Мастер-класс для педагогов «Речевой этикет»
методическая разработка

Ефременкова Наталья Владимировна
Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования. Что же такое этикет? Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_master-klvass_rechevoy_etiket.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:


АДМИНИСТРАЦИЯ

городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 7

Конспект мастер-класса для педагогов

«Речевой этикет»

Подготовила

Педагог-психолог  МБДОУ «Детский сад № 7»

Ефременкова Наталья Владимировна

Провела 29.01.2019 г

                                                  Химки 2018 г

Цель: Повысить коммуникативную, информационную компетенции педагогов посредством активизации самостоятельной работы на основе «обучение в сотрудничестве».

Вступительная часть

Ведущий.        Добрый день! -  тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

                   И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Ведущий. Прежде чем мы начнем нашу беседу, я бы хотела предложить вам посмотреть видеоролик и догадаться, о чем сегодня пойдет речь на мастер – классе.

Педагогам демонстрируется видеоролик из кинофильма «Джентельмены удачи»

Ведущий. Верно, речь пойдет о речевом этикете педагога ДОУ.

Ведущий. Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования.

Что же такое этикет? Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу. Неречевой этикет – это специальные жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления и др.

От того, как и что человек говорит, - зависят его деловые личностные контакты.

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

Очень интересно говорит об этикете Юрий Владимирович  Рождественский. Ю́рий Влади́мирович Рожде́ственский - советский и российский лингвист, филолог, философ. На материале пословиц и поговорок он выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы.

Первая подгруппа - это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа "Одно хорошее слово лучше доброй ссоры". Как вы это понимаете? Пословица подчеркивает, что во время сказанное доброе слово поможет не доводить назревающий конфликт до ссоры.

Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением): «Язык - один, ухо-два, раз скажи, два раза послушай», «Слово- серебро, молчание - золото». Как вы это понимаете? Пословица подчеркивает, что иногда лучше промолчать, чем сказать не подумав. Говорится как совет тщательно обдумывать каждое свое высказывание.

Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Как вы это понимаете? Пословица указывает на ошибку в теме беседы.

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры людей, интереса к языку.

Как нужно работать над своей речью и какие правила речевого этикета знать — узнаем сегодня в ходе нашего мастер - класса.

I правило речевого этикета -  «Долой слова-паразиты!»

Ведущий. Первое, на что следует обратить свое пристальное внимание, – это слова-паразиты. Слова - паразиты - это совершенно пустые, сорные слова-связки. Они сбивают ритм речи, мешают её пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова - паразиты, их не замечает. А слушатель устаёт, изнемогает.

Ведущий. Избавиться от них можно только путем наблюдения за своей речью и жесткого контроля над ней. Говорите медленно, тщательно продумывая свои фразы и их логическое построение.

Чаще всего используемые слова-паразиты: представлены на экране.

Примеры этих слов иллюстрированы весёлым стихотворением Эммы Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Ведущий. Кстати, частое употребление в речи слов-паразитов называется палинфразией.

II правило речевого этикета – «Никаких ругательств!»

Ведущий. Речь педагога и нецензурная лексика просто не совместимы — пожалуй, этот пункт даже не требует особых объяснений. Богатство нашего языка вполне позволяет обходиться без ругательств, даже в редких случаях, а если употребление бранных слов дошло у вас до уровня слов-паразитов и междометий, то это серьезный повод задуматься. 

Ведущий. Очистить свою речь от нецензурной лексики сложно, но можно, а подход тот же, что и к словам-паразитам: внимание, терпение и контроль.

Ведущий. Уважаемые коллеги! Жизнь полна неожиданностей, и иногда мы оказываемся в ситуациях, которые могут вывести нас из себя.

Ведущий. Давайте представим, что возникла следующая ситуация, женщина ощущает недостаток внимания, любви со стороны мужчины. То есть, возникла ситуация ревности.  

Ведущий. Предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Ведущий. Предлагаю выбрать киноактеров и  озвучить видеоролик.

Ведущий. Давайте представим, что возникла еще одна ситуация. Женщин обрызгали водой из лужи. Возникла ситуация гнева.  

Предлагаю так же выбрать киноактрис и  озвучить видеоролик.

Предлагаю выбрать киноактеров и  озвучить следующий видеоролик.

III правило речевого этикета –«Избавляемся от банальности»

Ведущий. Первое, что вы должны сделать, — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить на менее заезженные, альтернативные варианты, ведь к каждому из них можно при помощи толкового словаря подобрать не менее десятка синонимов.

Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на "яркий", "изящный", "роскошный", "бесподобный", "великолепный", "восхитительный". «Полезный» в ежедневном разговоре вполне можно использовать как "выгодный", "плодотворный", "целесообразный", "практичный", "нужный". Даже к простому слову «умный» существует множество синонимов. Следует запомнить и апеллировать ими по необходимости. Вот некоторые из них: "остроумный", "находчивый", "сообразительный", "путный", "мудрый", "толковый".

Первое время, используя умные слова для общения, вы можете испытывать некоторую неловкость в разговоре, ваш язык будет как бы заплетаться и спотыкаться о «новые выражения». Это не страшно, новую разговорную форму, как и новую пару туфель, следует разносить. Через некоторое время вы, не задумываясь, будете подбирать более удачные синонимы и выражения, чтобы высказать свое мнение.

Игра «Умный кроссворд»

По горизонтали:

  1. Как называется человек, передающий информацию?  (Коммутатор)

По вертикали:

  1. Это не что иное, как свод правил поведения (чаще всего неписаных правил поведения), которым необходимо пользоваться при взаимодействии с другими людьми). (Этикет)
  2. Как называется средство передачи информации людей друг другу? (Общение)
  3. Как называются различные формы выражения лица, которые помогают человеку точнее передавать свои мысли и чувства. (Мимика)
  4. Область знаний о происхождении и значении слов. (Этимология)
  5. Как называется общение группы людей? (Дискуссия)
  6. Умение хлестко вести спор, умело жонглировать словами.  (Софистика)
  7. Как называется общение двух и более людей? (Диалог)
  8. Как называется телодвижение, которое помогает точнее передавать свои мысли? (Жест)
  9. Отсутствие согласия между двумя или более сторонами. (Конфликт)
  10. Частое употребление в речи слов-паразитов. (Палинфразия)

Упражнение «Поставьте ударение в слогах»

Упражнение «Замените в стихотворении выделенные слова синонимами» 

Ведущий. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «вежа» означает «знаток» - человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.

Ведущий. Как называют человека, который употребляет в своей речи вежливые слова?

Ведущий. Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова? (ответы детей)

Ведущий. Верно. Недаром  говорят, что доброе слово человеку, как дождь в засуху.

Игра «Словарь вежливых слов»

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания). 

Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем...

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

Ведущий. Таким образом, что речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Соблюдение этих правил. Грамотное и уместное употребление необходимых этикетных формул имеет большое воспитательное значение для детей, моделью речевого поведения.

Рефлексия. Если это мастер – класс был для вас полезным и вы взяли из него что – то новое и интересное, предлагаю оценить его.

 

Литература:

1. Акишина А.А., Формановский Н.И. Русский речевой этикет, М 1978.

2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. — М.: Высш. шк. , 1990. — 381 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  де...

Консультация для педагогов "Речевой этикет"

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Соблюдение этих правил. Грамотное и уместное употребление нео...

Консультация для родителей и педагогов "Речевой этикет дошкольников"

В дошкольном возрасте интенсивно усваивается нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинает складываться стиль взаимоотноше...

Мастер - класс на тему: "Правила речевого этикета"

Речевой этикет-это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществ...

Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...