Консультационный пункт "Диалог".
проект

Варава Анастасия Сергеевна

Долгосрочный инновационный проект ДОУ «Консультационный пункт «Диалог» как средство повышения педагогической компетентности родительского сообщества».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД «БРУСНИЧКА» г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале, мкр. Молодежный д.7, тел. 6-54-05, 6-32-58

ИНН 8911016680, КПП 891101001, ОКПО 48731581, ОКОНХ 92400

E-mail: brusnichka-tsale@pur.yanao.ru, brusnichka-tsale@yandex.ru

Конкурс инновационных проектов среди образовательных учреждений

Номинация: «Создание условий для деятельности консультативных центров для оказания помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»

Проект по теме: «Консультационный пункт «Диалог» как средство повышения педагогической компетентности родительского сообщества»

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2019г. – май 2021г.

Авторский коллектив:

Чвалова Татьяна Валентиновна,

Петрова Оксана Семеновна,

Мальцева Вера Александровна,

Щенникова Светлана Константиновна,

Данильчук Каролина Юрьевна

Оглавление

Введение        3

1.        Цели и задачи проекта        6

2.        Участники проекта.        7

3. Основная часть.        8

3.1. Организация деятельности и развивающей предметно-пространственной среды консультативного пункта ДОУ.        8

3.1.1 Основные положения.        8

3.1.2 Порядок оказания услуг.        9

3.1.3  Содержание и виды услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.        10

3.1.4 Техническое оснащение.        12

3.2. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах оказания информационно-просветительской, методической, психолого-педагогической и консультативной помощи родителям.        13

3.3. Результаты проекта        13

3.3.1  Перспектива развития проекта.        13

3.3.2 Способы апробации и диссеминации результатов.        14

3.3.3 Риски и пути преодоления.        14

3.3.4 Ожидаемые результаты проекта        14

3.3.5 Продукт проекта        15

3.3.6 Источники финансирования проекта        15

3.3.7 Финансовая составляющая проекта        15

3.4. Этапы реализации проекта        17

Заключение.        21

Литература        22

Введение

Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование его интеллектуально-нравственного потенциала. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является разработка моделей службы методической, психолого-педагогической, и консультативной помощи семье.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее – ФЗ-273), а также федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 (далее – ФГОС ДО), дошкольное образование детьми в возрасте от 2-х месяцев может быть получено как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Согласно пункту 3 статьи 64 ФЗ-273 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры».

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в качестве главного приоритета государственной политики определена деятельность, направленная на «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Среди задач, стоящих перед обществом, выделяется – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Эту задачу невозможно решить без активного участия родителей.

Важнейшая задача государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу – создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в Российской Федерации (указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года). В рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусмотрено создание федерального портала информационно-просветительской поддержки родителей, а распоряжением Министерства просвещения РФ № Р-26 от 1 марта 2019 года обозначены и утверждены конкретные методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи в его возможных структурных подразделениях.

В настоящее время в стране различного рода консультативная помощь родителям, чьи дети осваивают образовательные программы, предоставляется. Однако в ряде случаев, родители (законные представители) детей, оказываются лишены психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.

Особо нуждаются в психолого-педагогической помощи следующие категории граждан:

- родители детей дошкольного возраста, не посещающие детские сады;

- граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;

- родители, чьи дети находятся на семейном обучении;

- родители детей с ОВЗ и инвалидностью, в первую очередь раннего возраста.

В нашем ДОУ уже создана и успешно функционирует система оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, посещающих детский сад. Такие специалисты, как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог на постоянной основе, согласно графику своей работы, осуществляют консультативную деятельность по своим квалификационным направлениям как по запросу самих родителей (законных представителей) воспитанников, воспитателей групп, так и по собственному приглашению, например, после проведенного психолого-педагогического, логопедического сопровождения, диагностико-развивающих занятий с воспитанниками в группе. Кроме этого, информационно-просветительская поддержка родителей воспитанников в вопросах образования и воспитания осуществляется всеми педагогическими сотрудниками ДОУ (методисты, воспитатели, узкие специалисты) и медицинским работником посредством проведения групповых и общих родительских собраний; в рамках работы детско-родительских клубов ДОУ («Малышок» для родителей детей младшего дошкольного возраста, «Скоро в школу!» для родителей старшего дошкольного возраста») с использованием различных форм работы (игровые тренинги, мастер-классы, тематические беседы, игровые и спортивные соревнования, праздничные мероприятия). С целью повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания оформляются информационные стенды, другие тематические материалы (папки-передвижки, памятки) в группах и рекреациях ДОУ.

ДОУ располагает современной, хорошо оснащенной развивающей предметно-пространственной средой: наличие отдельных кабинетов специалистов и других помещений специальной направленности (например, театральная студия, изо-студия, конструкторское бюро, кабинет для занятий с использованием компьютеров и др.), сети интернет, методического и игрового оснащения, что позволяет осуществлять все направления психолого-педагогической работы, включая консультационную, просветительскую деятельность для родителей детей, посещающих детский сад.

Актуальность. Проект направлен на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, с ОВЗ и инвалидностью, не посещающих дошкольную образовательную организацию, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста. Работа консультационного пункта поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.

Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, родители не всегда могут решить возникшие проблемы самостоятельно. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов. В адрес нашего учреждения в 2018 – 2019 учебном году поступали различные запросы от родителей детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, с ОВЗ и инвалидностью, не посещающих дошкольную образовательную организацию.

В рамках реализации национального проекта «Образование» и с учетом поступивших запросов мы решили в 2019 году организовать на базе нашего дошкольного учреждения консультационный пункт для родителей детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, с ОВЗ и инвалидностью, не посещающих дошкольную образовательную организацию, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальность проекта по созданию консультационного пункта связана с решением следующего противоречия:

  • с одной стороны – наличие трудностей, возникающих у родителей при воспитании ребенка и острой потребности в помощи специалистов различного уровня по вопросам организации образования  и воспитания ребенка, с целью решения возникших проблем в развитии, обучении, воспитании и социализации ребенка, предотвращения возможных проблем в освоении образовательных программ и планирования собственных действий в случае их возникновения, получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования
  • с другой стороны – отсутствие доступности процесса оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи в ДОУ для этих категорий граждан.
  1. Цели и задачи проекта

Цель: Создание условий для повышения компетентности родителей детей, находящихся на домашнем обучении, в том числе в возрасте до трех лет, с ОВЗ и инвалидностью, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (далее родителей) в вопросах воспитания и образования.

Задачи:

  1. Оказывать психолого-педагогическую, информационно-просветительскую, методическую и консультативную помощь родителям по вопросам образования и воспитания.
  2. Пропагандировать идеи формирования позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
  3. Модернизировать предметно-пространственную среду, обеспечивающую доступность процесса оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной поддержки родителям, в том числе за счет использования дистанционных форм взаимодействия.
  4. Совершенствовать профессиональные компетенций педагогов в вопросах оказания психолого-педагогической, информационно-просветительской, методической и консультативной помощи родителям.

Гипотеза проекта основывается на предположении о том, что  создание в ДОУ консультационного пункта по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста, с использованием дистанционных форм работы, обеспечит доступность процесса взаимодействия родителей с образовательной организацией и будет способствовать формированию компетентного родительского сообщества.

Идея проекта. 

Содействие повышению грамотности родителей детей дошкольного возраста, в вопросах воспитания и образования.

Новизна проекта заключается в создании нового информационно-консультативного направления деятельности ДОУ, обеспечивающего доступность процесса оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, находящихся на домашнем обучении в том числе, посредством дистанционных форм взаимодействия. Что позволит охватить консультационной помощью родителей детей проживающих в отдаленных поселениях Пуровского района или не имеющих возможность получить очную консультацию.

  1. Участники проекта.

Родители детей дошкольного возраста, не посещающих образовательную организацию, в том числе в возрасте до трех лет, ОВЗ и инвалидностью, а также граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Получатели услуг) и административно – педагогический состав ДОУ (далее  - Специалисты). 

Специалисты – лица, привлеченные для оказания услуг получателю услуги, являющиеся штатными педагогическими работниками, специалистами МБДОУ «ДС «Брусничка», обладающие соответствующими знаниями, навыками, компетенциями, имеющее соответствующее образование, квалификацию и стаж работы.

Выполнение трудовых обязанностей  специалистами осуществляется в соответствии с должностными инструкциями и Положением о работе консультационного пункта.

Срок реализации проекта: 2 года.

Кадровое обеспечение проекта

Ф.И.О.

Должность в проекте

Обязанности

Место работы, занимаемая должность

Чвалова

Татьяна Валентиновна

Руководитель реализации инновационного проекта

Общее руководство и контроль  за реализацией проекта, организационное, нормативно-правовое и кадровое обеспечение.

Заведующий ДОУ

Петрова

Оксана

Семеновна

Мальцева

Вера Александровна

Разработка инновационного проекта,

руководство по внедрению проекта, ответственный исполнитель

Разработка проекта, анализ промежуточных и конечных результатов, редактирование методических материалов по итогам работы.

Оказание информационной, методической  и консультативной помощи.

Заместитель заведующего по методической работе

Заместитель заведующего по воспитательной работе

Щенникова Светлана Константиновна

Данильчук Каролина

Юрьевна

Разработка инновационного проекта,

руководство по внедрению проекта, ответственный исполнитель

Разработка проекта, анализ промежуточных и конечных результатов, редактирование методических материалов по итогам работы.

Оказание информационной психолого-педагогической консультативной помощи.

Педагог-психолог

Тагирова

Елена

Назиповна

Исполнитель

Финансово-экономическое обеспечение, контроль

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе

Поляков

Виктор

Владимирович

Исполнитель

Подбор технического оборудования и программного обеспечения.

Осуществление технической поддержки.

Ведущий инженер

Варава

Анастасия Сергеевна

Балхина

Светлана

Юрьевна

Исполнители

Оказание информационной педагогической консультативной помощи.

Учитель –  логопед

Воспитатели ДОУ

Исполнители

Оказание информационной педагогической консультативной помощи.

Воспитатель

3. Основная часть.

3.1. Организация деятельности и развивающей предметно-пространственной среды консультативного пункта ДОУ.

Построение модели и организация деятельности консультационного пункта в МБДОУ «ДС «Брусничка» основывается на утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 года № Р-26 «Методических рекомендациях по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».

3.1.1 Основные положения.

Консультационный пункт «Диалог» (далее – Пункт) создается как структурное подразделение МБДОУ «ДС «Брусничка» для оказания информационно-консультативной помощи (далее – Услуга) получателям услуг.

        Услуги оказываются родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста как однократная помощь в форме консультирования по возникшим вопросам продолжительностью не менее 45 минут. Конкретное содержание услуги (психологическая, методическая, педагогическая помощь) определяется запросом получателя услуги. Консультация оказывается как разовая услуга. Получатель вправе обратиться за следующей консультацией в случае, если у него вновь возникнет такая потребность.

        Модель  консультационного пункта «Диалог» предусматривает наличие очной и дистанционной  формы консультирования. Услуга предоставляется бесплатно. При получении консультации в очной форме, в определенных случаях, возможно, организовать присмотр за ребенком на время получения услуги.

Для получения дистанционной формы услуги предусматривается широкое информирование потенциальных получателей услуг с использованием различных СМИ, подготовкой разъяснительных материалов (буклетов, памяток и др.) и привлечение молодежного волонтерского движения для их широкого распространения.

Информирование родительской общественности, проведение информационно-разъяснительной деятельности направлено на доведение до широкого круга потенциальных получателей услуг информации об открытии консультационного пункта «Диалог».

3.1.2 Порядок оказания услуг.

Услуга не оказывается непосредственно детям, и в случае обращения именно за такой помощью, специалисты разъясняют родителям порядок и условия оказания необходимой помощи ребенку и перенаправляют в соответствующие организации. Данное условие является принципиально важным – получателем услуги, являются именно родители и законные представители, помощь детям в рамках консультационного пункта не оказывается.

Вопрос присутствия ребенка при оказании услуги решается заранее с получателем услуги. В случае, если родитель (законный представитель) посчитал присутствие ребенка в ходе получения услуги допустимым, но в ходе оказания услуги выяснилось, что оно нежелательно, специалисты по возможности решают вопрос обеспечения присмотра за ребенком. Специалисты ДОУ создают условия для кратковременного (на время получения родителем (законным представителем) услуги) пребывания ребенка в учреждении и присмотра за ним. Для этого в учреждении предусмотрены отдельные помещения.

Присутствие ребенка не рекомендуется в случае, если это может затруднять реализацию рекомендаций специалиста, а также при обсуждении вопросов, которые нежелательны для восприятия ребенка на основании специфики периода возрастного развития ребенка и по другим обстоятельствам.  

Максимально возможное вовлечение ребенка – это его присутствие в ходе оказания услуги, если иным образом невозможно осуществить присмотр за ним во время оказания услуги.

Документы, связанные с работой Пункта,  контактные данные, условия оказания услуг, включая кадровые, материально-технические, различные варианты и формы оказания услуг и другая необходимая  информация размещаются на официальном сайте ДОУ в сети Интернет.

У получателя  услуги имеется возможность выбора консультанта, которая достигается предоставлением на сайте учреждения информации о консультантах (размещение такой информации осуществляется с учетом действующего законодательства о персональных данных). 

На сайте размещаются пояснительные материалы для родителей (законных представителей), с возможностью сохранения и печати информации.

Работа Пункта организуется по предварительной записи. Запись осуществляется по телефону, возможна электронная запись на сайте учреждения.  Получатель услуги вправе выбрать ее вид: 1) оказание услуги очно в помещении службы (очная консультация); 2) оказание услуги дистанционно (дистанционная консультация).

Потребители услуги имеют возможность выбора времени консультации.  Консультации оказываются в рабочее и в нерабочее (обеденное, вечернее) время.

Получатель услуги может, как обозначить тему своего запроса заранее, в ходе предварительной записи с целью дальнейшего получения услуги, так и обозначить тему своего запроса непосредственно в момент начала консультации.

В зависимости от предварительного запроса получателя услуги администрация ДОУ подбирает соответствующего исполнителя, специалиста. В случае, если в ходе оказания услуги выясняется необходимость привлечения иного специалиста, не являющегося сотрудником ДОУ, принимается решение, в пределах возможностей консультационного пункта, о перенаправлении получателя услуг в организации способные более компетентно ответить на полученный запрос.

После получения услуги потребители оценивают качество предоставленных услуг в режиме он-лайн или на сайте учреждения.  Оценка проводится в виде анкетирования (Приложение 1).  

3.1.3  Содержание и виды услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.

В рамках консультационного пункта оказывается психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь.

Консультативная помощь (далее – консультация) представляет собой устную консультацию в виде ответов на вопросы, которую предоставляет квалифицированный специалист консультационного пункта, обладающий необходимыми навыками, компетенциями, образованием, в том числе дополнительным профессиональным образованием.

Устная консультация предполагает выбор любого запроса получателем услуги в пределах вопросов образования детей дошкольного возраста, в рамках психолого-педагогической, методической либо консультативной помощи и последующие ответы специалиста на вопросы получателя услуги.

Вопросы образования детей включают в себя вопросы содержания обучения и воспитания детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения, и иные вопросы, непосредственно связанные с образовательной деятельностью.

В случае, если во время проведения консультации у получателя услуги возникла потребность в консультации по вопросам, не связанным с образованием и воспитанием детей, специалист доводит до сведения получателя услуги  информацию, что вопрос выходит за пределы оказываемой консультации и предоставляет контактную информацию органов государственной власти и организаций, в которые можно обратиться за помощью по данному вопросу.

В ходе консультации специалист оказывает информационную помощь получателю услуги, но не выполняет за получателя те или иные виды действий (например, не заполняет формы документов, не изготавливает копии документов для получателя услуги, не ведет переговоров с третьими лицами от имени получателя услуги, не представляет интересы получателя услуги в государственных органах, организациях и т.п.). При необходимости специалист может письменно направить на адрес электронной почты получателя услуги необходимые ему нормативно-правовые и методические документы, а также ссылки на электронные ресурсы в сети Интернет, на которых получатель услуги может получить необходимую информацию. Запись на электронные носители информации, предоставленные получателем услуги, специалистом не осуществляется. Специалист не готовит письменный ответ на обращение получателя услуги, услуга предоставляется в устной форме.

При необходимости специалист Пункта разъясняет факты возможного нарушения закона и предлагает законный вариант решения проблемы.

Информация, полученная консультантом в ходе оказания услуги, является конфиденциальной и представляет собой персональные данные. Разглашение такой информации запрещается, обязанность соблюдать конфиденциальность информации закрепляется в документах Пункта. Осуществление записи хода консультации по инициативе Пункта либо консультанта запрещается. Обеспечение конфиденциальности консультации является важнейшим правилом работы Пункта.

Дистанционная консультация предполагает собой удаленную консультацию с помощью телефонной связи, либо видеосвязи с использованием Интернет-соединения. Получатель услуги вправе выбрать форму оказания услуги  самостоятельно.

 При организации предметно-пространственной среды следует учитывать, чтобы как минимум один персональный компьютер специалистов позволял осуществлять видеосвязь с получателем услуги и демонстрацию получателю услуги на экране текстов нормативных правовых и иных актов, другой информации.

Для устойчивой связи во время дистанционной консультации необходимо обеспечить бесперебойное Интернет-соединение, а так же качественную телефонную связь.

Скорость Интернет-соединения должна позволять воспроизводить аудио и видеосвязь в цифровом разрешении, а также позволять специалисту во время сеанса проводить  демонстрацию необходимых материалов.

В ходе дистанционной консультации специалист должен иметь возможность оказать помощь в части использования получателем услуги возможностей выбранного сервиса (объяснить, как можно включить видео, либо открыть отправленный файл).

Техническая помощь может быть оказана представителем Пункта, отвечающим за бесперебойное  функционирование компьютерной техники. В случае, если консультацию не удалось оказать, либо завершить по причине технических проблем, специалист обеспечивает скорейшее решение данных проблем и обеспечивает возможность повторного получения консультации в удобное для получателя услуги время в срок не позднее 48 часов с момента начала первоначальной консультации.

После оказания услуги получателю услуги предоставляется возможность оценить ее качество.

3.1.4 Техническое оснащение.

Для осуществления очной консультации здание ДОУ оборудовано необходимым образом, обеспечивая доступность, всем группам населения, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. В здании имеется  пандус, вход в здание ДОУ оснащен кнопкой вызова помощи, наличие лифта создает безбарьерную среду  (Приложение 2).

Для получателей услуг оборудована зона ожидания.  Все это позволяет организовать работу Пункта без дополнительных материальных затрат (Приложение 3).

Помещение для оказания услуг соответствуют требованиям СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 июня 2016г. № 81.

Для организации работы консультационного пункта развивающая предметно-пространственная среда ДОУ оснащена всем необходимым: в помещении Пункта имеется доступ к сети Интернет, что даст возможность специалисту обращаться к текстам нормативных правовых и иных актов, осуществлять поиск необходимой информации, оргтехника, компьютеры, интерактивная панель для трансляции материалов.

Для организации присмотра за ребенком на время оказании услуги во время очной консультации, в зависимости от возраста и интересов ребенка, в ДОУ могут использоваться следующие помещения: сенсорная комната, зал сухого плавания, изо-студия, конструкторское бюро, театральная студия, зимний сад, а также, при необходимости, медицинский блок.

Проведение дистанционной консультации планируется проводить в помещении, имеющем выход в интернет и  оборудованном телефонной связью.  Для проведения дистанционных консультаций необходимо установить на компьютер программное обеспечение позволяющее осуществлять видео звонок, что не требует дополнительных финансовых затрат.

Средства Гранта необходимы на приобретение оборудования и информирование населения об открытии консультативного пункта. Планируется приобрести компьютерную веб-камеру, микрофон и аудиоколонки, что позволит осуществлять устойчивую аудио-видеосвязь с получателем услуги.

Для широкого информирования населения (потенциальных получателей услуг) необходимо провести рекламную  кампанию: разместить информацию в газете «Северный луч»,  задействовать медийные ресурсы (телевидение, радио), привлечь волонтерское движение Пуровского района для распространения печатной продукции (буклеты).

3.2. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах оказания информационно-просветительской, методической, психолого-педагогической и консультативной помощи родителям.

Достижение целей и задач проекта невозможно без повышения квалификации специалистов, работающих на консультационном пункте. Обеспечение повышения квалификации кадров является важной составляющая содержания проекта. Необходимо, чтобы специалисты пункта уже в течение первого года работы прошли курсы повышения квалификации по вопросам оказания консультационных услуг. Содержание программы повышения квалификации должно учитывать специфику оказываемой услуги, факт, что получателями услуги являются родители, иные лица из числа получателей услуги (а не дети).

При этом целесообразно учитывать, что оказание услуг – это особый вид деятельности, который не совпадает с деятельностью по реализации образовательной программы либо по разработке методических материалов.

3.3. Результаты проекта

3.3.1  Перспектива развития проекта.

В ходе реализации проекта в ДОУ будет:

— разработана  система организации информационно-консультативной помощи, направленной на оказание психолого-педагогической, информационно-просветительской, методической и консультативной поддержки родителей детей, не посещающих детский сад, в том числе в возрасте до трех лет, с ОВЗ и инвалидностью, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста;

— создана база данных организаций оказывающих консультативную помощь перечисленным категориям граждан.

— использование дистанционных форм работы позволит охватить консультационной помощью родителей детей проживающих в отдаленных поселениях Пуровского района или не имеющих возможность получить очную консультацию.

3.3.2 Способы апробации и диссеминации результатов.

Обобщение опыта работы учреждения на мероприятиях разного уровня (участие в конференциях, семинарах, практикумах и др.). Трансляция опыта работы в СМИ и на сайте ДОУ. Распространение идей проекта посредством взаимодействия с другими муниципальными учреждениями здравоохранения, образования  и социальной защиты населения по оказанию консультативной помощи.

3.3.3 Риски и пути преодоления.

Риски

Пути преодоления рисков

1

Не доведение до получателей услуг информации об их возможности обращаться за получением услуги  

Широкое информирование потенциальных получателей услуг с использованием различных информационных каналов, подготовка разъяснительных материалов. Привлечение к информированию молодежного волонтерского движения

2

Не желание (недоверие) родителей обращаться за консультативной помощью

Размещение на сайте учреждения отзывов о работе специалистов

3.3.4 Ожидаемые результаты проекта

  1. Обеспечена доступность процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи для родителей детей, находящихся на домашнем обучении, в том числе в возрасте до трех лет, с ОВЗ и инвалидностью, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в вопросах воспитания и образования благодаря использованию разнообразных форм работы. Сформировано компетентное родительское сообщество в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
  2. Организована предметно-пространственная среда для оказания услуг посредством дистанционных форм консультирования с использованием компьютерной техники с расширенными функциями, позволяющими осуществлять устойчивую аудио-видеосвязь улучшенного качества с получателем услуги на основе бесперебойного Интернет-соединения.
  3. Повышение профессиональных компетенций педагогов в вопросах оказания информационно-просветительской, психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям.

3.3.5 Продукт проекта

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу консультационного пункта ДОУ;
  2. Информационная база данных методических и правовых материалов для консультирования родителей, в том числе ссылки на различные каналы в сети Интернет;
  3. Информационный банк данных, содержащий контактную информацию органов государственной власти и организаций, связанных с решением образовательных и правовых вопросов (контактные данные органов управления образованием, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, бесплатных юридических консультаций при их наличии и т.п.);
  4. Сборник материалов по работе консультационного пункта «Диалог».

3.3.6 Источники финансирования проекта

Источник финансирования

Планируемые статьи расходов

1.

Окружной бюджет

Стимулирующие выплаты специалистам консультационного пункта в рамках оплаты за интенсивность труда

2.

Муниципальный бюджет

Приносящая доход деятельность (доходы с платной деятельности)

3.

Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь

Прочие услуги

3.3.7 Финансовая составляющая проекта

Необходимые ресурсы

Цена

(руб.)

Кол-во

Стоимость

(руб.)

Источник финансирования

1.

Веб-камера Logitech BRIO

15963

1

15963

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

2.

Микрофон Shure MV5-LTG

10000

1

10000

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

3.

Колонки 2.1 Dialog AP-200

6000

1

6000

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

4.

Информационный сюжет в программе «Спектр»

64/1с.

60

3840

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

5.

Повторный показ информационного сюжета

820

4

3280

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

6.

Информационное сообщение в программах «Новости», «Прогноз погоды» и других телевизионных программах

1065 / 6 сообщений в день

4

4260

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

7.

Изготовление информационного ролика

37/1с.

15

555

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

8.

Трансляция ролика

180

10

1800

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

9.

Изготовление баннера (для сайта)

1500

1

1500

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

10.

Изготовление программы на радио

30/1с.

(от 5 мин)

5 мин

9000

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

11.

Прокат программы на радио

9/1с

(300 сек)

8

21600

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

12.

Изготовление аудиоролика

65/1с.

20

1300

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

13.

Прокат аудиоролика

9/1с

(180/день)

16

2880

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

14.

Информационный материал в газете «Северный луч»

1/4 колонки

2

12785

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

15.

Размещение  цветной рекламы на последней странице

65,46/кв.см

(20 кв.см)

4

5237

Средства Гранта или доходы от платной деятельности

16.

Изготовление буклетов

50

500

25000

Доходы от платной деятельности

17.

Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов по работе консультационного пункта

500

30

15000

Доходы от платной деятельности

Итого

                                                        140000

  1. Этапы реализации проекта

I этап. Научно-теоретический (август 2019г.- сентябрь 2019г.)

Содержание, задачи этапа:

  • изучение и анализ научно-методической литературы по изучаемой теме;
  • создание нормативно-правовых документов, регламентирующих работу консультационного пункта ДОУ (положение о консультационном пункте, график работы, должностные инструкции и др.);
  • подбор и создание информационной базы методических материалов для консультирования родителей, в том числе ссылки на различные каналы в сети Интернет;
  • подбор и создание информационной базы данных правовых материалов для консультирования родителей, в том числе ссылки на различные каналы в сети Интернет;
  • создание информационного банка данных, содержащего контактную информацию органов государственной власти и организаций, связанных с решением образовательных и правовых вопросов (контактные данные органов управления образованием, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, бесплатных юридических консультаций при их наличии и т.п.;
  • создание раздела консультативного пункта «Диалог» на сайте ДОУ;
  • создание рекламных разъяснительных материалов, широкое информирования с использованием различных информационных каналов.

Ожидаемые результаты:

Готовность педагогического коллектива и родителей к реализации проекта

Создание психологического комфорта для всех участников информационно-консультативного процесса.

Переход в инновационный режим работы.

II этап. Практический (октябрь 2019г. – апрель 2021г.)

Содержание, задачи этапа:

  • модернизация имеющегося предметно-развивающего пространства позволяющего осуществлять устойчивую аудио-видеосвязь с получателем услуги на основе бесперебойного Интернет-соединения, качественного изображения и звука;
  • оказание услуг информационно-просветительской, психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, не посещающих детский сад, в том числе, в возрасте до трех лет, с ОВЗ и инвалидностью, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей по вопросам образования и воспитания посредством очной или дистанционной форм консультирования;
  •  пополнение информационных баз данных методическими и правовыми материалами для консультирования родителей, включая ссылки на различные каналы в сети Интернет;
  • совершенствование раздела консультационного пункта «Диалог» на сайте ДОУ;
  • осуществление технической поддержки работы сайта;
  • анализ и обобщение работы консультационного  пункта «Диалог», как структурного подразделения МБДОУ «ДС «Брусничка» на основе оценок оказания услуги получателями услуг.

Ожидаемые результаты:

Повышен воспитательный и культурно-образовательный потенциал семьи, взаимодействие родителей с ребенком, с целью формирования его интеллектуально-нравственного потенциала проходит на новом качественном уровне. Сформировано компетентное родительское сообщество в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Создана информационная база методических и правовых материалов консультационного пункта.

Сформирован положительный имидж и доверие к специалистам консультационного пункта «Диалог».

Усовершенствование раздела консультационного пункта «Диалог» на сайте ДОУ.

III этап. Рефлексивный (май 2021г.)

Содержание, задачи этапа:

  • анализ работы консультационного пункта, обобщение и оформление результатов проекта;
  • создание сборника методических рекомендаций по работе консультационного пункта.

План реализации проекта

Задачи

Сроки

Ответственный

август 2019г- сентябрь 2019г

октябрь 2019г – апрель 2021г

май 2021г

1.Организационные основы для реализации

1.1. Изучение нормативно-правовой базы

+

+

Заведующий, заместители заведующего по МР, ВР, специалисты, воспитатели

1.2. Изучение методической литературы

+

+

+

1.3. Создание и пополнение банка методических материалов

+

+

1.4. Реализация проекта

+

+

+

1.5. Создание  и пополнение информационного банка данных, содержащего контактную информацию органов государственной власти и организаций, связанных с решением образовательных и правовых вопросов.

+

+

+

2. Реализация проекта

2.1. Изыскать дополнительные возможности для реализации проекта.

+

+

+

Заведующий, заместители заведующего по МР, ВР, узкие специалисты, воспитатели

2.2. Анализ работы по реализации проекта специалистами консультационного пункта

+

+

2.3. Широкое информирование родительской общественности о реализации проекта

+

+

2.4. Сотрудничество с организациями социальной сферы муниципального образования Пуровский район

+

+

+

3. Работа с кадрами

3.1.Повышение уровня профессиональной квалификации специалистов консультационного пункта:

-курсы повышения квалификации; - обучающие вебинары, семинары;

-распространение и внедрение передового педагогического опыта: участие в работе методических объединений, конференций различного уровня.

+

+

+

Заведующий, заместитель заведующего по МР, ВР, специалисты, воспитатели

3.2.Диссеминация опыта работы консультационного пункта

+

3.3.Изучение методической и специальной литературы, опыта работы других образовательных учреждений по работе консультационного пункта

+

+

+

3.4. Разработка и распространение методических рекомендаций

+

+

+

3.5.Определение перспективы  дальнейшей работы специалистов по проекту.

+

+

+

4. Работа с семьями

4.1. Вовлечение родителей в процесс оценки качества оказания консультационной помощи (анкетирование)

+

+

+

Заведующий ДОУ, заместитель заведующего ВМР, старший воспитатель,

педагоги ДОУ

4.2. Работа по формированию положительного имиджа и доверия к специалистам консультационного пункта «Диалог»

+

+

+

5. Материально-техническое оснащение ДОУ

5.1.Пополнение предметно-пространственной  среды консультационного пункта «Диалог»:

- создание раздела по работе консультационного пункта на сайте ДОУ, размещение баннера;

- установка программного обеспечения для проведения дистанционных консультаций с использованием видеосвязи;

-приобретение оборудования для проведения дистанционного консультирования

+

+

+

+

+

+

Заведующий ДОУ, заместители заведующего по МР, ВР,

заместитель заведующего по АХР,

ведущий инженер

Заключение.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе

взаимопроникновения двух социальных институтов.

Как было уже отмечено, важнейшая задача государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу – создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в Российской Федерации (указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года). В рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусмотрено создание федерального портала информационно-просветительской поддержки родителей, а распоряжением Министерства просвещения РФ № Р-26 от 1 марта 2019 года обозначены и утверждены конкретные методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи в его возможных структурных подразделениях.

Консультационный пункт, организованный в ДОУ станет средством обеспечения информационно-просветительской поддержки, психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающим дошкольное образование в семье, и обеспечит взаимодействие социальных институтов.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  5. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
  6. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка» // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
  7. Зверева О. Л. «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы». – М., 2003
  8. Попова Л.В. «Организация работы консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования» / Ответ. ред. Л. Е. Курнешова. – М., 2007, №1.
  9. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. «Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи»  М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
  10.  «Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ авт.-сост. Шитова Е.В. – Волгоград: Учитель. – 169 с.

Приложение № 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемый родитель!

Для нас очень важно Ваше мнение о работе консультационного пункта МБДОУ «ДС «Брусничка». Просим Вас ответить на несколько вопросов, выбрав один из предложенных вариантов ответа.

  1. Как часто Вы обращаетесь в консультационный пункт?
  • впервые;
  • один раз в месяц;
  • несколько раз в год.
  1. Соблюдены ли сроки записи для получения услуги?
  • да;
  • нет.
  1. Полученная консультация дала полный ответ на Ваш запрос?
  • да;
  • нет;
  • частично.
  1.  Консультации каких специалистов Вам были бы интересны в будущем?
  • воспитатель;
  • педагог-психолог;
  • инструктор по физической культуре.
  • учитель-логопед;
  • медицинский работник;
  • музыкальный работник;
  • учитель - дефектолог;
  • _____________________________________(иной специалист)
  1.  Информацию о работе консультационного пункта Вы получили:
  •  из рекламы на радио;
  •  из рекламы на телевидении;
  •  из газеты;
  •  раздавали буклеты;
  •  информация на сайте учреждения;
  •  по рекомендации знакомых;
  •  другое _____________________________ (укажите)

6. Какие формы работы для вас наиболее интересны?

  • очные консультации родителей в отсутствии ребенка;  
  • ответы на обращения родителей, заданные по телефону;
  • дистанционные консультации.

Приложение № 2

Безбарьерная среда.

Z:\Психологи\проект  К. Службы 2019\фото проект\20190730_122613.jpg             F:\проект  К. Службы 2019\фото проект\20190730_122253.jpg

Стоянка                                                                          Вход в МБДОУ «ДС «Брусничка»

F:\проект  К. Службы 2019\фото проект\20190730_122433.jpg         Z:\Психологи\проект  К. Службы 2019\фото проект\20190730_122930.jpg         F:\проект  К. Службы 2019\фото проект\20190730_122027.jpg

                       Кнопка вызова помощи                                        Лифт  для маломобильных                          

                                                                                                          групп

Приложение № 3

C:\Users\Брусничка\Desktop\20190823_085715.jpg         C:\Users\Кабинет 3033\Desktop\20190823_104203.jpg

                               Зона ожидания                          Помещение для присмотра за детьми

C:\Users\Кабинет 3033\Desktop\20190823_104030.jpg   C:\Users\Кабинет 3033\Desktop\20190823_104006.jpg

Помещение для присмотра за детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.

Приказ, положение об организации и координации методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому....

Организация работы Консультационного центра "Гармония" в МБДОУ №1 "Солнышко"

Цель контроля: провести обзорный контроль за ведением документации руководителя Консультационного центра «Гармония»  в период с 03 сентября 2011 г.по 01 января 2012 г.Метод контроля: ...

Особенности консультационной деятельности руководителя по выбору и переходу образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму

Особенность консультативной деятельности руководителя  по выбору и переходу образовательного учреждения в новую организационно-правовую  форму, заключается в том, чтобы оказать  методич...

Аналитическая справка по проведению консультационной работы психолога.

Аналитическая справка в аттестационную папку ( раздел 1.5 экспертного заключения)....

Практикум для родителей в рамках консультационного пункта"Пальчиковая гимнастика и самомассаж".

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влия...

Консультационная беседа с родителями "Роль ТЕАТРА в развитии речи детей"

консультация может использоваться как основная тема для родительского собрания...