Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
материал

Петрова Инна Васильевна

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО

 с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Введение

         Происходящие в государстве и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательной организации. Изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Сегодня семья переживает кризис. Утрачена значительная часть семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В изменившихся экономических условиях родители, большей частью, ищут источники существования, а не занимаются воспитанием детей. Растет число неполных, неблагополучных семей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье № 44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» .

        Изменение психолого-педагогического подхода в образовании к проблеме семьи в вопросах развития и воспитания детей, социального заказа общества требует обновления содержания, организационных форм просвещения родителей, внедрение в практику нетрадиционных методов работы, создание различных специальных служб помощи (педагогической, психологической), образующих единое образовательное пространство, способное помочь развитию ребенка и его семьи.

       Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации»,  ФГОС  ДО,  Конвенцией ООН о правах ребенка.

         Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми и знающего их проблемы, - привлечь родителей к сотрудничеству. Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.  Результат  воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательную деятельность, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

       Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи. 

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОО. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо - как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения.

      Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОО, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине дошкольные организации сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

     Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
•    объединение усилий для развития и воспитания детей;
•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциона - льной взаимоподдержки;
•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для   решения  поставленных   задач  и  вовлечения  родителей   в   единое пространство  детского  развития  в  ДОО  намечена работа в   трех направлениях:
1.    Работа с коллективом  детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
2.   Повышение педагогической культуры родителей;
3.    Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.

  1. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
         Введен в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
         В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы ДОО, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад должен:
•    обеспечить открытость дошкольного образования; 
•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с её реализацией.
     Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

      Инициатором установления взаимодействия и сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

      Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольной организации. Включение родителей в деятельность ДОО предполагает их участие в:

    - организации образовательной деятельности;

    - организации предметно-пространственной развивающей среды;

    - привлечении к оценке и контролю за деятельностью ДОО;

    - оказании дополнительных услуг;

    - разработке планирования: календарно-тематического и перспективного  планов, рабочей программы педагога, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

 Для реализации этой задачи необходимо:

     - поэтапное включение родителей в деятельность дошкольной организации;

     - повышение уровня педагогических знаний родителей;

     - воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольной организации;

     - систематическое участие родителей в деятельности ДОО;

     - создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОО.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

     - положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

      - осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

      - совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

      - позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

  1. Роль дошкольной образовательной организации  в повышении педагогической культуры семьи

      Работая с родителями, воспитатели дошкольной организации должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать, в чём заключается организаторская деятельность ДОО, направленная на повышение педагогической культуры семьи и какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.

      Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольной организации. В зоне особого внимания педагогического коллектива должно быть руководство самообразованием родителей. Отсюда следует, что в библиотеке ДОО необходимо иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая журналы и статьи. Повышение педагогической культуры семьи включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, поскольку задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надёжные в теоретическом отношении источники.

К вышеуказанной деятельности должен привлекаться весь педагогический персонал организации, а также специалисты иного профиля (психолог, медсестра, логопед, педагоги дополнительного образования). Необходимо помнить, что ориентированность дошкольной организации на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

       Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и детского сада.

      Сферы возникновения трудностей во взаимодействии ДОО и семьи: обе взаимодействующие стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

     Так, сфера обращения родителей и воспитателей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер. Для того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.

Рекомендации по организации взаимодействия:

1. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь ДОО, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь детского сада. Поскольку родители заинтересованы прежде всего в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОО предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольной организации.

2. Наиболее проблемной сферой взаимодействия для родителей является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, т.е. психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей. Эта проблема может быть решена на уровне организации работы ДОО в целом, т. е. можно предложить родителям обратиться к специалисту в данной области. Чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали, к кому конкретно идти, если им необходима консультация, воспитатель должен разъяснить о его деятельности, о тех проблемах,  в решении которых он может помочь. Поэтому целесообразны выступления специалистов на родительских собраниях.

3. Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками ДОО важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьёй собственной важности.  Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольной организации. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия ДОО с семьёй по всем вопросам развития ребёнка.

       При  организации взаимодействия детского сада  с семьями воспитанников совместной работы необходимо соблюдать основные принципы: 

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

          Главная цель педагогов дошкольной организации – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

- развитие интересов и потребностей ребенка;

- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи: 

- воспитание уважения к детям и родителям;

- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

      Основные  условия  доверительного взаимодействия между ДОО и семьей – это изучение семей воспитанников, учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений.

  1. Формы взаимодействия дошкольной организации с родителями

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи

выделяют:

1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей;

     2. Информирование родителей о ходе образовательной деятельности: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания;

     3.Оформление визуального ряда посредством создания и размещения

информационных стендов, альбомов, папок, организация выставок детского

творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток;

  1.  Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов;
  2.  Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

 Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными.          

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.

Наименование

 подгрупп

Цель использования

Формы проведения

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у родите-

лей практических

навыков воспитания

детей.

Семинары-практикумы;

Проведение собраний,

консультаций в нетрадиционной форме;

Мини-собрания;

Педагогическая гостиная;

Устные педагогические журналы;

Исследовательская, проектная деятельность;

интернет-журнал.

Информационно-аналитические

Выявление интересов,

потребностей, запросов

родителей, уровня их

педагогической грамотности.

-Социологические

опросы, различные анкеты,

 -Индивидуальные беседы,

-Картотеки «Педагогическая

копилка: родители для педагогов»,«Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью

взаимообогащения педагогического мастерства);

 -Переписка по электронной почте.

Досуговые

Установление эмоцио-

нального контакта

между педагогами.

-Совместные досуги, праздники;

-Интерактивные досуговые мероприятия с родителями, детьми;

-Выставки работ родителей и детей;

-Семинары;

- Мастер-классы;

- Дни добрых дел;

- Турниры знатоков;

- КВН.

Наглядно-информационные

Ознакомление родителей с работой дошкольной

организации,особенностями

воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

- Буклеты;

- Электронные газеты;

- Дни (недели) открытых дверей;

-Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;

-Выпуск стенгазет;

-Использование видеозаписей;

-наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности;

- Взаимообмен фотографиями,

видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду.

    Выполняя требования ФГОС ДО, в нашем детском саду используются такие нетрадиционные формы проведения родительских встреч:

«Педагогическая гостиная»

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах

обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения     на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме.     Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и

задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей

группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет».

Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний

классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы

оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

Подготовка такой встречи проводится так же, как и при проведении педагогической конференции, отличием является то, что обмен опытом проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, воспитатель дает понятие «кризиса трех лет», совместно с родителями  анализирует, как остро протекает этот период у детей. Затем предлагает поделиться родителям опытом, как они преодолевали данный период, или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, также оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей».

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители,

логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех,

чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками,

агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание

ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов.

Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают

конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок – левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть

анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что

воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут

провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию

детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.

Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы

родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут

объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться и т.д. В конце встречи подводится итог. На такой встрече участники дают друг другу практические советы,

показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной

проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы – плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это – хорошо, а другая – мнение что, если в доме

есть домашние питомцы, то это – плохо. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

      Активной  формой  работы   с  родителями,  которые  хотят   изменить    свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.

Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы

по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций

семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности,  моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др.  Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с  родителями,  исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

         На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:

«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» - такой список

прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики

объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.

Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий

проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в

детском коллективе). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную

книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители, независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах»- при обсуждении проблемы каждый из родителей

получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» -  к ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, почему, когда? Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители могут увидеть и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент» - этот метод позволяет включить родителей в

исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и

использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

      В настоящее время активно используются в ДОО новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка – это детская радиостанция, печатные издания, использование телевидения, информация на сайте детского сада.

        Эти нетрадиционные формы взаимодействия пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

       Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

                                              Заключение

      При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная:
- со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы;
- педагоги стали  инициативнее, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь;
- воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям;
- пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОО. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах детского сада и семьи;
- при добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательную деятельность, новые формы  взаимодействия с родителями осуществляются успешно;
- изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий;
- и как результат, новое положительное отношение родителей к дошкольной организации, положительная оценка её  деятельности.

      Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, а продолжать искать новые пути взаимодействия.
     Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательной деятельности важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Список литературы

  1. Вместе с семьёй [Текст] : пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 191с.
  2. Вышиваная, Е. Н. Взаимодействие с родителями – условие успешной социализации дошкольников [Текст] / Е. Н. Вышиваная  // Воспитатель. – 2016. - № 3. – С. 99-103.
  3. Забудько, Г. А. Из опыта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребёнка [Текст] / Г. А. Забудько //  Воспитатель. – 2016. - № 5. – С. 86 – 90.
  4. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями  в ДОУ [Текст] : методический аспект  /  О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 80с.
  5. Метенова,  Н. М. Родительские собрания. Часть I [Текст] / Н. М. Метенова.  Ярославль :  ИПК «Индиго», 2011. – 32 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.
  7. Федина, М. В. Средства массовой информации в ДОО – интерактивные формы работы с детьми и родителями  [Текст]  /  М. В. Федина // Воспитатель. – 2016. - № 6. – С. 96-100.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....

Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»

Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Вызвать желание родителей к сотрудничеству и совместной деятельн...

Презентация «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями».

В предложенном материале представлены нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Опреджелены задачи, подробно рассмотренны цели и виды сотрудничества....

Статья "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"

Опыт работы с родителями , как проектная деятельность по новым ФГОС...