Семинар-практикум Тема: «Правовое воспитание»
консультация

Семенюк Ольга Владимировна

 

Цель: Ориентирование педагогов на использование современных технологий  в правовом воспитании дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  2. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_pravovoe_vospitanie.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №2 «Рябинка»

Отчет

О проведение семинара-практикума

Тема: «Правовое воспитание»

Составила:

социальный педагог Семенюк О.В.

г. Мегион

29.12.2017

Семинар-практикум

Тема: «Правовое воспитание»

Дата проведения: 29.12.2017

Цель: Ориентирование педагогов на использование современных технологий  в правовом воспитании дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  2. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека

Присутствующие: воспитатели возрастных групп – 14 человек.

Вывод: воспитатели ознакомлены с методами, формами, технологиями при изучении детей дошкольного возраста с основным документом по защите прав ребенка, с Конвенцией.

Ответственный: социальный педагог Семенюк О.В.

Теория семинара – практикума:

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры.

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:

- помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;

- формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

- развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.

Прежде чем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность. Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.

Система правового воспитания в ДОУ может быть построена по такому плану.

1. Изучение Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Необходимо, чтобы все члены педагогического коллектива изучили документы и осознали их смысл и значение для развития дошкольников. Для реализации поставленной цели проводится педчас, используются различные формы самообразования.

2. Наблюдение и самонаблюдение. Это проводится в течение всего года. Проводятся наблюдения за отношением взрослых к детям; фиксируется характер и периодичность замечаний, наказаний, последующие обсуждения с ребёнком его поведения, частота похвалы в адрес малыша. Самонаблюдением должен заниматься каждый педагог, подвергая критическому рассмотрению собственное отношение к своим подопечным.

3. Изучение существующих и разработка новых форм взаимодействия с родителями по ознакомлению их с правами ребёнка. Это можно сделать с помощью иллюстративного материала, проведения консультаций, родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных бесед, анкетирования и т.д.

4. Изучение педагогами технологий ознакомления детей с их правами.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

- Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

 - Права на развитие, образование, отдых и досуг.

-  Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

 - Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В процессе ознакомления с правами дети узнают об ответственности за свое здоровье, необходимости его беречь и укреплять, осваивать способы оздоровления и безопасного поведения.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Все права детей условно можно разделить на три блока.

Первый блок – права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку родителей, право на образование, на игру, на уважительное отношение к себе, на защиту от жестокости.

Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости добрых взаимоотношений со сверстниками. Эти истины можно преподнести в доступной форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе, важно соблюдать определённые правила поведения, с уважением относится друг к другу. С этого и начинается нравственно-правовое воспитание. Воспитатель ежедневно обсуждает с детьми правила, которые помогают им жить в коллективе, не забывая напоминать и об обязанностях. Например, если правило звучит: «Никто не должен обижать другого в нашей группе», - это значит, что не только меня не должны обижать, но и я не могу обижать других. Или, если я хочу, чтобы меня называли ласково по имени, я должен поступать так же. Таким образом, приучая детей соблюдать правила поведения в группе, мы формируем некие сдерживающие центры, приучающие их думать о других, уважать права других, даже без упоминания о сложных для детей понятиях «Декларация», «Конвенция».

Второй блок – это права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Воспитатель должен обязательно перестроиться в своей работе на личностно-ориентированную модель педагогического взаимодействия. Вместе с тем и детей следует приучать высказывать свою точку зрения, учить защищать своё мнение, соглашаться или нет с позицией собеседника. При этом важно, чтобы ребёнок знал, что к его мнению прислушиваются, с ним советуются. «Как ты думаешь, что нужно сделать?», «Почему ты так решил?», «Как бы ты поступил?» - такие выражения должны войти в обиход при общении с детьми.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, – это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище, на семью, на полноценное питание, на медицинское обслуживание.

Методы работы с детьми:

  • Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, презентации), беседа о прочитанном и просмотренном.
  • Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком: если бы я поймал золотую рыбку: если бы я вдруг превратился в: и т.д.
  • Дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».
  • Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  • Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 

Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим (Чарльз  Диккенс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по социально-правовому воспитанию детей

Конспект занятия по социально-правовому воспитаниб для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....