Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа)

Конопля Анжела Александровна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ustnogo_nar_tvorchestva_samoobrazovanie.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители детей.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

-приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;

-обогащать чувства детей, воображение, речь;

-воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Предполагаемый результат:

В результате работы по самообразования:

- у большинства детей повысится интерес к устному народному творчеству;

-обогатится устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребенка;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального климата для полноценного развития ребенка.

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год

Сроки

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

-Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

-Постановка целей и задач по данной теме.

Анкетирование родителей на тему «Роль фольклора в развитии детей»

Октябрь

Изучение темы «Роль потешек в развитии речи ребенка».

Разучивание поговорок и потешек.

-слушание песенок-потешек;

-игра-хоровод

«Заинька попляши».

Консультация «Какие формы фольклора вы знаете?»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Декабрь

Изучение темы «Использование фольклора в работе с детьми»

«Веселые считалки» -познакомить с понятием –

считалка.

Проведение русской народной игры «Кошки-мышки».

Заучить считалку наизусть

«Раз, два, три, четыре, пять…»

Консультация «Прибаутки-считалки»

Январь

Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация «

Как выбрать полезную сказку для малыша»

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль

Изучение темы «Загадки в жизни детей».

Отгадывание детьми загадок.

Беседа на основе наглядного материала.

Семейный конкурс «Отгадай загадку– нарисуй отгадку»

Март

Изучение темы «Пальчиковые игры в жизни ребенка».

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Консультация: «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Изучение темы ««Русские народные детские игры и хороводы».

Проведение хоровода

«Каравай».

Поем песенку

«Заинька»-с использованием

танцевальных движений.

Изготовление атрибутов,

масок.

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Показ сказки «Репка» -пальчиковый театр.

Презентация на родительском собрании «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Используемая литература:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995 г;

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009г ;

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998 г;

4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., «Сфера» 2009г;

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...