Развитие музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста
статья

В статье рассказывается о подходах к формированию эстетического вкуса и развитию музыкального  восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

.

Развитие музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста

Казакова Лариса Александровна

МДОУ «Детский сад №55»

г. Таганрог, Ростовской обл

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на  себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце,- не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души…»

В.Г.Белинский.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной  отзывчивости в детском возрасте создает фундамент культуры человека. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что музыка является неотъемлемой частью духовного богатства общества. Её эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно. С раннего детства музыка способствует формированию духовного мира ребенка, развитию его интеллекта, воспитанию добрых чувств. Для настоящей музыки нет ничего невозможного, необходимо лишь желать её слушать и уметь её слушать. Музыкальное восприятие есть сложный (эмоциональный с одной стороны и интеллектуальный с другой) процесс познания и оценки музыкального произведения. Для ребенка - дошкольника оно представляет большую трудность, по сравнению с восприятием других видов искусств (поэзия,  живопись). Как помочь ребенку войти в мир музыки, услышать её, пережить и понять - эта задача всегда стояла пред педагогами-музыкантами.

Н. А. Метлов, педагог-музыкант, основоположник общественного дошкольного воспитания, признавал огромную роль слушания музыки в развитии музыкального восприятия. Он разработал методику слушания музыки, отбирая высокохудожественные произведения выдающихся композиторов, которые исполнял на каждом музыкальном занятии, организовывал для детей концерты классической музыки в вечерние часы. В 30-40-е годы прошлого столетия Н.А. Метлов ставил перед педагогами задачи по формированию музыкальной культуры: пробудить у детей интерес к музыке, поднять общую музыкальность, развивать и обогащать слуховое восприятие посредством слушания музыки, создавая для ребенка благоприятную музыкальную среду, что также прививает вкус к хорошей музыке [1].

Традиционная методика музыкального воспитания, существовавшая долгие годы в нашей стране, отдавала слушанию музыки большую роль, считая необходимым знакомить детей с разнообразными, сложными по построению произведениями[2]. Репертуар для слушания музыки был составлен из произведений композиторов-классиков, написанных для детей – пьесы П.И. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана и др., современных отечественных композиторов – Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и произведений народного творчества. Выдающийся композитор и педагог Д.Б. Кабалевский считал, что дети способны воспринимать, запоминать и воспроизводить достаточно сложную музыку. Главное заинтересовать детей музыкой, увлечь их своей любовью. Музыка станет ближе и понятнее, если будет связана с другими сторонами жизни детей. «…Именно в сочетании (а не раздельном существовании!) музыки, литературы, изобразительного искусства таятся огромные возможности развития художественной культуры учащихся» [3].

Формирование музыкального вкуса нужно начинать уже в раннем детстве. Родители и педагоги должны предоставить возможность ребенку узнать и полюбить «настоящую» музыку. Основы музыкальной культуры ребенка закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь ребенок приобщается к прекрасному искусству. Все увиденное и услышанное в период детства усваивается быстро и легко, запоминается на долгие годы. Первые встречи с музыкой оставляют в душе ребенка любовь к ней на всю жизнь. Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

Современные программы по музыкальному развитию помогают музыкальным руководителям ориентироваться в музыке, прежде всего классической, накапливая запас высокохудожественных музыкальных произведений, формируя эстетический вкус. Педагог, владеющий современными методами развития музыкальности детей, решает успешно задачу воспитания в любви к музыке, её восприятию.

Работа на музыкальных занятиях осуществляется с учетом возрастных особенностей развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста[4]. Для слушания детям предлагается высокохудожественный и доступный музыкальный репертуар, который включает фольклор, классическую и современную музыку, достаточно сложную по музыкальному написанию.

Одной из главных задач музыкального воспитания на всех возрастных этапах является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта задача решается, если дети слушают высокохудожественную музыку в строго определенных условиях. Для этого на занятиях по слушанию музыки используется специально подобранный музыкальный репертуар, адекватные возрасту ребенка методы работы, другие виды музыкальной деятельности (музыкальное движение, пение, дирижирование, игра на детских музыкальных инструментах), различные виды художественной деятельности детей, произведения литературы и изобразительного искусства. Дети на занятиях с удовольствием слушают музыку и стихи, смотрят репродукции и видеоматериалы, рисуют и двигаются под нее. Для того чтобы ребенок более глубоко «погрузился» в музыку, необходимо, чтобы она «пронизывала» всю его художественную деятельность. Интеграция различных видов искусства и видов художественной деятельности детей дает возможность ярче проявить себя в творчестве, глубже осознать и запомнить музыку.

Третье и четвертое занятие по слушанию обычно посвящается воплощению прослушанной музыки в оркестре, творческом движении, рисунке. Занятия, на которых слушание музыки объединено с творческим рисованием, являются у детей одними из самых любимых. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. Чем глубже и тоньше ребенок чувствует музыку, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. К рисованию мы приступаем тогда, когда дети хорошо знают музыкальное произведение, глубоко прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления, познакомились с поэтическими и художественными изображениями данного образа. Параллельно в группе на занятиях по изобразительной деятельности воспитатели проводят подготовительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы для воплощения в рисунке музыкального образа. Обычно такие занятия мною проводятся со средней группы во второй половине учебного года. Я предлагаю детям нарисовать то, о чем рассказывает музыка, изобразить её настроение красками.

На занятиях по слушанию музыки проводится предварительная работа по способам передачи эмоционального содержания музыки и цвета. Для этого используются дидактические игры «Музыкальная палитра», «Разноцветные нотки». Дети быстро находят связь между настроением и цветом. Например, радостная музыка чаще всего связана с яркими красками, печальная – с темными тонами, ласковая - с нежными оттенками и т.д. Музыка, которую изображают дети, сопровождает рисование, эмоционально поддерживая детей. Произведение звучит несколько раз с небольшими паузами на протяжении всего творческого процесса. Рисунки детей поражают своей выдумкой, фантазией, воображением. После таких творческих занятий в высказываниях детей о музыке появляется много «живописных» определений: прозрачная, светлая, темная, яркая, сверкающая и т.д. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и узнается детьми, надолго оставаясь в их памяти.

Таким образом, условия, созданные для усвоения и развития музыкальной культуры, помогают детям достичь высокого уровня музыкального развития. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст сензитивен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, которые способствуют развитию музыкальных и общих способностей, формируют основы музыкальной и общей духовной культуры.

Литература:

  1. Метлов Н.А. Музыка – детям. М.: Просвещение, 1985г.
  2. Ветлугина Н.А.,Кенеман А.В..Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.М.:Просвещение, 1983г.
  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.,1977г.
  4. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. .Гармония. Программа развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста. М.: Центр Гармония, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)

 Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни?     Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...

Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В статье раскрываются компоненты музыкальных способностей и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для старших дошкольников....

Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 9 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На данном занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха...