конспект по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Богданова Екатерина Владимировна

Нетрадиционное занятие по экспериментальной деятельности детей.поможет создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Конспект может быть полезен воспитателям, педагогам по дополнительному образованию, а также родителям, желающим развить у своих детей любознательность, активность мышления, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_konspekt.docx747.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  Богдановой Екатерины Владимировны, воспитателя МКДОУ №4 «Колосок»

Тема: «Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» .

Форма: нетрадиционное занятие по экспериментальной деятельности детей.

Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:
Дидактическая: расширение кругозора, познавательной деятельности через экспериментирование с  некоторыми жидкостями;  развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности); формирование элементарных представлений о химических и физических процессах.

Воспитывающая: воспитание самостоятельности,  коммуникативности, аккуратности при работе.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи (активизация словаря за счёт новых понятий – лимонел, вещество, молекулы), мышления, воображения, творческих способностей, развитие мотивации  к учебной деятельности.

Социализирующая:  адаптация к условиям эксперимента; стрессовый контроль в ходе работы; обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра; релаксация.

Материалы и оборудование: поддоны, ёмкости с  холодной водой, кусочки льда, мелкая соль, нитки шерстяные, ложка, салфетки; банка с крышкой, спиртовая настойка йода, крахмальный клей, кисти,  бумажные цветы, листы бумаги, пипетка, ватные палочки, спиртовка; пищевые красители, растительное масло, шипучие таблетки, стаканы; ноутбук с фонограммами, схемы с запрещающими и разрешающими правилами; схемы опытов, атрибуты, элементы костюмов.

Ход занятия:

  1. Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я - волшебница  огромной страны «Хочу всё знать!» Зовут меня Екатерина Владимировна. Я умею творить чудеса и хочу сегодня вас всех научить  творить волшебство с помощью опытов и экспериментов. Предлагаю вам  стать моими помощниками, маленькими волшебниками. Согласны?  Давайте все встанем в круг, я взмахну своей волшебной палочкой, и мы окажемся в волшебной стране.

Упражнение «Улыбка» Цель: настроить детей на рабочий лад, развить социально-коммуникативные навыки.

Воспитатель: ребята, у меня сегодня отличное настроение и я хочу передать его вам. Давайте улыбнёмся друг другу и передадим свою улыбку товарищу, который стоит справа от вас (дети играют)

Упражнение «Разведчики» 

Воспитатель: теперь, когда волшебники зарядились доброй улыбкой, нужно глазами выбрать себе пару. Сейчас, когда вы выбрали  себе пару глазами, встаньте, пожалуйста, по парам.

Воспитатель: молодцы, ребята, вот мы и настроились на работу. Сегодня мы – волшебники, которые узнают что-то для себя новое, совершат открытия. Прежде, чем я объясню вам следующее задание, хочу познакомить вас всех с правилами, которые надо соблюдать в нашей волшебной  стране исследования.

ПРАВИЛА:

  1. Без разрешения воспитателя  не трогать оборудование, приборы и материалы.
  2. Ничего не засовывать  в рот, нос и уши.
  3. Разрешается внимательно слушать и задавать вопросы.
  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята,  я сегодня видела волшебный сон: сижу я на берегу, лето, солнце светит - а мимо меня что-то течёт, плывёт, переливается, меняет цвет, вдруг снится мне, что уже наступила зима- то, что текло, превратилось в лёд. Как вы думаете, о чём мы будем говорить? что мы будем сегодня  делать? (Ответы детей:  будем говорить о воде, будем играть, изучать, опыты). Вы совершенно правы! Но мы будем  изучать не только воду. В природе, вокруг нас существует много веществ, которые могут течь, переливаться из одного сосуда в другой, менять свой цвет и т.д.   одним словом можно эти  вещества назвать – жидкость. Подумайте, пожалуйста, где можно увидеть жидкость, где она может нам каждый день встретиться? (ответы детей)

Воспитатель. Сейчас пройдем в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Вы видите 3 стола, это мини-лаборатории, в которых будете работать вы – юные волшебники (Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности). Кто  с кем был в парах в начале нашего занятия, продолжаем работать за столами  в этих же парах. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по 2 человека за один стол.)

Опыт № 1 «Достань лёд из воды с помощью нитки» (на столе поддон  с двумя ёмкостями  воды, в которую помещают лёд, нитки шерстяные, ложка, соль, салфетки. Детям предлагается достать кусочки льда с помощью ниток. Дети выполняют задание. Предлагаю насыпать немного соли на каждый кусочек льда, что происходит?)

Воспитатель: какой у нас получается вывод? (При затруднении детей, помогаю с формулированием вывода) 

Вывод: Соль вступает в реакцию с водой (растворяется в воде), происходит выделение тепла, с помощью «приклеенной» таким образом нитки – вытаскиваем лёд из стакана.

Опыт№2 «Синие цветы» (на столе находится банка с крышкой, спиртовая настойка йода, крахмальный клей, кисти, салфетки, бумажные цветы, лист бумаги, пипетка, ватные палочки). Предлагаю намазать бумагу  йодом с помощью ватных палочек, обратить внимание на цвет. Далее дети мажут крахмальным клеем лепестки своих бумажных цветов, ставят их в  прозрачные баночки. Наблюдение за реакцией молекул крахмала и молекул йода.) Через несколько минут произойдет "чудо": цветы станут синими, поскольку пары йода заставят крахмал поменять свой цвет.  

Воспитатель: давайте попробуем сделать вывод.
Вывод:  В каждом предмете, в каждом веществе есть молекулы-маленькие человечки (МЧ), которые в каких-то предметах «Держатся крепко за руки», а в каких-то нет. МЧ одного вещества (йода) проникают через слабые связи другого вещества (крахмала), получается окрашивание в синий цвет. Именно в продуктах, где есть крахмал, можно наблюдать такую реакцию.
Динамическая пауза «Вода-лёд-огонь»

Опыт №3. «Невидимое письмо»  (на столе тарелка с лимонными дольками, ватные палочки, салфетки, белые листы бумаги формата  А5, спиртовка). Предлагаю написать волшебное заклинание соком лимона. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, наши секретные заклинания никто теперь не увидит. А как мы сами прочтём наши волшебные слова? Что для этого нужно сделать?(Нагреваем тёплым воздухом лист бумаги, надписи проявляются).

Вывод: Лимонный сок — это органическое вещество, которое способно окисляться (вступать в реакцию с кислородом). При нагревании он приобретает коричневый цвет.Такой же эффект дают и апельсиновый сок, молоко, уксус,  мед и сок лука.

Опыт №4. «Волшебная лампа» (на столе поддон с  бутылкой, наполненной водой, пищевые красители, растительное масло, шипучие таблетки, стаканы, ложка, салфетки).

Воспитатель: ребята, мы с вами настоящие волшебники сегодня! Я предлагаю вам ещё провести опыт. Перед вами волшебные жидкости, которые сейчас мы будем смешивать по схеме (проведение опыта).

Вывод: Масло и вода имеют разную плотность. Масло -легче и всегда будет наверху. В состав шипучей таблетки входит лимонная кислота и сода. Эти вещества вступают в химическую реакцию с водой, в результате которой выделяется углекислый газ, который, подхватывая частицы красителя, стремится наверх и благополучно покидает емкость, а частицы подкрашенной воды возвращаются обратно вниз. При смешивании различных цветов можно получить новые цвета.

Релаксация

Воспитатель: вы все молодцы! А теперь давайте немного отдохнём, присядем  на ковёр и представим, что мы  в волшебной стране, закроем глаза и послушаем музыку.

Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, а теперь подведём итоги сегодняшней нашей  встречи. Что вам, друзья мои, понравилось больше всего? Чему сегодня вы научились? Что нового и интересного  узнали? (Ответы детей). Мне, ребята, очень понравилось вместе с вами работать.  Сегодня  вы были настоящими волшебниками: работали очень хорошо, меня радует, что все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решают возникшие несогласия. - На этом наше путешествие в волшебную страну опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы, ищите на них ответы, экспериментируйте! До новых встреч, друзья! Спасибо всем!

 (Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу).

 

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-129527-1423985728.jpghttp://proryv1.lp1.com.ua/images/Red-Question-Mark.jpghttp://a360-wp-uploads.s3.amazonaws.com/wp-content/uploads/hearingr/2014/12/Eargraphic.jpg?5036bchttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3fd049be7de002641f23e4e5b6a5c00c-l&n=13http://i.ucrazy.ru/files/pics/2015.11/hitraiareklama8.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2017/09/03/23353682.jpghttp://is1.mzstatic.com/image/thumb/Purple122/v4/6d/ef/02/6def0219-dfbf-4f17-adf8-8c89eae620a1/source/512x512bb.jpghttps://www.iphones.ru/wp-content/uploads/2011/03/itunes_frozen_ice.jpghttp://ukfashiondesign.com/wp-content/uploads/2015/04/Reduce-your-weight-with-these-magical-tips-6.jpg

http://dombrat.ru/wp-content/uploads/2017/01/IODINE11.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/659/122659751_smeshivanie_osnovnyh_cvetov.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».

Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем лисе построить надёжный дом» 2020г.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем лисе построить надёжный дом»...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...