опыт работы по теме "Развитие социального интеллекта"
методическая разработка (подготовительная группа)

Галина Леонидовна Земскова

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemskova_g.l._ispravlen.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Все дети это звёзды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая всё вокруг, а кто-то светит внутри себя. Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребёнке»

Б.М. Теплов

Работая более 20 лет музыкальным руководителем  с детьми дошкольного возраста, я все больше убеждаюсь в том, что музыка является незаменимым средством формирования целостной личности ребенка. Важно не только развивать у детей музыкальные способности, но и создавать эстетическую атмосферу для всестороннего развития.

На данном этапе развития дошкольного образования особенно актуально формирование социального интеллекта у дошкольников. А именно, интеллектуальные способности, помогающие человеку общаться и адаптироваться в социуме.

Приходя в дошкольное учреждение, ребёнок невольно начинает взаимодействовать с другими детьми, тем самым становясь человеком разумным, социальной личностью с её индивидуальными особенностями.

Повседневная жизнь обучает ребёнка социальному интеллекту. Не развитый социальный интеллект в детском возрасте, приводит к появлению у детей агрессивности, замкнутости, и как следствие, отвержению сверстниками.

Для меня всегда остро стоит вопрос организации деятельности по созданию условий для успешной социализации и развития индивидуальности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Приоритетным направлением в своей работе я выбрала тему: «Развитие социального интеллекта в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста».

Музыкальное воспитание – является одним из средств по формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как музыка несёт в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Для развития социального интеллекта у дошкольников на музыкальных занятиях использую разные виды музыкальной деятельности. Но ведущей является восприятие музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, помогающий воспринимать и анализировать музыкальное произведение. Профессор В.В. Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием-мышлением».

Наиболее успешно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Дошкольники размышляют о музыке, проводят элементарный анализ прослушанного, что способствует развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навык самостоятельности.

Для развития социального интеллекта у детей на занятиях музыки использую взаимосвязь с педагогом-психологом учреждения. Учитываю рекомендации специалиста в использовании элементов музыкальной, танцевальной терапии, а также в организации совместных праздников и развлечений. При проведении различных мероприятий обязательно ориентируюсь на учёт индивидуальных и полоролевых особенностей детей, а также при создании разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности, именно эти составляющие приводят к успешному развитию социального интеллекта у дошкольников.

В процессе своей работы поняла, что социальный интеллект не является частью общего интеллекта человека. Это подтверждает деятельность дошкольников на занятиях. Нередко бывает так, что отлично оперирующий знаниями ребёнок ведет себя среди своих сверстников, как слон в посудной лавке. То ли по незнанию, то ли из-за прихоти, он не проявляет стремления понимать окружающих или желания быть понятым другими.

И наоборот, ребёнок с развитым социальным интеллектом может многого не знать, но при этом удивительно легко находить общий язык со своими сверстниками, разными и по характеру, и по эмоциональному состоянию.

Да, дошкольник,  даже в 6-7 лет, не может проанализировать ситуацию взаимодействия, но мимика, позы, жесты, выражающие определенное настроение и чувство человека помогут ему в этом.

Поэтому используемые мной на занятиях музыкальные этюды помогают в развитии правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и использования жеста, что, в свою очередь, способствует, социализации ребенка.

В дошкольном возрасте развивается социальная чувствительность ребёнка, способность сопереживать близкому человеку, а ближе к школьному возрасту - способность порадоваться за другого. Эти качества - естественное проявление социального и эмоционального интеллекта.

Проявление эмоциональности средствами музыки имеет давнюю традицию. Для снятия психоэмоционального напряжения в группе, воспитания навыков группового поведения помогают музыкальные игры, цель которых безусловное принятие роли лидера или ведомого, то есть социализации ребенка.

Цикл занятий включает в себя элементы  коррекционно-развивающей программы «Путешествие в страну эмоций», разработанной по результатам диагностики развития социального интеллекта Я.И. Михайловой, О.П. Радыновой «Настроения, чувства в музыке». И здесь не обходиться без активного участия воспитателей старших и подготовительных к школе групп комбинированной направленности. Обучая элементам выразительных движений дошкольников на музыкальном занятии, воспитатели в дальнейшем закрепляют эти знания в социальном мире детей группы. Только применяя на практике такие виды взаимодействия, приведут нас к желаемому результату: дети станут чаще замечать мимические и жестовые сигналы окружающих. Им проще будет выразить свои чувства и эмоции, а также понять чувства сверстников. На музыкальных занятиях в игровой форме обращаю внимание дошкольников, как они выражают ту или иную эмоцию. Такое сопровождение ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. И обязательно вместе анализируем, как проявляется интерес, или удивление, или гнев и т.д.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребёнок дошкольного возраста должен научиться правильно, понимать эмоциональные состояния других людей, активно выражать готовность помочь, откликаться на эмоции близких людей и друзей, проявлять сочувствие. На занятиях они учатся сосредоточенно и осознанно воспринимать музыку в процессе слушания, ритмично и непринужденно двигаться в танце, с интересом играть на детских музыкальных инструментах, выразительно петь, иногда сопровождая пение жестами и движениями. Дети учатся проявлять творческую инициативу и с большим желанием готовятся к участию в концертах, фестивалях и конкурсах. Я, в свою очередь, всячески поддерживаю инициативу своих дошколят к дальнейшему развитию. Своим примером показываю, какое удовольствие можно получать, выступая на сцене, держа в руках скрипку или любой другой инструмент. Не забываю подбодрить ребёнка, когда он сталкивается с трудностями и обратить внимание на то, что без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Актуальность занятий обусловлена тем, что распознавание и передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребёнка определенных знаний и умений. Формирование этих необходимых знаний и умений как раз и является основной задачей нас педагогов.

В начале учебного года мной совместно с педагогом-психологом проводится диагностика уровней эмоционально - психологической комфортности в музыкально - игровой деятельности для воспитанников старших и подготовительных к школе групп. На конец учебного года мы отмечаем значительное повышение всех показателей уровня музыкального и психомоторного развития детей.

Эффективность проведенной работы выражается в развитии эмоционального компонента социального интеллекта, преобладании положительных эмоций у детей, умении сдерживать нежелательные эмоции или использовать приемлемые способы их проявления, не причиняя вреда окружающим. Развитие социального интеллекта способствует пониманию поступков и действий людей. Так как социальный интеллект это фактор социальной адаптации личности ребёнка, то успешная адаптация его в обществе приведёт к снижению неврозов и к росту личностных достижений в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по направлению "социально- личностное развитие"

Авторская Методика "Найди себя" "использование нетрадиционных способов изодеятельности в работе с дошкольниками". Взаимосвязь образовательных и психологчисеких аспектовДанный опыт  начал сво...

Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

СодержаниеВведение ………………………………………………………………………..3-41. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.1.1. Основные направления социально-личностного развития ребе...

Опыт работы по теме «Социально - педагогические условия формирования здорового образа жизни дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район...

Опыт работы по использованию социально-педагогических акций в ДОУ

С целью формирования нравственной личности ребёнка, содействия обогащению  духовного опыта участников воспитательно-образовательного процесса педагоги детского сада № 49 "Весёлые нотки" предлагаю...

Опыт работы по формированию социально - коммуникативных навыков у дошкольников.

Описание опыта работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с активным привлечением родителей  на основе сотрудничества и взаимодействия....