Гостиная "Осень" в старшей группе
материал

Семенова Екатерина Валентиновна

Осенняя гостиная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya_osen_starshaya_gr.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Осень в стихах русских поэтов, в картинах художников и в музыке».

Звучит песня «Осень - раскрасавица»

(Дети входят в зал в осенних шляпах, сделанных родителями. Дефиле.)

 

Ведущий.   Добрый вечер!  Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Как вы уже поняли из песни, разговор наш пойдёт сегодня об удивительном времени года – осени.  Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой... Может быть, мы правы? Но в этом году осень какая-то необыкновенная.

Ребенок: С. Есенин

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.      

Ведущий:  С. Есенин сравнивает листья с «лёгкой стаей бабочек», которые подхватываются порывом ветра и летят, и кружатся.
Каждый из вас, дети, и, думаю, что и взрослые, этой осенью, идя, по осенними дорожкам, загребали ногой листья и любовались их шуршанием.

 У нас есть прекрасные осенние дорожки.

Танец «Осенние дорожки».

Ребенок: Майков «Осень»

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Ребенок: Твардовский «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.


Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.


Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Ведущий. Осенью тишина такая, что кажется, природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены, и природа отдыхает. Отдыхает от напряжённой весны, от знойного лета. Давайте послушаем, как поэты описывают осень в своих стихотворениях.

Ребенок:  Фет «Ласточки пропали..»

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Ведущий: Поэты описывали красоту осени стихами, художники рисовали картины, композиторы сочиняли чудесную музыку. Сейчас мы поговорим с вами о картине  художника Исаака Ильича Левитана. Она называется «Золотая осень».  Настоящая картина выставлена в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Давайте рассмотрим репродукцию картины «Золотая осень».

Слайд или картинка. (По ходу рассказа можно задавать вопросы детям).

 На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника.

Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив. Река кажется неподвижной и холодной. Художник использовал желтую, красную, багряную, золотую, лимонную краски. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона.

Ведущий: Чтобы нарисовать картину, художник использует краски, а писатели и поэты - слово.

Ребенок: А.Н. Плещеев «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 

Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи.

Ребенок: Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде –
Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь, -
И льётся чистая и тёплая лазурь,
На отдыхающее поле...

Ведущий. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин.

Ребенок: Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий. Ранняя осень завораживала многих художников, поэтов, композиторов. Я предлагаю вам послушать отрывок из цикла П. И. Чайковского

«Времена года. Осень. Сентябрь».

Ребенок:

Константин Бальмонт "Осень"

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Ребенок: З. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень:" Не жалейте лета!"

Посмотрите – роща - золотом одета.

 

Ребенок: Бунин

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Ведущий: Осень надела на все деревья золотые косынки. Сейчас мы споем песню об этой красоте.  

Песня «Осень в золотой косынке»

Ребенок: Ю. Капустина «Добрая волшебница»

В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала Осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила:

Ярко – жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Всё кругом искрится,
Всё переливается.

Ребенок: С. Маршак

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Ведущий: Рассмотрим картину «Золотая осень» написанную русским художником Ильей Остроуховым.  Ее можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.  Художник  увидел  красивую чащу, и запечатлел ее в своей работе.  Самым главным цветом пейзажа является желтый. Листьев на деревьях еще много, но и под ними они лежат уже плотным ковром.  Рядом со старыми деревьями растут молодые клены. На заднем плане изображены другие деревья, скорее всего осинки с круглыми листочками.  Но кое-где просвечивают кустарники, которые еще зеленые, как трава вокруг. Яркость золотых листьев подчеркивают черные стволы деревьев. Небо лишь местами просвечивает сквозь ветви деревьев, но оно светлое без облаков. Вероятней всего изображен солнечный и ясный день. Картину оживляют две птицы – сороки. Они присели на дорожку, и что-то ищут на ней.

Ребенок: Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.


Ведущий: Давайте превратимся в осенние опадающие листья и изобразим, как они опускаются на землю.

Под музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь» (звучит отрывок «Времена года. Осень. Октябрь» дети изображают, как падают листья, как плавно, тихо, ветер срывает листья, они кружатся).

Ребенок: А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам рассмотреть картину Грабаря «Рябинка»

На переднем плане картины художник изобразил главную героиню -рябинку.  Пришла осень, наливаются соком красные ягоды рябины, а дерево приготовилось сбросить листву.  Мы видим, как по обе стороны от красной рябины располагаются две стройные березки, по красоте и изяществу нисколько не уступающие своей главной героине. Все те же ажурные и великолепные золотые серьги, развешанные на ветках. Только представьте, как повезло художнику, который в это время находился там. Ведь такую красоту невозможно просто пересказать. На заднем фоне виднеется поле, усеянное пшеницей или рожью. Все это создает впечатление полноценной красивой картины поздней осени, когда природа готовится к наступлению зимы.

Ведущий.  Когда увяли последние цветы, облетают листья, становится по-настоящему грустно. Осень ветром пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.

Ребенок: Алексей Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Ребенок: Некрасов «Перед дождем»

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Ребенок: С. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесо за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ведущий: Погода осенью очень переменчива: осенью часто идут дожди, дует прохладный ветер. И вот наступает поздняя осень. Ноябрь. Вот в такие дни и приходят к нам грустные воспоминания.

Ребенок: И. Бунин

Льет дождь, холодный, точно лед.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

Ведущий: С каждым днём всё крепче утренние заморозки. Под ногами похрустывает ледок. Холодно. Неуютно.

Ребенок: Е. Головин

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрасно-синий.

На листочках белый иней.

Ведущий: Об этом периоде осени прекрасно сказал А. С. Пушкин.

Ребенок:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий: В такое холодное время звери пытаются куда-нибудь скрыться.

 Всё живое ищет убежища.

Ребенок: М. Ю. Лермонтов

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Ведущий: Поэт Александр Блок рассказал, как трудно приходится зайчику осенью.

Ребенок: А. Блок

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы по - суше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на репродукцию картины « Осень» (Рассматривание репродукции картины «Осень» И. И. Левитана). На картине художник изобразил позднюю осень. Мы видим перед собой часть опушки, где трава уже не радует своей сочной и красивой зеленью, она имеет темноватый оттенок. К тому же она вся покрыта опавшими листьями. Слева виднеется ветвь ели, которая зеленеет среди окружающей серости, и как символ надежды, напоминает о том, что вскоре жизнь возродится и придет весна со своими красками и ярким убранством.

Далее, мы видим ряд молодых деревьев, которые растут вдоль реки. Деревья стоят полностью голые и лишь в некоторых местах еще держатся листья, которые вскоре опадут. Река спокойная, но ее гладь тоскливая, в ней отобразилось серо-голубое небо.  Вообще, картина немного противоречивая. Вроде как, вокруг все серое, темно-зеленое, но в то же время, на горизонте, где виднеется темный лес, мы видим светлую полосу, которая немного согревает и сглаживает общее впечатление от картины Левитана Осень.

Ведущий. Вот такой, разной может быть осень. Послушайте еще один отрывок из музыкального произведения, которое написал композитор Петр Ильич Чайковский, а называется оно «Ноябрь».

Слушание «Ноябрь» Чайковский

Ведущий: Осень – прекрасное время, ведь не зря великие поэты, художники, композиторы создали музыкальные шедевры, художественные полотна и посвятили прекрасные стихи этой поре года. А нам с вами остаётся наслаждаться этими стихами, полотнами, музыкой и этим временем года.

Вот и подошла к концу сегодняшняя встреча, в нашей литературной гостиной, какое удивительное путешествие по произведениям, великих художников, поэтов и музыкантов у нас получилось.

На память о нашей встрече хотим вручить вам книги со стихотворениями, которые мы с вами сегодня слушали.

До свидания, до новых встреч!


Звучит музыка Антонио Вивальди «Времен года» «Осень» - дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...