Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья

Киселёва Диана Александровна

В статье представлен опыт работы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vlasova_hazova.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Власова Диана Александровна

Хазова Наталья Дмитриевна,

БДОУ города Омска «Детский сад

компенсирующего вида № 400»

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

Антон Семёнович Макаренко

В последние годы в нашей стране падает уровень духовно – нравственной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно - ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы. Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела. Стать нравственным — означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания, — писал он, — Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) -  в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [2, с. 80]. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, с. 170]. Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства.

Актуальность этой проблемы  в современной России отражена и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так в Общих положениях  отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования  является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [3, с.4].

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, литературой. Знакомство ребенка с миром литературы, с миром  человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом начинается со сказки. Сказка представляет богатый материал для духовно- нравственного воспитания детей, которая входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь  [1, с. 205].

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Но именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.

 В то же время сказка - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

В работе по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с помощью сказок  мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. формировать устойчивый интерес к сказке;
  2. способствовать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность и т.д.;
  3. прививать любовь к художественному слову.

Работа со сказкой проводилась в различных формах: чтение, пересказ, обсуждение, театрализация, рисование сказок и др. Все эти формы работы базировались на духовно-нравственном потенциале сказок и здесь мы выделили следующие этапы работы со сказкой:

  1.  Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,

беседы по содержанию,  проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций.

  1. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания

сказки, настольный театр, пальчиковый театр, подвижные игры с персонажами сказок.

       3.Художественная деятельность – создание героев сказок самостоятельно  и выражение отношения к персонажу через создания его образа путём лепки, рисования, аппликации, конструирования.

       4.Самостоятельная деятельность – разыгрывание сюжетов из сказок,

театрализованные игры,  драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.

 Таким образом, цель нашей работы со сказкой заключается в том, чтобы через персонажей, их поступки и характеры, и обстоятельства, в которых они оказываются, научить детей быть человечными, нравственными, ответственными за сои действия, различать добро и зло, понимать, как действовать в той или иной ситуации согласно законам духовной – нравственности.

Сказка не только обогащает язык ребенка, но и дает гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства.

С помощью сказок у детей формируются умения быть дружными, трудолюбивыми («Репка», «Теремок», «Морозко», «Хаврошечка»), слушаться родителей («Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), быть смелыми и бесстрашными  («У страха газа велики», «Царевна-Лягушка»). Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать.

Работая с детьми по данному направлению, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями, используя различные формы: беседы, консультации, фотовыставки, совместные проекты, круглый стол, развлечения.

Ведь сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга.

Таким образом, сказка помогает приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей,  помогает возродить традиции нашего народа, духовный опыт нашей культуры. Список литературы:

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. - СПб.,1999. – 304 с.
  2. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - 398 c.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...