методическая разработка образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Бирюкова

Конкурсное задание I заочного тура

конкурса «Учитель года Дона 2020»

в номинации «Воспитатель года»

методическая разработка образовательной деятельности с детьми

                                                                                                                                                                      в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takoe_interesnoe_more._-_kopiya.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание I заочного тура

конкурса «Учитель года Дона 2020»

в номинации «Воспитатель года»

методическая разработка образовательной деятельности с детьми

в подготовительной группе.

Тема: «Такое интересное море».


Подготовила и провела:

Бирюкова Т.А.

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»

Г. Красный Сулин.

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность.

Цель: развитие эмоционально-образного восприятия, воображения, ассоциативного мышления у старших дошкольников средствами ИКТ.

Обучающие задачи:

  • Введение ребенка в мир искусства через восприятие, творчество, фантазийно - игровые впечатления, развитие в ребенке интеллекта и личностного высказывания, индивидуальности;
  • Формировать умение различать выразительные средства музыки и живописи;
  • Уточнить и расширить знания детей о жизни морских обитателей, воздействовать посредством музыки на мыслительную деятельность детей;
  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Море и морские обитатели».
  • Побуждать детей перевоплощаться в образы морских жителей;
  • Формировать здоровьесберегающий подход в музыкальном образовании путем интеграции задач музыкального и физического развития ребенка.

Развивающие задачи:

  • Развивать тембровый слух, различать на слух тембры музыкальных инструментов;
  • Развивать чувство ритма и метра;
  • Способствовать развитию интереса к элементарному музицированию;
  • Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, к творчеству композиторов Римского – Корсакова, А. Вивальди, К.Сен – Санса.
  • Способствовать формированию эстетического художественного вкуса, приобщая к творчеству художника-мариниста И. Айвазовского;
  • Воспитывать у детей гуманно-деятельное отношение к живой природе;
  • Воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь;
  • Формировать умение детей взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, развивать навыки коммуникации.

Интеграционные задачи с другими образовательными областями

Обучающие:

ОО «Познавательное развитие»

  •  Формировать умение детей активно и творчески включаться в процесс сюжетной игровой деятельности;
  • развивать познавательный интерес детей и расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве.

ОО «Социально – коммуникативные»

  • Совершенствовать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками в музыкально - игровой деятельности.

ОО «Речевое развитие»

  • Обогащать  речь  детей с помощью: восприятия музыкальных и художественных образов их анализа, певческих навыков, музыкальных игр.

Развивающие:

ОО «Познавательное развитие»

  • Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей.

ОО «Социально – коммуникативные»

  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

ОО «Речевое развитие»

  • Развивать артикуляционный аппарат детей через певческие навыки, дыхательные упражнения. Развивать навыки детей в составлении коротких рассказов.

ОО «Физическое развитие»

  • Развивать мышечную и дыхательную системы;
  • Развивать координацию движений детей;

Воспитательные:

ОО «Речевое развитие»

  • Воспитывать желание и умение детей поддерживать диалог с взрослым и сверстниками.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

  • Воспитывать интереск эстетической стороне окружающей действительности ицелостное представление о музыкальном и художественном искусстве. Воспитывать творческое воображение у детей.

Материал и оборудование:Мультимедийная установка, флэшка, ПК, набор «Морские жители», ткань для пластического этюда «Волны», детские шумовые инструменты, пластиковые стаканчики, трубочки,лейки, вода.

Методы и приёмы:

  • наглядный: использование иллюстративного материала через ИКТ;
  • словесный: беседа, объяснение, вопрос-ответ, поощрение;
  • практический: погружение в игровую ситуацию, исполнение музыкально- ритмических движений, восприятие музыки,  задание с шумовыми инструментами; создание итогового продукта - аппликации на морскую тематику;
  • и гровой: игровая мотивация по теме музыкальной деятельности.

Сценарий образовательной ситуации.

Под музыку «Тропинка – торопинка» музыкальный руководитель  входит в зал.

Музыкальный руководитель: 

        Утром рано, встав с дивана, по тропинке я пошла,

        И волшебная тропинка меня к вам в садик привела.

        Вижу много я гостей и очень радостных детей.

        Я готова встретить день – мне здороваться не лень.

Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями.

Валеологическая распевка «Здравствуйте!»

Вот мы и поздоровались со всеми. А ещё, я хочу с вами познакомиться, меня зовут Татьяна Александровна, а ваши имена я вижу на бейджиках. Я к вам сегодня пришла не одна, а с волшебной куклой,  ее имя – Марина. Волшебница - кукла нас приглашает в путешествие, в какое, вы сейчас сами узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

В нём солёная вода, по воде плывут суда,

Волны, ветер на просторе, чайки кружатся над… (морем)

Правильно, наша гостья Марина нас приглашает в морское путешествие. Ведь имя Марина означает море, морская.

Ребята, а море очень таинственно и непредсказуемо, и я уверена, что в конце нашего путешествия оно вас обязательно чем-нибудь наградит.

Волшебница кукла предлагает вам закрыть глаза и вас ждут морские чудеса!

Глазки закрываем, чудо ожидаем!

Вот мы и на море. Прислушайтесь, море приветствует нас. Давайте, и мы поздороваемся с морем. Я буду произносить слова приветствия, а вы повторяйте за мной  движения.

        Психогимнастика с элементами дыхательной гимнастики.

                «Здравствуй море!»

Здравствуй, здравствуй, море! (дети стоят в кругу)
Большое вот такое (
разводят руками в стороны)
На берегу песок шуршит, (
произносят звук ш-ш-ш)
Чайка над волной кружит (
машем руками, изображая крылья)
Рыбки плавают, снуют (
ладошками, сложенными перед собой)
В глубине морской.
Только ветер чуть подует, (
дуем)
На море волна пойдёт (выполняем волнообразные движения руками)
И станет глубина морская и темна, и холодна.
И распустят корабли (
поднимаем руки вверх, опускаем)
Паруса свои (
через стороны вниз)
Вот какое море, красивое, большое. (
Разводим руками в стороны)

Музыкальный руководитель:

Ребята, море может быть разным, когда оно гладкое, спокойное, тихое, ласковое, приветливое, доброжелательное, такое его состояние называют штилем. Когда на море дует легкий ветер и по воде бегут белые волны, такое его состояние называют бризом. А вот в плохую, ветреную, дождливую погоду, море становится неспокойным, бурным, грозным, страшным, злым, опасным, огромные волны набегают одна на другую, и с сильным грохотом обрушиваются на берег - это шторм.

Ребята, давайте поиграем по картинкам состояния моря узнаем.

Игра – закрепление «Описание картин».

Композиторы в музыке, художники в картинах  изображают  разное море: спокойное, величественное, бушующее, сказочное.        Море очень любил писать русский художник – Иван Константинович Айвазовский. Он родился в Крыму,  у Черного моря  (портрет  художника) Всю свою творческую жизнь он посвятил изображению моря, поэтому его называют художником – маринистом, от имени марина – море. Обратите внимание на экран, мы посмотрим репродукции картин художника Айвазовского, под  музыку русского композитора Римского – Корсакова (портрет композитора) произведение называется «Океан – море синее».

Слайд «Океан – море синее»

Музыкальный руководитель: Ребята, мы говорили, что море может быть разным: Шумное, тревожное, бушующее, взволнованное, штормовое, грозное, неспокойным, бурным, грозным, страшным, злым, опасным, тихим, печальным, успокаивающим, ласковым. Какой характер был у этого произведения, какое море изобразил Римский – Корсаков?

Дети - (спокойная, торжественная, убаюкивающая, неторопливая…)
Музыкальный руководитель: А сейчас мы послушаем музыку о море, которую написал итальянский композитор Антонио Вивальди (портрет композитора), но его названия я вам не скажу, вы потом сами попробуете угадать.  Но чтобы ярче прочувствовать характер музыки, я предлагаю использовать вот эту ткань (дать детям ткань) Давайте мы превратимся в волны и попробуем передать динамику услышанной музыки.

Слайд «Шторм». Этюд «Волны»

Ребята, с каким состояние моря вы можете сравнить это музыкальное произведение, как звучала музыка? (тревожно, страшно, угрожающе…)
-  Вы догадались, как может называться это произведение?
(«Шторм»)

Музыкальный руководитель[1]: (показывает сундук) Ой, ребята, посмотрите, волны шторма вынесли на берег сундук. Что, интересно в нём? (Достаёт из сундучка шумовые инструменты)  Как вы думаете, что это? (музыкальные инструменты)  Да, это музыкально – шумовые инструменты.

        Сейчас мы создадим свой оркестр. Звуки наших шумовых инструментов тоже похожи на звуки моря, но посмотрите, вместе с обычными инструментами здесь еще есть пустые стаканы и трубочки, как они зазвучат, что нам может помочь?

Если дети не могут догадаться, загадка о воде. 

Меня пьют, меня льют. Рыбки во мне плавают – мелькают, пузырьки они пускают? (Вода). Предложить детям выбрать  инструменты по – желанию.

Ребята, в оркестре все инструменты располагаются  группами одинаковых инструментов, разделитесь, пожалуйста, на группы. А кто руководит оркестром? (ответ детей). Разрешите мне сегодня в нашем оркестре быть дирижером, я жестом покажу на тех, кто сейчас должен играть. Итак, начинаем рассказывать нашу морскую историю, музыканты, всё внимание на дирижёра.

В синем море волны плещут, бежит волна на берег одна за другой.         (Переливать воду)

На берегу, греясь на солнышке, шуршит песок. (целлофановый пакет)

Маленькие рыбки плещутся в воде и тихонечко друг с другом переговариваются. (Дуют пузырьки в воду через трубочку)

На морском дне тихо перешёптываются водоросли (колокольчики)

А над морской волной кружат чайки (музыкальный треугольник, металлофон).

И где то вдалеке ,за горизонтом нам шлет свой привет большой, красивый корабль(дуть в бутылочку)

Музыкальный руководитель: Хорошо, ребята, вот мы с вами с помощью шумовых инструментов и слов озвучили нашу историю, а теперь я вам предлагаю, рассказать нашу сказку с помощью музыки и звуков.

        Озвучивание произведения музыка «Титаник»

Ребята, Марина предлагает нам опустимся на дно морское, понаблюдать за его обитателями. Дети садятся на ковёр.

Вот мы с вами очутились в подводном мире. Слайд «Морское дно»

Предлагаю поиграть и под музыку прошу вас

Морских обитателей показать.

Слайд Игра «Море волнуется раз…»

Музыкальный руководитель: ребята, Марина опять приглашает играть,

        Наше сказочное море, морскими жителями заселять.

Вы, ребята картинки морских обитателей возьмите, внимательно на них посмотрите и ко мне подойдите.

А чтобы морскому обитателю в картину попасть, вам, ребята, нужно загадку от Марины отгадать.

Слайд «Аквариум» музыка К. Сен – Санса (фон).

        Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
        Лапки у нее и пузо. Как зовут ее?   
(Медуза)

Кто же ещё будет жить в нашем сказочном море?

        Властелин семи морей, в океане всех сильней.

        Он плывёт – вода бурлит, это чудо – рыба….. (Кит)

Прыгают, резвятся по волнам. Словно шлют приветы нам.

Над водой мелькают спины, - мчатся шустрые… (Дельфины) 

        Лежит она на дне морском, передвигается ползком.

        Упала с неба, видно. Не светит нам. Обидно! (Морская звезда)
Что за шар плывет с шипами, тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмешь. Этот шарик — … (Морской еж)
        Восемь рук иль восемь ног.
        Кто же это? 
(Осьминог.)

        Стая птиц, красивых, белых, очень шумных, слишком смелых.

        Провожают наш баркас, угощенья ждут от нас. (Чайки)

Музыкальный руководитель: Смотрите, у нас с вами появилось своё маленькое море с его обитателями.

        Молодцы, мне очень понравилось путешествовать с вами, вы сегодня проявили себя, как дружные, веселые и находчивые ребята.  Мы с помощью музыки узнали, что море бывает разное, а какое? А что мы делали для того, чтобы показать жизнь подводного мира? (ответы детей) Я, думаю и наша кукла Марина довольна вами  (берёт куклу и прислушивается, та ей что-то говорит на ушко) Ребята, волшебница кукла Марина мне сказала, что ей тоже понравилось наше путешествие. И на прощанье, она хотела бы вас поблагодарить и подарки на память подарить.

Сундучок опять возьмем, что – то там сейчас найдем?! (достает «Мыльные пузыри» и раздает детям) С мыльными пузырями играйте,

        Подводный мир и нашу встречу вспоминайте!

А сейчас пришла пора прощаться, я скажу волшебные слова, а вы повернитесь вокруг себя.

Волны, волны расступитесь! Дети в детский сад вернитесь!» 

Дети поворачиваются вокруг себя.  До свидания, ребята! (выходят из зала)


[1] Педагогическая находка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".

Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обу...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Космос»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Космос» приоритетная ОО «Речевое развитие» ...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми Средней дошкольной группы Тема: «Как цыпленок нашёл друзей»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьмиСредней дошкольной группыТема: «Как цыпленок нашёл друзей»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему«Цветок дружбы» приоритетная область «речевое развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему«Цветок дружбы»приоритетная область «речевое развитие»Цель: развитие диалогической ...