Игры на зрительно-пространственную функцию
статья (средняя группа)

Евстигнеева Татьяна Александровна

Создание правильных зрительно-пространственных представлений является одной из задач развития ребенка дошкольного возраста. Данная проблематика актуальна в области разнообразных наук, таких как психология, педагогика, методика развития математических представлений дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на зрительно-пространственную функцию

Создание правильных зрительно-пространственных представлений является одной из задач развития ребенка дошкольного возраста. Данная проблематика актуальна в области разнообразных наук, таких как психология, педагогика, методика развития математических представлений дошкольников. Умение ориентироваться в пространстве лежит в основе познавательной деятельности детей. Зрительно-пространственная функция – это то, что позволяет ребенку собрать домик из квадрата и треугольника, найти левый край листа, сложить самолетик, сориентироваться в школьном здании и еще множество других вещей, которые нам зачастую кажутся очень простыми, а для маленького человека представляют собой серьезные и нетривиальные задачи, когда он только учится это делать.

Педагог должен использовать разнообразные виды деятельности при совершенствовании пространственных представлений детей на непосредственно образовательной деятельности (НОД) по ФЭМП, на изобразительном искусстве, музыке и физкультуре, а также индивидуальных занятиях и в режимных моментах, отличных от НОД: на утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

Формировать пространственные представления дошкольников помогут воспитателю дидактические игры и упражнения соответствующей тематики.

Для диагностики зрительно-пространственной функции используют фигуры Рея-Тейлора и Рея-Остеррица. Они выглядят вот так:

https://habrastorage.org/webt/qi/2w/vf/qi2wvfovgfi6jtvmibuwkqw3voe.jpeghttps://habrastorage.org/webt/fo/uy/r3/fouyr3xhc0kq4-ehatqjhp6l9a8.jpeg

Ребенок получает инструкцию скопировать фигуру как можно точнее, не поворачивая образец. Эту пробу можно использовать примерно с пяти лет. До этого она малоинформативна, потому что ребенку банально не хватит для нее графических навыков. Что нас здесь будет интересовать? Во-первых, получается ли у ребенка цельное изображение или он воспроизводит набор отдельных элементов. Во-вторых, насколько точно он воспроизводит элементы: не теряет ли он их, не отзеркаливает, нет ли персевераций (когда три изгиба волны превращаются в двадцать, например). Ошибки, связанные с увеличением или уменьшением всей фигуры, а также с искажением пропорций, для дошкольников ожидаемы, и на них мы можем не обращать особого внимания.

А.Н. Давидчук указывает, что работа по формированию пространственной ориентировки имеет несколько этапов.

  1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
  2. Обучение ориентировке в окружающем пространстве.
  3. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
  4. Обучение ориентировке на плоскости.

Р.И. Говорова, О. Дьяченко отмечают, что при обучении ориентированию по направлениям, на плоскости, в пространстве необходимо сочетать наблюдения и словесные и графические пояснения размещения предметов относительно друг друга. Это эффективно достигается с помощью дидактических игр и упражнений.

1. Мозаика. 

Предпочтительнее, чтобы элементы мозаика были квадратами, треугольниками и секторами круга или целыми кругами. Например, как в «дарах Фрёбеля».

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

2. Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов (10 и более). Предлагает детям угадать, какой предмет она загадала. Дети по очереди задают вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Например: - Этот предмет деревянный? - Задуманный предмет больше стакана? и т.д. После демонстрации ведущими становятся сами дети.

3. Кубики Кооса. 

Это кубики одинакового размера, грани их покрашены в специальные цвета, 2 грани красного цвета, 2 грани белого цвета, 2 грани двухцветные (красно-белые). К кубикам прилагаются карточки—задания, с разным уровнем сложности. В оригинале число кубиков должно быть 16 штук. 

4. Конструкторы.

Конструкторы типа Лего (МегаБлокс и т.д.), основной деталью которых является кубик или кирпичик с выступами и углублениями, развивают зрительно-пространственную функцию только на начальном этапе освоения, когда ребенок привыкает действовать в пространстве, поделенном на условные кубики. Это такая же структура пространства, с которой он потом в школе столкнется на математике и физике в виде системы из трех координат. Навык игры с одним таким конструктором легко переносится на все остальные того же типа. Как только ребенок освоился с пространством, сегментированным на кубики, дальше конструктор решает уже другие задачи – в первую очередь развития мелкой моторики и коммуникативных навыков (если ребенок играет в него не один).

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Говорова Р.И. Формирование пространственной ориентации у детей / Р.И. Говорова, О. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 2016. – №9. – С. 55–58.
  3. Давидчук А.Н. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С. 12–17.
  4. https://habr.com/ru/post/478064/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.

Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...

Методическая разработка "Использование авторских сказок при коррекции зрительно-пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи."

Предлагается серия  авторских   сказок с помощью которых можно познакомить детей с макро и микро пространством,  развить зрительно-пространственных функций у дошкольников с тяжелыми реч...

Комплекс упражнений для коррекции зрительно-пространственных функций

Данный комплекс упражнений  может использоваться  как для коррекции зрительно-пространственных функций, так и для исследования состояния зрительно-пространственных  функций у  дете...

Сказка как средство развития зрительно - пространственных функций у детей дошкольного возраста.

Развитие зрительно-пространственных функций у дошкольников и  сказка....

Развитие зрительно-пространственных функций у дошкольников

В статье приведены игры и упражнения для развития зрительно-пространственных функций....

Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать

Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...

"Формирование зрительно-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста»

Представление опыта работы педагога-психолога по теме: «Формирование зрительно-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста»...