статья познавательно-речевое развитие Евтушок А.А.
статья

Евтушок Анжела Асланбековна

Из   системы  работы   по  теме:   «Формирование  познавательно-речевой    личности  дошкольника    через  игротерапию  и театральную  деятельность»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poznavatelno-rechevoe_razvitie_evtushok_a.a.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   МДОУ д/с  № 25

                                                                                «Солнышко»  с Покойного

                                                                                  Будённовского  района воспитатель

Евтушок  Анжела  Асланбековна

Из   системы  работы   по  теме:   «Формирование  познавательно-речевой    личности  дошкольника    через  игротерапию  и театральную  деятельность»

         Актуальность  проблемы  

        При  выстраивании  системы  формирования  основ  познавательно-речевого  развития   необходимо  учитывать возможности  воспитанников. Только  к  старшему  дошкольному  возрасту  начинают  складываться  представления  о  своей  национальной  идентичности,  которые  ещё  фрагментарны,  разрознены.  Поможет  нам  в  решении     данной  проблеме  устное  народное  творчество, Русские  народные  сказки,  песни,  пословицы,  приговорки – это  народная  мудрость,  свод  правил  жизни,  кладезь  яркого   богатства   языка. И   начинать  нужно   с  младшего  дошкольного возраста.  Поэтому  воспитательная  система  формирования  основ познавательно-речевого  развития   построена  на  эмоционально-познавательных  основаниях. Она  органично  пронизывает  воспитательно-образовательный  процесс,  а  используемые  технологии  обеспечивают её  успешную  реализацию.

    Современной  педагогикой  признана  исключительная  роль  устного  народного  творчества,  игротерапии  и  театрализованной  деятельности в  разностороннем  воспитании  малыша,  поскольку  это  особый  вид  искусства,  в  котором сконцентрирован  весь  опыт  человечества,  громаднейший  пласт  национальной  и  мировой  культуры. Которые  наибольшей  степени  соответствуют  разным  возрастным  особенностям  детей, содействуют  формированию  нравственных  качеств,  умственных  способностей, эстетических  чувств.

    Сказки -  древний  и  вечный источник  мудрости,  предаваемый  из  поколения  в  поколение. Занятия  театрализованной  деятельностью  позволяют  дошкольникам строить взаимодействие  и  общение  с  друг,  другом. Дети  учатся  смотреть  на  себя  со  стороны. Выступления  перед  аудиторией  формируют  уверенность  в  себе,  опыт  социальных  навыков  поведения, способствуют  у  дошкольников  всех  компонентов  речи. Театр учит  нас  видеть прекрасное  в жизни, людях  заставляет  биться  сердце сильнее  стремиться  к  прекрасному   и  доброму.

      Мир  детства,  внутренний мир  ребёнка – ключ  ко  многим  волнующим  проблемам  нашей  жизни.  Раскрыть  заветную  дверь  в  мир  детского  сознания  помогает  нам  игра.  Игра  связывает детей  между  собой,  детей   с  взрослыми в  единое  волшебное  целое.  Поэтому  наблюдая  за  малышами,  диагностируя,  я  выбрала для  себя  актуальную  тему  над  корой  работою  три  года.  Перед  собой  поставила  следующие  задачи:

  • Приобщение  детей  к  истокам  русской  народной  культуры.
  • Развитие  речи,  культура  речевого  общения.
  • Обогащение  и  активизация  словаря.
  • Формирование  грамматического  строя  речи
  • Расширение  кругозора,  развитие  познавательных  способностей.
  • Развитие  творческого  воображения  и мышления.
  • Развитие  коммуникативных  навыков.
  • Вовлечение  родителей  в  воспитательно-образовательный  процесс.
  • Воспитывать  культуру  поведения,  желание   и  умение  добиваться  успеха  всем  вместе,  доброжелательность, понимание,  дружелюбие.

   Для решения  всех  этих  задач  нам  помогла  в  нашем  ДОУ   предметно-развивающая  среда,  которая  способствует  развитию  познавательно-речевых  навыков  у  дошкольников.  Это :

  • «Горница»  где  малыши  знакомятся  с  бытом  наших  предков.
  •  «Стена  сказок» -  любимые  персонажи  из  детских  сказок.
  • «Тропа  деда  Филлимона» - где  малыши  исследуют , наблюдают  за природой,  поведением  и  повадками  животных,  птиц.
  • Мини-музей  в группах: «музей  хлеба», «музей  от  пенёчка до  матрёшки», «музей  времени», «музей   чудо камушков».
  • Необыкновенные  и  разнообразные   книжные   уголки   в  каждой  группе.
  • Разнообразные  виды  театров.
  • Кружок  детской  театрализованной  деятельности  «Петушок»

    В  группах  созданы  условия для  театрально-игровой деятельности,  при  активной  помощи  родителей  сшиты  и  изготовлены  куклы,  ширмы и декорации.

    Разработаны   проекты  по  которым  работаем  в  нашем  ДОУ  где  активными  участниками  являются  дети педагоги,  родители.  

      Театр -  это  волшебный  край,  в  котором  ребёнок  радуется, играя,  а  в игре   и  через игру  ребёнок  познаёт  мир. С  помощью  игротерапии  мы  помогаем  ребёнку  адаптироваться,  игра – это  ведущий  вид  деятельности  детей  дошкольного  возраста,  а  театр – один  из  самых демократичных  и  доступных  видов  искусства, который  позволяет  решать  многие  актуальные  проблемы  педагогики  и психологии.

    Организовав  в  нашем  ДОУ  детский  кукольный  театр,  где  я  являюсь  руководителем,  мы  решаем  многие  задачи с  помощью  различных методов  и  приёмов.  Этапами  работы в  данном  направлении:

  • Теоретический: проблема, научный анализ литературы, синтез полученной информации, моделирование, качественное обобщение полученной информации. 
  • Организационный: предметно-развивающая  среда, виды  театров, изготовление пособий,  ширм.
  • Практический: показ  театрализованных  спектаклей  с  использованием  различного вида  театров,  выход  в  социум.
  •  Диагностический: беседа, опрос, тестирование, метод экспертных оценок, анализ продуктов детской деятельности,  анализ  работы  педагога.

В  своей работе  я  руководствуюсь  следующим  алгоритмом  действий:

  1. Прогностическо-подготовительный: - выбор  репертуара, подходящего  возрасту  воспитанников; подготовка  инсценировки,  распределение ролей; планирование   репетиций – от  знакомства  с  материалом  до  организации  зрительского  показа; выбор  декоративно-костюмного  оформления  спектакля. Подбор музыкального  сопровождения.
  2. Репетиционный: ознакомление  детей с текстом, беседа, о  замысле  постановки; этюдно-игровое знакомство с ролью, нравственный  урок  по  данному  произведению; последовательная организация репетиций  на  основе знания текста.
  3. Организационный: подготовка  декораций, кукол,  костюмов, запись  фонограммы,  подготовка  бутафорий  и реквизитов.
  4. Организация  показа  спектакля: назначение  даты  премьерного  показа;  приглашение  зрителей; организация  пространства  для  показа.
  5. Итоговый: Обсуждение  спектакля с детьми  с  участниками  и  зрителями, поощрение  и  поддержка  детей  за  творческую  активность;  организация  фотовыставки.

      27  марта – это  Всемирный день  театра  и  в  нашем  ДОУ  сложилась  традиция  проводить  его  неделей  сказок ,  где  участвуют  все  группы. Работая  по годовому  плану, проводится показ спектаклей  согласно  разработанного  перспективного  планирования. В  этом  году  запланировано :

  • Проведение  конкурса  чтецов.
  • Литературный  досуг «Любимые  сказки  Пушкина»
  • Герои    С.Я. Маршака  приходят  в  гости
  • Практический  семинар «Театральная  азбука»
  • Мастер класс «кукла  своими  руками» для  педагогов  и  родителей.

Список    используемой   литературы:  

  1. «Воспитание  сказкой» - Л.Б.Фасюкова   Москва 2000  г.
  2. «Театр  всевозможного» -  А.И.Буренина Санкт-Петербург 2002 г
  3. «Театрализованные игры  в детском  саду» - Г.И.Петрова 2002 г
  4. «Театральная педагогика  в  детском саду» Е.В.Мигунова  

Москва  2009.

  1. «Развитие ребёнка  в  театрализованной  деятельности» - М.Б.Зацепина Москва  2010 год
  2. «Сказко-терапия   в  ДОУ  и  семье»  Н.В. Микляева. Москва  2010г
  3. «Играем  в  сказку» О.А.Шорохова  Москва  2010г.
  4. «Сказка  как  источник  творчества  детей»  М.М.Безрукиз  Москва  2001г
  5. «Приобщение  детей  к  истокам  русской народной  культуре» О.А.Князева М.Д.Маханёва. Москава  2001
  6. «Уроки  добра»  и «Развитие  и  воспитание  дошкольников» С.И. Семёнова Москва  2002  г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...