Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи
статья

Из опыта работы  по  по развитию эмоциональной сферы дошкольников с помощью живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_sfery.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи.

Последние 10-15 лет в нашем обществе больше внимания уделялось интеллектуальному развитию детей. А вот эмоциональная сфера дошкольников, такая важная составляющая сфера дошкольников в формировании гармоничной личности, как-то потерялась.

И сейчас многие из нас столкнулись с очевидными фактами: несмотря на то, что дети идут сейчас в школу более подготовленными, учиться многие не хотят и учатся не лучше, а хуже, чем прежде. Конечно, никто не спросит, что благодаря хорошим умственным способностям легче оказаться в определенной среде (хорошей школе, гимназии и т.п.). Но ведь то же среда и « выталкивает» тех, кто обладает эмоциональным интеллектам обедненность, неспособность адекватно воспринимать информацию и взаимодействовать с другими служит причиной, по которой дети оказываются изолированными или отверженными среди сверстников. Под неразвитостью эмоциональной сферы не стоит понимать лишь несформированностью восприятия мимики лица (хотя и это важно),неразвитостью в данном случае - это неумение и невозможностью регулировать проявление своих эмоций.

   В моей практике были случаи, когда интеллектуально развитым детям приходилось уже в начальных классах менять школу по 2-3 раза из-за конфликтов с педагогами или одноклассниками. Известно например, что такое жестокость, часто безобидный взгляд безобидную реплику воспринимают как оскорбительные и, предчувствуя опасности, стараются напасть первыми. Так и рушатся связи между нормальными в умственном отношении детьми.

Наверное, многие заметили, что, когда речь заходит об агрессии или тревожности, психологии сразу начинают говорить о коррекции. А между тем в медицине уже давно известен тот факт, что тревожности не бывает только у глубоких инвалидов в умственном отношении. Существует закономерности: чем ниже интеллект, тем ниже тревожность и наоборот.

Имея дело с детьми, надо помнить, что самым мощным инстинктом у них является инстинкт познания, и стараться удовлетворить  их, но на наш взгляд (педагогов нашего центра), необходимо всерьез заняться воспитанием культуры. Ведь именно культура - есть способность и умение человека строить организовывать и реализовывать свои отношения с миром. Культура общения и распознавания эмоций, помогая структурировать человечески взаимоотношения, позволяет из хаоса создать порядок, она отличает человека от животного, государство от дикого племени.

В переводе с латинского слово «культура»,означает «возделывание», «воспитание» Вольтер сказал: «Каждый должен возделывать свой сад».

Психолог Маслова Т.М. создала свою программу по развитию эмоциональной сферы, которую в этом учебном году я изучала.

Мне понравилось, что для развития эмоциональной сферы нам предлагается использовать произведение известных художников, а не примитивных рожиц-схем, смайликов-гномиков. Дети, воспитанные на классике, по сравнению со сверстниками менее агрессивны, обладают эмпатией - умением сопереживать. Это важное качество, необходимое для общения в современном мире, можно развить с помощью рассматривания картин. Классическая живопись дает возможность испытывать те же ощущение,  которые чувствуют и переживают персонажи картин. Такое количество детей с эмоциями дает большой эффект в обучение их распознавания, чем изучение отдельных мимических проявлений на лицах людей. Так же как и музыка, классическая живопись учит различать всю гамму чувств и эмоций, развивают умение наблюдать, воспитывает вкус. Так же как и литературных произведения, живопись стимулирует детей воображать происходящие события, связывать разные фрагменты произведение. Это требует колоссальной работы мысли, тренирует сосредоточенность.

 Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучить ребенка, как какого-то робота, расшифровать или включать ту или иную сигнальную систему, а, улавливая нюансы в проявлении эмоций, научиться стать понятнее для других.

Необходимо помнить, что такое обучение-игра, которая должна закончиться раньше, чем она надоест детям, раньше, чем они устанут. Так же нужно учитывать настроение детей. Если оно плохое не стоит проводить занятие. Нам взрослым,  нужно быть готовыми менять свои решения. Следует всегда отвечать на вопросы детей, даже если мы не чего-либо и в этом стыдно признаться. Главное,  чтобы ребёнок понял, что мы ищем ответ

Картины для программы подобраны таким образом, во-первых, каждая из них являлось общепризнанным образом живописи, во-вторых, что бы эмоция, которую испытывают персонажи картин, была  ярко выражена и с демонстрацией каждой новой работы усиливалась.

Эмоции, как и ощущение, - это базовые явления психики, присущие каждому человек. Но в процессе занятий дети должны понять, что чем более сложно организовать человека,  тем богаче гамма переживаемых им эмоциональных состояний. Возникшие в результате эволюции для лучшей адаптации человека эмоции всегда имеют два плюса: они либо положительные, либо отрицательны.

Чтобы закончить занятия по данной программе на позитивном настроении, начать их целесообразно с таких эмоций, как страх, грусть и гнев, а затем перейти к радости.

  В силу того, что большинство картин данной программы находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее, перед началом занятий можно ознакомить детей с понятием - музея искусств, но и объяснить происхождение конкретной галереи.

  Полезно детям будет и узнать больше и о самих эмоциях. Поэтому в данной работе знакомство с картинами по каждой новой эмоции предваряет небольшое пояснение. Некоторые дети уже умеют читать, поэтому подписи под репродукциями картин следует закрыть. Надпись может отвлечь внимание детей от рассматривания картины и затруднит проявление их собственной фантазии. В процессе занятия воспитанники, так или иначе узнают  название картины, и её автора.

  После знакомства детей с очередной картиной репродукцию, снятую с мольберта, лучше не убирать далеко от детей, а располагать на стене. Таким образом, в конце курса занятий детям, проходя по такой «картинной галерее» и имея пред глазами 15 репродукций, будет легче закрепить полученные знания.

                                                          Выполнила воспитатель Курюмова О. Б.

Послесловие. Об обиде и не только.

  В. И. Шаховский, специалист в области изучения базовых эмоций, утверждает, что даже наедине с собой человек стремится выразить своё отношение эмоционально. Это говорит о его потребности включить своё эмоциональное отношение в систему социально выработанных эмоциональных категорий. То есть человек должен осознавать, что он чувствует в данный момент. Это способствует избавлению от негативных эмоций, которые, к сожалению, сопровождают нас на протяжении всей жизни.

  В частности, эмоция обиды, выступающая как объективная реальность, преследует нас уже с дошкольного детства. Важно выявлять, изучать и итерпретировать особенности проявления обиды и стратегии её преодоления. Необходимо помогать детям их осознавать и учить использовать.

  Выбор стратегии поведения обычно обусловлен ситуацией, предыдущим опытом, поломи возрастом ребёнка, и чем богаче арсенал выбора поведения, тем успешнее адаптация ребёнка к обществу, социуму. Например, сдерживание обиды – это неэффективное средство управления этим состоянием, так как связанные с ним эмоции всё равно ищут повод для своего выражения. Гнев же часто приводит к неадекватному поведению, порождает болезни.

  Большинство дошкольников в конфликтных ситуациях эмоционально идентифицируют себя с обиженными. Наиболее типичные ситуации, в которых возникает чувство обиды, - это нарушение правил, ущемление интересов, унижение, оскорбление. Часто у дошкольников имеется тенденция придавать большое значение конфликтам на уровне телесной сферы («толкнули», «кто – то ударил»). Выход же из конфликтной ситуации часто носит деструктивный характер («дать сдачи», «ты сам такой») или разрешается от реагированием через слёзы. Так или иначе, но среди стратегий разрешения конфликтов популярными у дошкольников являются или активное противодействие обидчику, или сепарационное игнорирование обидчика. Прощение же обидчика и попытки договориться с ним на практике применяют менее тридцати процентов детей.

  Эмоции неразрывно связаны с чувствами человека, и чувство обиды, столь часто испытываемое детьми, должно быть, мне кажется, отражено и обработано и в данной программе. Поэтому побеседовав с ними об основных эмоциях, можно, проходя с детьми по картинной галерее, обратить внимание на персонажи картин, считающих себя обиженными. Ведь Алёнушка и царь Грозный Васнецова, и Меншиков с детьми и боярыня Морозова Сурикова, и царевна Софья Репина, и Пётр Первый со своим сыном царевичем Алексеем Ге – все они чувствуют себя глубоко обманутыми, оскорблёнными, ущемлёнными в своих правах и униженными, а значит обиженными кем – то. Чтобы донести до ребёнка главную мысль о том, что, обижаясь на кого – то, он наносит реальный урон только собственному здоровью, не затрагивая при этом никоим образом обидчика, можно снова использовать сопоставление поведения вышеперечисленных персонажей с поведением отца – героя картины Рембрандта « Возвращение блудного сына». Так же можно коснуться пословиц и поговорок об обиде, которые в силу своей жанровой принадлежности смягчают эмоциональное воздействие и сглаживают назидательность (« В тесноте да не в обиде», «На обиженных воду возят» и т. п.).

  В дальнейшем, когда дети научатся рассматривать картины самостоятельно, они сами найдут в этих, и в других картинах то, на что ещё можно обратить внимание. Замечательно, если вы организуете выход в музей.

  Мастера живописи оставили нам огромное количество великолепных полотен, на которых также изображены люди в различном эмоциональном состоянии. Так, например, в Русском музее в Санкт – Петербурге, можно увидеть картины, которые также соединяют в себе не одну эмоцию. « Охотники на привале» В. Г. Перова, «народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади» К. Е. Маковского, « Жанровую сцену с курами и плачущим ребёнком» И. Л. Горохова, «В гостях» А. Е. Архипова и многие другие работы. Во многих музеях также есть залы, где представлены одежда и утварь, которые дети видели изображёнными на картинах. Ребята нашего детского сада традиционно посещают наш городской музей, знакомятся с особенностями нашего края.

    Впервые открытым детским глазам мир предстаёт абсолютно новым, как сотворённым минуту назад. Говорят, вся жизнь потом определяется этим первым детским зрением. Но что из впервые увиденного ребёнком будет запечатлено на всю жизнь как первая и удивительная картина мира зависит от нас, взрослых.

Перечень репродукций картин, рекомендуемых программой.

Эмоция страха:  К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», М. Е. Якунчикова «Страх».

Эмоция грусти: В. М. Васнецов «Алёнушка», В. И. Суриков «Меншиков в Берёзове», И. Н. Крамской «Неутешное горе».

Эмоция гнева: В. М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», И. Е. Репин «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре в 1698 году», Н. Н. Ге «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», Харменса ван Рейна Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Эмоции радости: Б. Э. Мурильо «Мальчик с собакой», В. И. Суриков «Взятие снежного городка», И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Эмоция удивления: И. Е. Репина «Не ждали».

Состояние душевного покоя, выражение различных чувств: Ф. Сурбарана «Отрочество Богоматери», В. И. Суриков «Боярыня Морозова.

Литература: Т. С. Маслова «Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи» С. – П. Детство-Пресс, 2007.

С. Лупан «Поверь в своё дитя» - М.: Эллиас Лак, 2001.

Е. Ковтун «Как смотреть картину» - Л.: Мин просвещение, 1960.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности

Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...

Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)

Рекомендации для педагогов: Тема: «Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью подвижных игр» (2013г.)...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью игрового пособия «Путешествие в волшебную страну эмоций

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмо...