Конспект непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Никитченко  Лариса Анатольевна

 

«  Маленькие секреты воды »

образовательная область: « Познавательное развитие»

  раздел «Познавательно-исследовательская деятельность »      

(  старшая группа компенсирующей направленности для детей с   тяжелым нарушением речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnitsa_voda.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность

Программное содержание:

  • Познакомить детей с основными свойствами воды (вода – это жидкость, прозрачная,  бесцветная,  безвкусная, меняет цвет)
  • Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой (по инструкции воспитателя)
  • Развивать наблюдательность, способность сравнивать, делать выводы
  • Воспитывать у детей интерес к экспериментированию
  • Умение доброжелательно общаться со сверстниками во время проведения опытов

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций со свойствами воды, чтение и отгадывание загадок про воду, беседа с детьми о свойствах и значении воды, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации. Наблюдение за водой во время прогулок.

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация,  магнитная доска, карточки схемы с условными обозначениями,  глобус, карточки для игры «Кому нужна вода».

Материал: 1стол: по 2 стакана на каждого ребенка, один с водой другой пустой, посередине стола в маленьких тарелочках насыпаны соль, сахар, лимонная кислота, в стакане маленькие ложки, трубочки;

2 стол: по 2 стакана каждого ребенка : один с водой, один с молоком, чайная ложка, полоски бумаги разных цветов, в середине стола стоят кисточки и краски на каждого ребенка;

3 стол:  краски 4 шт., четыре стакана с водой, четыре тарелочки с сахаром, 4 чайные ложки, пустой стакан, и шприц без иголки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И сразу мы стали добрее, доверчивей

Пусть доброе утро длиться до вечера

Я вам с удовольствием этого желаю.  

Хотите, что бы у вас было доброе, доброе настроение, тогда чаще  улыбайтесь. И с хорошим настроением садитесь на стульчики.

- Ребята, а вы знаете, что здесь под покрывалом? Даже не догадываетесь?  

Я вам сейчас подскажу. Отгадайте загадку:

На ноге   стоит  одной

Крутит, вертит головой

Всем показывает страны

Реки горы океаны.

Как вы думаете что это? Никита как думает? А Миша, а Илья?

Глобус? Все так думают? Все догадались? Давайте посмотрим, Даша открывай покрывало.

Что такое глобус? (это наша земля, это модель земли…)

А что наша земля круглая? Посмотрите, какой глобус разноцветный. Какие цвета вы видите? Артем, какой цвет ты видишь? А Вика, а Глеб? Как вы думаете, что на глобусе обозначается коричневым цветом? Не знаете? Я вам подскажу, коричневым цветом на глобусе обозначаются горы. Повторите.  

Воспитатель: А что обозначается желтым цветом? (песок).

Воспитатель: А что обозначается голубым цветом? (Реки, моря, океаны)

Воспитатель: Это значит что у нас   много воды на земле. Вы знаете, что ученые путешественники выяснили, что воды на земле больше чем суши. Посмотрите сколько, много голубого цвета.  

В это время раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Ребята! У меня видео-звонок от жителей Луны. Я выведу его на экран нашего компьютера, и мы все вместе сможем их увидеть и услышать.

Анимационный слайд 1.

«Здравствуйте маленькие жители планеты Земля! Передаем вам большой инопланетный привет! Мы жители Луны. Мы очень долго наблюдаем за вашей планетой и не понимаем, почему она синего цвета. Помогите нам, разобраться в этом вопросе. Пожалуйста!  »

Воспитатель: Ребята, а почему Земля синяя? (ответы детей)

А где в природе можно встретить воду?

Дети: в реке, в море, в океане, дождь, озеро, родник.

Слайд 2. «Водоемы»

 Игра «Доскажи словечко»

А вы знаете, что в океане воду называют океаническая, а в море, реке, болоте, роднике…

Воспитатель:  в море вода какая?

Дети:  соленая

Воспитатель: А какая вода в роднике? Озере?  Реке? (выслушать ответы детей)

Воспитатель:  В роднике, озере,  реке  пресная вода. Обычная, ее можно пить. Повторите, как называется вода. Только предварительно ее очищают, кипятят.

 Воспитатель: Ребята как вы думаете, а кому нужна  вода?

Игра «Кому нужна вода»

Подойдите к столу и выберите себе любую одну картинку.

Морковь.

Дельфин.

Акула

Гриб

Пожарный

Цветок

Птичка

Корова

Лиса

Слайд 3. «Кому нужна вода»

Воспитатель: Значит, вода нужна всем и людям и птицам и животным и растениям и рыбам.  Молодцы! А зачем нужна вода, человеку? (пить,  купаться, мыть посуду, мыть полы, готовить еду…)

Слайд 4. «Зачем нужна вода человеку»

Воспитатель:   Отгадайте загадки:   

Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.

(Дождь)

 На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
(Град)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)

Слайд 5. (снег, град, роса, дождь)

 Воспитатель: Значит, какой мы сделаем вывод, что вода встречается в виде дождя, снега, росы, града и еще у воды, еще  много разных состояний.

Физ.минутка.

К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

1,2,3,4 (хлопки)

Вот так славно освежились (встряхиваем кисти рук)

Вышли на берег крутой (по тексту)

И отправились домой.

 Воспитатель: Ребята, вода имеет свои свойства, вы знаете какие?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами о них расскажем инопланетным жителям.

Я предлагаю провести опыты с водой, выявить ее свойства и полученные результаты опытов отправим им по электронной почте.

Для этого нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что  такое лаборатория?

Дети: - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

 

Слайд 6. «Лаборатория»

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Надевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Воспитатель показывает на экране символы, а дети объясняют, что они обозначают.

Слайд 7. « Правила поведения в лаболатории»

  • Дети:  Не шуметь – этим мы мешаем другим.
  • Аккуратно обращаться с посудой.
  • Слушать воспитателя.
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод

Воспитатель: Ребята,  подходим к первому столу, мы начинаем наши эксперименты.

Дети подходят  к первому столу. 

На столе: (по 2 стакана на каждого ребенка, один с водой другой пустой, посередине стола в маленьких тарелочках насыпаны соль, сахар, лимонная кислота, в стакане маленькие ложки, трубочки)

Опыт 1.Вода – жидкость  

Возьмите стаканчик   и перелейте содержимое в пустой стаканчик.

Что делает вода? Почему? Ответы детей (льется, переливается, выливается) Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.  Ребята, а что еще можно назвать жидкость? Ответы детей (сок, молоко)

Опрос детей, почему вода – жидкость?  

 Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать, она течет.

На доску выставляю карточку-схему вода - жидкость.

Опыт 2. Вода без вкуса.

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Воспитатель: Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Возьмите трубочки и попробуйте её. (Дети пьют воду через трубочку)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети: Вода безвкусная.

Воспитатель: Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?

Дети: Сладкий, соленый, кислый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

На доску выставляю карточку-схему вода -  безвкусная.

Дети подходят ко второму столу. 

На столе: (по 2 стакана каждого ребенка : один с водой, один с молоком, чайная ложка, полоски бумаги разных цветов, в середине стола стоят кисточки и краски на каждого ребенка)

Опыт 3.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель: Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети: Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель: Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети: Лист белого цвета.

Воспитатель: А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети: Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети: Нет.

Воспитатель: Молоко, лист белой бумаги?

Дети: Да.

(подводим детей к правильному ответу, - какой цвет у воды?)

Воспитатель: А что можем сказать о цвете воды?

Дети: Вода без цвета.

Воспитатель: Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети: Вода - бесцветная.

Вывод:   Третье свойство – вода без цвета

На доску выставляю карточку-схему вода -  бесцветная.

Опыт 4Вода прозрачная.

Воспитатель: Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложку. В каком из стаканчиков она видна, а в каком нет? Почему?

Дети: В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Дети: Вода – прозрачная.

Вывод:   Четвертое свойство – вода прозрачная

 На доску выставляю карточку-схему вода -   прозрачная.

Опыт 5. Вода меняет цвет.

Воспитатель: А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети: Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети: Вода изменила свой цвет.

Воспитатель: Какой вывод из этого следует?

Дети: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

 Вывод: Пятое свойство – вода меняет цвет.

На доску выставляю карточку-схему вода -   меняет цвет.

Дети подходят к третьему столу.  

На столе: ( краски 4 шт., четыре стакана с водой, четыре тарелочки с сахаром, чайные ложки) перед воспитателем стоит пустой стакан, и шприц без иголки.)

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

 Воспитатель: Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги. Хотите? Тогда нам нужно воспользоваться знакомым свойством воды. Как вы думаете каким?  (ответы детей) 

Воспитатель: Чтобы сделать радугу, мне нужна ваша помощь, разделитесь на пары. Молодцы.

Воспитатель: Вода может менять цвет. Но сначала,  вам нужно положить ложкой в  стакан с водой сахар. Один ребенок в паре добавляет сахар в стакан и перемешивает, другой  берёт  краску, кисточкой закрашиваем воду  и хорошо перемешивает. Первая пара будет делать синий цвет, вторая – зеленый, третья – желтый, а четвертая – красный.   (дети выполняют).

- А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара, затем у кого зеленый (3 ложки сахара),  жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

- А сейчас самое интересное. (В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете.  Старается лить по краю стенки стакана. В стакане образуется 4 разноцветных слоя– самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась.

Воспитатель: В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная). Этот опыт вы еще повторите.

Воспитатель: Ребята наша работа в лаборатории окончена, мы провели много опытов с водой. Какой вам опыт понравился больше всего? Что же мы с вами узнали о свойствах воды? (ответы детей)

Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Воспитатель: Ну что же, ребята  у нас получилось вот такое электронное письмо, и мы можем его оправить нашим инопланетным друзьям.

Слайд 7 «Свойства воды»

Анимационный слайд 8

Спасибо вам большое ребята! Мы получили ваше письмо.  Теперь мы знаем, почему ваша планета синего цвета, это все из-за воды!   Вода это  чудо природы.   Она нужна всем на планете Земля, поэтому ее так много. До свидания!!! Ваши инопланетные друзья!

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие? Если понравилось тогда возьмите зеленую капельку, а если вам было скучно, не интересно, тогда возьмите красную капельку.

  • Вы такие, молодцы!
  • Все старались, не ленились
  • И, играючи учились!
  • От меня за труд такой
  • Вам подарок небольшой!
  • Вы меня не подведите,
  • А скорей его найдите:
  • Не далеко, не близко,
  • Не высоко, не низко,
  • Не в шкафу он, не в руке,
  • А в волшебном сундучке!
  • (Дети  находят сундучок с мыльными пузырями)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...