Конспект непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Никитченко  Лариса Анатольевна

«  Волшебные превращения »

образовательная область: « Познавательное развитие»

  раздел «Познавательно-исследовательская деятельность  »      

(  старшая группа компенсирующей направленности для детей с   тяжелым нарушением речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiksiki.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

             Программное содержание:

  1. Формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, побуждать детей делать выводы.
  2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
  3. Закреплять знания о  понятии электричество.
  4. Расширить представление детей о свойствах различных материалов (бумаги, магнита);
  5. Учить анализировать, делать умозаключения;
  6. Развивать логическое мышления;
  7. Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;
  8. Развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде и падеже;
  9. Поощрять детей за умение высказывать и отстаивать свое мнение.
  10. Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
     
     

 Оборудование: колпачки волшебников, палочки с магнитным наконечником; записка; свиток карты, музыкальное произведение «Где водятся волшебники»; лоскутки шерстяной ткани по количеству детей; воздушные шары; таз с водой бумажные цветы, ; трубочки по количеству детей, мелко нарезанная фольга, пластиковые стаканы с водой по количеству детей, скрепки, контейнеры с крупой, монеты, ноутбук, презентация, герои  мультфильма Фиксики», разрезная картинка.   

 

Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей,   беседы на тему «Бумага в нашей жизни», изготовление корабликов из картона и наблюдение за ними в воде.  Беседы  на тему «Что такое электрический ток», «Откуда берется электричество», дидактическая игра «Можно или нельзя». Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Ход занятия

 Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).

– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).

(На карте   изображена извилистая дорога и еще шкатулка, воздушные шарики, под цифрой 1,  трубочки для коктейля, под цифрой 2, цветы кувшинки, под цифрой 3, стакан с водой на дне, которого лежат разные предметы, под цифрой 4 и монеты под цифрой 5).

– Может, её кто-то потерял? (оглядывается).

– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).

(Воспитатель помещает карту на  экран телевизора)

– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка от нее дорога ведет к цифре 1 ).

– Давайте найдем эту шкатулку.  Кто-нибудь видит, где она находится? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).

–  Давайте откроем шкатулку, может там разгадка? (шкатулка не открывается)

- Посмотрите, здесь какое-то письмо. (воспитатель читает письмо).

«Шкатулку сможет открыть  только тот,  кто сможет сотворить 5 чудес и собрать   все части разрезанной картины».

-Ребята, а вы знаете, кто может делать чудеса. (Это волшебник)

- Ну что тогда нам с вами придется тоже стать волшебниками, если вы хотите узнать, что же за секрет находится в шкатулке.

- Вы готовы? (воспитатель надевает, на детей колпачки волшебников дети закрывают глаза, звучит музыка «Где водятся волшебники»)

- Давайте теперь посмотрим на карту. Как вы думаете, куда нам нужно  отправляться? ( Где написана цифра 1). Что изображено рядом с этой цифрой.(воздушные шарики)

(Дети подходят к столу, где лежат воздушные шары)

- Как вы думаете, какое чудо, можно сделать с этими шарами? (Ответы детей)

- А давайте заставим наши шары висеть на стене. Вот это будет чудо. (дети пробуют прикрепить шары на стену, но у них ничего не получается).

Воспитатель ставит перед детьми задачу: как сделать  шары волшебными, чтобы они могли  прикрепиться к стене и не падать. Дети высказывают предложения и проверяют их. Делают вывод о возникновении притягивающих сил.

- А вы хотите научиться? Возьмём с вами воздушные шары и потрём о свои волосы. Прислоним к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?

Ответы детей: шар повис на стене, наэлектризовался.

Воспитатель: Почему он повис?

Ответ детей: мы зарядили его от себя.

Вывод: человек является, проводником мы наэлектризовали с помощью трения.

(Дети вешают шары на стену).

- Молодцы, первое чудо мы сделали. И за это вы получаете  первый фрагмент картины, которую должны собрать.

Физминутка «Волшебники»

Мы друг другу улыбнулись

Повороты головы влево-вправо, руки на поясе, улыбаемся друг другу

Дружно вверх все потянулись

Подтягиваемся на носочках, руки вверх

До земли мы поклонились

Наклон, руками достаем до пола

В Чародеев превратились

Разводим широко руками вверх и через стороны вниз

Колдовать мы начинаем

Делаем пассы руками, сгибаем и разгибаем пальцы рук

Пальчиками поиграем

Рекс-пэкс-фэкс

Подпрыгиваем на месте на каждое слово

- Давайте посмотрим на карту, куда же нам нужно отправиться дальше?

( под цифрой 2 нарисованы трубочки для коктейля), дети походят к столу, где лежат трубочки.

- Какое же чудо можно здесь сделать? (предположения детей)

- А давайте  сделаем наши трубочки волшебными,  пусть они будут притягивать к себе  маленькие кусочки фольги и бумаги. Как вы думаете, может нам здесь помочь шерстяная ткань? (дети высказывают свои предположения – Натереть трубочку об ткань.)

-  Я сейчас натру трубочку об шерстяную ткань, а потом поднесу трубочку к кусочкам фольги. Посмотрите мои дорогие волшебники, что  произошло?

Ответ детей:  фольга прилипла.

(дети повторяют).

- Почему палочки стали притягивать к себе фольгу?

Вывод: палочка наэлектризовалась, и мелкие кусочки  фольги и бумаги прилипли.

(Дети находят второй фрагмент картинки).

Воспитатель снова обращает внимание детей на карту, под цифрой 3 изображен цветок  кувшинки. Дети подходят к столу.

Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги.
- Как называется этот цветок? (Кувшинка)
-  Где он растет? (На озере, на пруду)
Воспитатель ставит на стол таз с водой.
-  Возьмите по кувшинке, которые вы сами сделали и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
-  Как вы думаете, а в чем здесь секрет?
-  Почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель подводит детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
  (Дети находят очередной фрагмент картинки)

-  Давайте посмотрим, куда же нам нужно двигаться дальше?

- Дети: «Под цифрой 4 нарисован  стакан с водой, в нем лежит цепочка из скрепок.

-А давайте мы достанем из воды цепочку, но если мы опустим руку в стакан и возьмем цепочку, никакого чуда не будет. А нам нужно чудо. Кто знает, как достать цепочку из стакана с водой не намочив рук? ( дети высказывают свои предположения).

- Посмотрите, вот у меня волшебные палочки, давайте попробуем с их помощью достать цепочку. Посмотрите, сейчас я медленно проведу кончиком палочки по стенке стакана снизу вверх. Что произошло?

-Дети: «Цепочка сама поднялась вверх из воды и руки остались сухие».

-Что заставило двигаться цепочку? Посмотрите что находится на конце палочки? (Магнит)

-А вы знаете свойства магнита? (магнит притягивает металлы, а цепочка сделана из металла).

-Молодцы! Вот вам еще один фрагмент картинки. Посчитайте, сколько вы собрали разрезных картинок? ( четыре), а сколько нужно собрать! (пять). Сколько осталось нам собрать ( одну).  Тогда смотрим на карту. Что вы видите?

- Дети: «Монетки!»

(Дети подходят к столу, где стоят контейнеры с крупой)

-Где же они, я их не вижу? А вы ребята видите? Наверно нам нужно опять с помощью волшебства найти их.

- Как вы думаете, с помощью чего мы сможем найти монетки в баночках с крупой? (дети высказывают предположения, воспитатель подводит их к правильному ответу).

-   Давайте попробуем еще раз использовать волшебные палочки, с их помощью найти монетки. Возьмите каждый себе баночку с крупой и свою волшебную палочку и попробуйте найти монетки в крупе.

- Сколько монет нашел (Матвей)? А кто нашел больше? Ссыпайте монетки в тарелку. Молодцы! Как же вы смогли отыскать монеты?

-  В чем же секрет палочки  ? (дети высказываются)

(Дети- На конце палочки -Магнит). Каким свойством обладает магнит? (притягивать   предметы) А может магнит притягивать деревянные предметы или пластмассовые? (Дети- Нет, магнит притягивает только железные предметы, а монетки сделаны из железа, поэтому мы их нашли )

Дети находят  пятый фрагмент картинки.

- Воспитатель обращает внимание на карту. Вот мы и прошли весь маршрут. Давайте попробуем сложить картинку. Что у вас получилось?

- Дети узнают любимых мультипликационных героев Фиксиков.

- Ребята, как вы думаете, кто хозяин карты? Да, мне тоже кажется, что   Фиксики и есть хозяева карты, которую мы с вами нашли. ( на экране телевизора появляются Фиксики.)

- Здравствуйте дорогие ребята! Спасибо вам, что вы нашли нашу карту. Мы очень любим всякие научные штучки, вот мы и нарисовали такую карту. Только тот, кто сможет прочесть ее, получит от нас, то, что лежит в шкатулке. Вы смогли прочесть нашу карту?   ( Дети – Да!)

- Тогда, открывайте шкатулку!

- Каждый из вас получает в подарок от Фиксиков альбом волшебных превращений и опытов. В этом альбоме вы будете собирать, и зарисовывать   интересные   превращения и опыты, как настоящие ученые и раскрашивать героев  мультфильма. А когда мы встретимся снова, вы покажете нам свои альбомы. Договарились? А еще получите медали юных исследователей и  диск с нашими приключениями. До свидания, нам пора в путь, до встречи!

(дети прощаются с Фиксиками)

Рефлексия

- Ребята, вам понравилось делать опыты, которые похожи на волшебство или фокусы?

- А какие опыты  были для вас самые интересные? Выберите картинки  этих опытов  и прикрепите  их на магнитную доску.

-После долгого путешествия, я предлагаю вам отдохнуть, посмотреть мультфильм, который мы получили с вами в подарок от наших друзей Фиксиков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...