Консультация для воспитателей "Методика использования развивающих игр как средства экологического образования и познавательного развития дошкольников"
консультация


Предварительный просмотр:

Методика использования развивающих игр как средства экологического образования и познавательного развития  дошкольников

    Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

     Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Если рассматривать роль дидактической игры в экологическом воспитании то следует сказать, что эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

    Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

    Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка.

      Структуру (структура дидактической игры по А.К Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

    Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

    Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

   Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

    Игровые правила. Основная цель правил - организовывать действия, поведение детей.

    Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное использование развивающих игр как средство формирования познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Принцип неутоленной жажды познания и сюжетное путешествие.

Попытка научного осмысления практического опыта использования развивающих игр в работе с детьми. Статья посвящена актуальности использования развивающих игр в комплексе. Рассматривается один из с...

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»...

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей.

Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, э...