В мире профессий
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Квест-игра по теме на раннего профориентирования старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnyy_kvest-konspekt.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-квест по ранней профориентации «Мир профессий»

  1. Дети заходят в музыкальный зал.
    -Ребята, к нам пришли в гости.

-Здравствуйте, ребята! Мы – ученики 9 школы, скоро мы заканчиваем учебу и не знаем, кем нам быть. А какие профессии вы знаете?

<…>

-Посмотрите на мольберт. На нем вы видите картинки с людьми различных профессий. Сейчас вас ждет увлекательное путешествие в мир профессий, в ходе которого вы получите картинки с предметами ,необходимыми для профессий.

Далее дети иду по картам-схемам, в которых предполагается наличие пяти станций. Организационный сбор происходит в музыкальном  зале. В нем находится мольберт с изображением пяти профессий. Последняя станция рефлексирующая.
1 станция – Город Мастеров

2 станция – В мире кино

3 станция – археологическая

4 станция – Книжкин дом

5 станция – «Нам не скучать»

Город мастеров

Цель: формирований представлений о работе строителя.

Детская цель: построить дом своей мечты.

Задачи: 

  1. Способствовать созданию собственных домов путем конструирования из различных видов конструктора.

2. Развивать конструкторские навыки, глазомер и творческое

мышление; расширять кругозор и словарный запас.

3. Воспитывать усидчивость, старание, аккуратность, трудолюбие.

Материалы: презентация «Виды домов»,3 корзины, 3 разных набора конструктора.

Ход работы.

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, как вы думаете, куда вы пришли?(Ответы детей)

- Давайте вначале мы с вами поиграем в игру «Назови жильё». Эта игра поможет нам  вспомнить, где жили разные сказочные герои. Я бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны мне сказать, какое у него жильё.

- Где живёт Баба – Яга?  (В избушке на курьих ножках.)

- Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? (старик со старухой, царь и царица, Кощей Бессмертный, Снежная Королева, три поросёнка и т.д.)(Теремок, изба, замок, пещера, ледяной дворец,  соломенном, деревянном и каменном домах)

- А где живём мы с вами, современные люди?  (В современных домах.)

- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о домах, какие они бывают и из чего состоят, для чего служат.

- Зачем людям нужны дома?  (В них люди живут.)

- Какие бывают дома?  (Дома бывают разные.)

- Если дом построен из дерева, он какой?  (Деревянный.)

 - Если дом построен из панелей?  (Панельный.)

- Если построен из кирпича? (Кирпичный.)

- Из камня? (Каменный.)

- Давайте мы сейчас посмотрим, какие бывают дома (просмотр презентации). Посмотрите, какие они разные: одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, панельные, каменные, деревянные. Дома жилые, дома в которых мы работаем или проводим своё свободное время, свой досуг.  (Дети рассматривают картинки.)

Физкультминутка.

- Много слов мы называли

И немножечко устали.

А теперь пора нам встать,

Руки кверху всем поднять.

Опустить обратно

Делать так приятно.

Потянитесь вверх повыше – 

Вы достать хотите крышу.

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай, 

Поясницу разминай.

Руки в стороны потянем

И на место снова сядем.

- Молодцы.

Работа с демонстрационным материалом.

В начале рассмотрим, из каких основных частей состоит дом.

- Назовите части дома? (Стены, крыша, окна, подвал; подъезд, лестница, лифт, квартиры и т.д.)

- Сколько этажей может быть в деревянном доме? (Один, два этажа.)

- Дом, в котором один этаж, какой? (Одноэтажный.)

- Два этажа?  (Двухэтажный деревянный дом.

- Сколько этажей может быть в кирпичном и панельном домах? (Много.)

- Как называется дом, в котором много этажей?  (Многоэтажный.)

      - Как сказать полностью об этом доме? (Многоэтажный кирпичный (панельный) дом.)

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение для пальчиков «Дом и ворота»

- На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, 

В этот домик приглашаем.

Работа с конструктором.

- Теперь мы с вами разделимся на 3 бригады,  и будем строить дом своей мечты. У нас есть 3 вида строительного материала. Вам необходимо выбрать и подойти к тому столу, из чего бы вы хотели построить дом. (Дети делятся на бригады и выполняют постройку дома).

- Молодцы, ребята!

Рефлексия.

- О чём мы сегодня с вами говорили? (О домах, закрепили какие бывают дома и т.д.)

- Какие дома мы с вами вспоминали? (дети называют виды домов)

- Каждая ваша бригада построила свой дом.  

- Одинаковые ли у нас дома? (Нет, разные)

- Посмотрите, что у нас с вами получилось?

- Кто занимается строительством домов?

Все бригады строителей сегодня отлично поработали и в награду вы получаете жетон. Теперь вы можете проследовать на следующую станцию.

В мире кино

Цель: Формирование представлений о профессиональной деятельности киномеханика у детей дошкольного возраста.

Задачи:

· Познакомить детей с профессией киномеханик; рассказать о значимости этой профессии;

· Развивать познавательный интерес рассказом об истории появления кинематографа;

· Воспитывать в детях уважение к труду взрослых;

Словарная работа: киномеханик, киноплёнка, диапозитив, проектор.

(Дети заходят в помещение, где изображена на стене чёрно-белая киноплёнка, деревянный кинопроектор, видеокассеты, диски, флешка, в центре стоит фильмоскоп,)

- Здравствуйте, гости дорогие, могу я вам чем–то помочь?

- Ребята, как вы думаете, о какой профессии здесь пойдёт речь?

- Обратите внимание на предметы, которые лежат на столе.

(СД-диск, фотоплёнка, плёночный фотоаппарат, видеокассета, диапозитивы-стерео, очки для диапозитивов)

- Какие предметы вам знакомы? Назовите их.

- Для чего они нужны?

- А как называют помещение, где собирается народ, выключают свет и показывают фильмы.

(Кинотеатр).

- А кто включает фильмы, отвечает за качество просмотра? (Киномеханик)

- А как вы думаете, каким было раньше кино? (Просмотр «Фиксики»)

Одновременно с первым кинотеатром появилась профессия киномеханик.

Первые киномеханики, заправив киноплёнку в проектор, садились в зале среди зрителей и комментировали происходящее на экране.

- А что такое проектор? (Проектор ребята это прибор, применяемый для получения увеличенного изображения на экране.)

Без киномеханика не начнётся ни один фильм. Он не только включал и выключал киноаппаратуру, но и отвечал за качество демонстрации фильма.

– И если киномеханик задремал на рабочем месте, то кинопленка, оставленная без присмотра, могла порваться и тогда он начинал склеивать киноплёнку с помощью скотча или специального клея и пресса.

– И киносеанс снова возобновлялся.

– С появлением цифровых технологий огромные километры киноплёнки мы можем записать на маленький диск.

– Как вы думаете, что удобнее хранить дома 1 диск или 10 жестяных коробок с одним фильмом?

- А какую работу выполняет современный киномеханик?

(Современный Киномеханик – человек, благодаря которому мы можем наслаждаться просмотром фильма в кинотеатре. Он один может обслуживать одновременно несколько кинозалов. Проверяет оборудование, ремонтирует, настраивает звук)

- Ребята, а вы сейчас хотите оказаться в прошлом и посмотреть мультфильм на необычном оборудовании? Которое называется фильмоскоп.

Я буду в роли киномеханика, а вы зрители рассаживайтесь поудобнее в кинозале.

- Мы начинаем мультсеанс. (Киномеханик озвучивает сказку)

Вам понравилось смотреть сказку на старинном аппарате? Как он называется? (Фильмоскоп с плёнкой)

6. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали?

- О какой профессии мы с вами сегодня говорили?

- Как вы думаете у киномеханика интересная работа?

- Чем она интересна?

- Что понравилось?

Археологическая станция

Образовательная область: познавательное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, социально-коммуникативная.

Форма организации НОД: игровая ситуация «Юные археологи».

Формы реализации НОД: сюрпризный момент, вводная беседа, создание игровой мотивации, использование ИКТ, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к умению делать выводы, умозаключения.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Планируемые результаты - проявляет интерес к профессии археолога, к участию в совместной игровой, исследовательской деятельности, интересуется окружающим миром, участвует в диалоге, грамотно строит предложения, умеет делать выводы.

Цель: Создание условий для расширения представлений детей о профессии археолог.

Детская цель: Стать археологом, чтобы найти артефакт.

Задачи:

Образовательные: Расширить представление старших дошкольников о профессии археолог через вовлечение детей в исследовательскую деятельность. Вызвать интерес к археологическим открытиям. Обогатить словарный запас, словами «раскоп», «находка», «археолог».

Развивающие: Продолжать развивать связную речь, коммуникативные способности, мотивацию к исследовательской деятельности.

Воспитательные: Продолжать воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Материалы и оборудование: Мультимедийные слайды о работе археологов, слайд кабарги, 3 контейнера с песком. Маршрутная карта, трубочки для коктейля, лопатки, малярные кисточки, зубные щетки, спринцовки, деревянные палочки, больших лупы, пластмассовые ложки, нарукавники (на каждого ребенка). Поднос для находок (по одному на стол), влажные салфетки, 3 контейнера для находок, камни Марблс, зуб кабарги, керамический осколок, деревянный осколок, металлическая подкова.

Ход образовательной деятельности.

1 этап. Введение в игровую ситуацию.

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в исследовательскую деятельность.

Воспитатель, одетый в одежду археолога собирает детей около себя:

В. – Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Анатольевна. У меня очень интересная профессия. Посмотрите на меня внимательно. Как вы думаете, кем я работаю? (рассуждения детей).

В зависимости от ответов детей образовательная деятельность может осуществляться по одному из двух направлений:

1)Правильно, я археолог. - Кто такие археологи? - Чем мы занимаются? - Для чего мы ищем древние предметы? - Где находятся эти предметы? (рассуждения детей). - Ребята, все, что находим, мы называем словом «находка» или «артефакт». Место, где мы работаем, называется «раскоп». 2) - Посмотрите на экран, может, сейчас догадаетесь. (Показ слайдов). -Чем занимаются эти люди? Зачем они это делают? Для чего им нужны эти предметы? Где находятся эти предметы? (рассуждения детей). - Ребята это археологи. Археологи это ученые, которые изучает человеческую историю по предметам, обнаруженным в земле и даже под водой. - Все, что находим, мы называем словом «находка» или «артефакт». Место, где мы работаем, называется «раскоп». - Теперь вы догадались кто я? Да ребята, я археолог.

- Посмотрите, какая интересная находка мне попались на раскопках недалеко от вашего города (зуб кабарги). - Как вы думаете, что это может быть? (рассуждения детей). Чтобы узнать точно, что же это такое, археологи проводят научные исследования в лаборатории. Такое исследование я уже провела. Хотите узнать, что же это? (слайд кабарги)

- Интересно, а удастся ли вам, найти какую ни будь археологическую находку? Сможете ли? Проверим? Приглашаю вас в археологическую экспедицию на поиски артефактов.

- Раскопки будем проводить в трех местах. А в каких местах вы узнаете, проложив свой маршрут на карте. Приглашаю вас пройти к столам.

(Дети подходят к столам, самостоятельно выбирают любой маршрутный лист и при помощи камней Марблс прокладывают свой маршрут. В результате проложенного пути, распределяются на три компании).

2 этап. Основной.

Образовательная задача: расширить представления о работе археолога, вовлечь детей в практическую деятельность.

- Перед вами схема маршрута, чтобы правильно проложить маршрут, необходимо положить камень на заданную цифру.

- Ребята, у вас последний камень какого цвета? (голубой). А у вас? (зеленый). А, у вашей компании? (жёлтый).

Ребята, что на карте или глобусе может обозначать, голубой цвет? Зеленый? Желтый? (рассуждения детей: вода и суша: лес, песок).

- Значит, ваши раскопки, где будут проходить? (у реки). У вас? (в лесу). У вас? (на песчаном берегу). - А теперь проверьте себя. Аккуратно выдвинете лист, где проведена красная полоса. - Верны ваши предположения? (ответы детей).

- Надевайте ребята нарукавники и пройдите к месту ваших раскопок.

- Вот вы и на месте. - Как вы думаете есть ли у археологов правила при раскопках? А какие?

При раскопках существуют правила, которые соблюдают археологи:

1. Песок и инструменты нельзя подносить к лицу и тем более ко рту и глазам;

2. При раскапывании песка следует аккуратно сгребать его в сторону;

3. Руки нужно отряхивать над контейнером с песком.

4. Но нужно помнить главное правило работать надо очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить.

- Выберете себе необходимый инструмент для раскопок.

- Можете приступить к раскопкам (дети производят раскопки предметов).

- Ребята, я вижу ваши раскопки подошли к концу. Кладите ваши находки в контейнер и возвращайтесь обратно к столам. (Дети проходят к столам, маршрутные карты уже убраны, на столах лежат лупы)

3 этап. Заключительный.

Образовательная задача: актуализировать умение детей связно, последовательно излагать свои мысли, выдвигать гипотезы, делать выводы.

- Рассмотрите ваши находки (дети рассматривают, выдвигают свои гипотезы). - Ребята, снимайте нарукавники.

- Кладите ваши находки ко мне на поднос, проходите, вставайте в круг,

присаживайтесь вокруг меня.

- Из какого материала ваша находка? (из дерева) Значит она какая? (деревянная). – А, ваша находка? (из глины) Значит она какая? (глиняная). – А, ваша находка? (из железа) Значит она какая? (железная)

- Интересно, чем эти предметы могли быть раньше, как их могли

использовать люди? (рассуждения детей)

- Ребята, чтобы узнать, чем же были эти предметы на самом деле, верны ли

ваши предположения, их надо более тщательно изучить в лаборатории. Я

обязательно передам ваши находки для их дальнейшего исследования, а затем в наш краеведческий музей. Куда потом вы можете прийти и на них посмотреть.

4 этап. Рефлексия.

 Разложите вашу находку по контейнерам.

Образовательная задача: выявить условия, при которых была достигнута детскую цель. Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

- Как вы думаете, интересная профессия археолог? - Почему? - Что больше всего вам запомнилось? – Что было интересно делать? - Что было трудно выполнить? - А кто когда вырастит, станет археологом?

- Я рада была провести это время с вами, у вас все получилось, вы настоящие юные археологи. На память я хочу подарить вам удостоверения «Юного археолога». До свидания.

Книжкин дом

 

Цель:

Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессии библиотекаря, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи:

· обогатить и конкретизировать представления детей о профессии библиотекаря, воспитывать интерес и уважение к труду в библиотеке;

· закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

· стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

· воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

· помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Этапы проведения площадки «Профессия библиотекарь»

1. Настольная игра «Угадай профессию»

(по описанию детям предлагается отгадать различные профессии и назвать литературного героя, обладающего ею.)

2. Знакомство с детской литературой

(имеющей отношение к профессиям: Доктор Айболит и , серия книг «Кем быть?» и др.)

3. Загадки о библиотеке, книгах, профессии библиотекаря:

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Снаружи смотришь – Дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом? Попробуй угадай! (Библиотека)

Достанет книги все для нас,

Любой рассказ она нам даст.

Где книга каждая стоит,

Она покажет, объяснит.

Конечно, это не аптекарь,

А детский наш… (Библиотекарь)

<Место под последнюю станцию>

По итогам прохождения станций дети вновь оказываются в музыкальном зале, на каждой локации после прохождения испытания им вручается карточка с изображением атрибутики профессии, которые они сопоставляют с профессиями на мольберте. Выпускники 9 школы благодарят их за оказанную помощь.