровые технологии в управлении образованием, формирование у обучающихся необходимых компетенций для использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий в управлении образованием, а также формирование навыков для самостоятельного приобретения новых знаний и умений с использованием информационно-коммуникационных и цифровых технологий осуществляется в рамках реализации рабочей программы учебной дисциплины «Информационные технологии в управлении образованием» (далее РПД ИТвУО, РПД).

Данная РПД относится к дисциплинам (модулям) вариативной части. Объем дисциплины составляет три зачетных единицы (108 академических часов), из них 22 часа аудиторного времени (лекции – 4 часа, практические занятия – 18 часов), 86 часов самостоятельной работы, форма контроля – зачет с оценкой. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций: (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-5); (ОПК-1); (ПК-1); (ПК-2); (ПК-4); (ПК-9); (ПК-20); (ПК-21). Набор выделенных нами компетенций подтверждается обстоятельствами, которые мы опишем ниже.

Иными словами, мы формируем определенный уровень ИКТ-компетентности менеджера образования, которая понимается нами как «…совокупность когнитивного, коммуникативного, гностического (исследовательского) и технико-технологического компонентов, формируемых и развиваемых в процессе обучения, повышения квалификации и самообучения цифровым и информационно-коммуникационным технологиям; а также как способность к выполнению педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой и культурно-просветительской деятельности в условиях электронной информационно-образовательной среды…» [7]. Содержательно ИКТ-компетентность менеджера образования на этапах формирования и развития делится на следующие уровни: на базовый уровень и предметно-ориентированный уровень.

Базовый уровень ИКТ-компетентности менеджера образования необходим для использования технологий в повседневной жизни: для получения доступа к информации, расположенной в сети Интернет; для получения продуктов и услуг в условиях электронной среды: облачные данные, электронная коммерция, финансовые услуги, медицинские услуги, получение услуг через «личный кабинет»; использование социальных сетей для коммуникации с коллегами по работе и продвижения бренда организации на образовательном рынке и др. К базовому уровню мы отнесем и владением офисными программами, навыки работы с электронными документами.

По данным статистики, а также собственному практическому опыту приходится констатировать, что более половины пришедших учиться в магистратуру по образовательной программе «Менеджмент в образовании» владеют пороговым значением ИКТ-компетентности базового уровня. 52% обучающихся не могут грамотно отформатировать электронный документ, 68% обучающихся не владеют навыками работы с электронными таблицами. При разработке электронных образовательных ресурсов у большинства обучающихся (82%) отсутствует так называемый «когнитивный дизайн электронного образовательного ресурса» (С. Христочевский). Опосредованное подтверждение представленных данных мы нашли в проведенном исследовании ВШЭ НИУ (2015 год). Как говорится в отчете, население России хорошо считает и читает, но решать поставленные задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий затрудняются. Так, 33,6% россиян не приняли участия в компьютерном тестировании или сообщили, что они не знакомы с персональным компьютером, против 19,5% участников стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) [8].

Предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентности менеджера образования в нашем случае подразумевает: выполнение новых задач, связанных с использованием цифровых и информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием: работа в региональных и федеральных информационных системах; использование баз данных для хранения информации в сфере образования; уверенный пользователь современных систем автоматизации делопроизводства и документооборота в образовании; активный участник формирования единого информационного образовательного пространства образовательной организации. По данным ОЭСР, уверенное владение цифровыми и информационно-коммуникационными технологиями требуют более 95% управленческих и финансовых задач [8]. Для региональной системы образования данный показатель может быть и выше.

Кроме представленных выше описаний мы руководствовались и мнением работодателей по формированию тем и разделов РПД ИТвУО, а также учитывали особенности реализации региональной образовательной политики. В данном случае особенностью образовательной политики является активно развивающаяся региональная электронная информационно-образовательная среда города Москвы [9]. Подтверждением этому также служат заявленные ниже ресурсы: «Московская электронная школа: новое качество образования» и «Современная цифровая образовательная среда».

Исходя из представленного выше обоснования нами формировались основные разделы РПД ИТвУО и примерное содержание данных разделов. Основными разделами РПД ИТвУО являются:

1.Информатизация образования как инновационный процесс. Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности. В данном разделе изучаются следующие темы: Образование в современном цифровом обществе. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Нормативно-правовое обеспечение информатизации образования. Информатизация и цифровизация как инновации в образовании. Информация как научная категория, определение понятия. Образовательная информация как часть электронного образовательного ресурса. Информационные продукты и электронные услуги в обществе и системе образования. Единое информационное образовательное пространство образовательной организации, основные компоненты. Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности.

2.Понятие информационно-коммуникационных технологий. Цифровые технологии в образовании. Облачные технологии в образовании. В данном разделе изучаются следующие темы: Теоретико-методологические основания информатизации образования. Понятие «информационно-коммуникационная технология», «цифровая технология». Цели и задачи использования информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием. Место информационно-коммуникационных технологий в классификации педагогических технологий. Правовые аспекты использования информационно-коммуникационных технологий. Вопросы безопасности и защиты информации. Технологии хранения и представления информации. Технологии передачи информации. Использование ресурсов Интернета для решения профессиональных задач и организации педагогического общения и научной деятельности. Локальные и глобальные компьютерные сети. Образовательные Интернет-порталы. Технологии подготовки электронных документов. Дидактический и управленческий потенциал технологий нового поколения: ресурсы Google Apps для учебных заведений. Сервисы облачных технологий.

3.Информационные системы и технологии в управлении образованием. В данном разделе изучаются следующие темы: Понятие «информационная система». Информационные системы в управлении образованием. Использование баз данных для хранения информации в сфере образования. Современные системы автоматизации делопроизводства и документооборота в образовании. Региональные информационные системы. Система федеральных образовательных порталов. Информационно-правовая поддержка педагогической и управленческой деятельности в образовании. Современные информационные технологии в обучении людей с ограниченными возможностями. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Использование информационно-коммуникационных технологий для развития творчества и самостоятельности учащихся.

4.Дистанционное сопровождение образовательного процесса. В данном разделе изучаются следующие темы: Электронное обучение Дистанционное обучение. Системы дистанционного обучения. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР): классификация, оценка качества ЭОР. Электронные библиотеки (ЭБ) и библиотечные системы. Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения. Формирование единого электронного информационно-образовательного пространства. Изменение организации учебного процесса в условиях единого электронного информационно-образовательного пространства. Система подготовки педагогов для работы в условиях единого электронного информационно-образовательного пространства. Дистанционная поддержка обучения в системе Moodle. Педагогическое проектирование образовательного ресурса в системе обучения Moodle.

Для успешного освоения РПД ИТвУО нами осуществляется дистанционное сопровождение образовательного процесса. Дистанционное сопровождение понимается образовательного процесса понимается нами как «…применение в полном объеме совокупности дистанционных образовательных технологий в рамках педагогического сопровождения, которое направленно на формирование и развитие необходимых и достаточных компетенций, при котором целенаправленное опосредованное или частично опосредованное взаимодействие студента и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения…» [10].

Дистанционное сопровождение осуществляется на портале электронного обучения МПГУ по адресу: https://el.mpgu.org/course/view.php?id=1789. В рамках бально-рейтиноговой системы МПГУ для РПД ИТвУО имеется рейтинг-план, где заявлен весовой коэффициент каждого задания. Приходится констатировать, что стартовый уровень компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий и цифровых технологий у обучающихся значительно различается. Исходя из этого, студентам предлагается в рамках изучения курса выстроить свою собственную образовательную траекторию. Весовой коэффициент задания заявлен от 8 баллов до 20 баллов, максимальная оценка за курс составляет 100 баллов.

Анализируя итоги прохождения курса (группа «Менеджмент в образовании», 2 курс, заочная форма обучения) мы можем констатировать, что 41,1% обучающихся набрали за курс более 100 баллов (от 117 до 125 баллов), выполняя дополнительные задания «не для оценки, а для получения новых компетенций», 39,4% набрали от 85 до 100 баллов за курс, что соответствует по рейтинг-плану оценке «отлично» и 19,5%, от общего числа обучающихся, набрали за выполнение заданий от 80 до 84 балов, что соответствует оценке «хорошо».

Для проектирования дистанционного сопровождения курса ИТвУО используются все предлагаемые элементы и ресурсы системы Moodle: тесты, анкеты, глоссарий, задания, гиперссылки, паки, файлы и т.д. Важнейшим элементом дистанционного сопровождения образовательного процесса в магистратуре являются электронные научные библиотеки. Основными электронными библиотеками являются: ЭБС «Университетская библиотека online», Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань», Электронная библиотечная система «Юрайт», научная электронная библиотека Elibrary.ru, Архив научных статей издательства «Грамота» и др.

Таким образом, для эффективного формирование ИКТ-компетентности менеджеров образования в условиях цифровизации образования необходимо учитывать следующие актуальные направления, заявленные как стратегические в «Концепция развития МПГУ на период 2017–2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования», а именно: Актуальное обновление РПД. Развитие материально-технической базы МПГУ в области ИТ.Развитие единой электронной информационно-образовательной среды. Внедрение системы электронного документооборота. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации сотрудников и преподавателей МПГУ в сфере ИКТ [11].

1.Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Электронный ресурс. URL: http://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info

2.Программа «Цифровая экономика РФ» Электронный ресурс. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

3.Цифровая экономика – основа для развития социальной сферы, образования и общества. Электронный ресурс. URL: https://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/10353

4.Эксперты предлагают начать цифровизацию российской экономики с образования. Электронный ресурс. URL: https://ria.ru/economy/20170131/1486825692.html

5.О цифровизации образования и здравоохранения. Электронный ресурс. URL: http://irpr.ru/2017/12/18/o-cifrovizacii-obrazovaniya-i-zdravooxraneniya/.

6.Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П., Райков А.Н., Шкуров Ф.В., Дрожжинов В.И., Федорова Н.О., Намиот Д.Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. 2017. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/navyki-v-tsifrovoy-ekonomike-i-vyzovy-sistemy-obrazovaniya.

7.Осипова, О.П. Принципы и закономерности дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования // Наука и школа. – 2012. – №2. – С.50 – 56.

8.Насколько компетентны сегодня взрослые россияне. Результаты программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) в РФ. Электронный ресурс. URL: http://piaac.ru/wp-content/uploads/2015/05/Report_PIAAC_RUS.pdf

9.Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы. Электронный ресурс. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/files/4024/pl2_pp_m_134_28_03_2017_r17.pdf

10.Осипова, О. П. Модель формирования деловой культуры в процессе подготовки менеджеров образования. – М.: МПГУ, 2018. – 128 с.

11.Концепция развития МПГУ на период 2017–2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе «Родословное древо семьи»

Данный коспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы, будет полезен педагогам для совместной работы с семьями воспитанников....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Подготовительная к школе группа Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Раздел: Рисование. Тема: « Осен

Цели:  вызвать желание выразить свое отношение к поздней осени с помощью цвета в пейзажном рисунке.Задачи: научить детей передавать с помощью рисунка впечатления о природе; познакомить детей с но...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме «Маша идет в школу»

Образовательные области: Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.Лексическая тема: «М...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: «На помощь Буратино»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности  «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»д...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Скоро в школу»

Создание условий для обеспечения психологической и интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности (ЗПР) Тема: «Звуки П,ПЬ. Буква П» (образовательный компонент «Речевое развитие»)

Мероприятие проводится с целью преодоления детьми речевых затруднений. Задачи: закрепить умения детей давать акустическую характеристику звукам П,ПЬ; уточнить и расширить словарь детей по теме «...