Коспекты занятий по развитию пространственных представлений
план-конспект занятия (старшая группа)

Жевтоног Анастасия Сергеевна

Предварительный просмотр:

 

Коспект занятия  по развитию пространственных представлений

у детей страшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Формировать пространственные представления.
  2. Учить классифицировать геометрические фигуры, изменять основание классификации.
  3. Закрепить количественный счет предметов в пределах первого десятка.

Демонстрационный материал: 2 непрозрачных сосуда и тазик с водой; маленькая кукла Саня; большая кукла; 2 деревянные палочки; обруч. Раздаточный материал: набор геометрических фигур; монеты разного достоинства; карточка с двумя полосками (на каждый стол).

Ход занятия

Дети стоят полукругом возле стола, на котором находятся 2 непрозрачных сосуда. В них налита вода.

  • Интересно, в каком сосуде глубоко, а в каком мелко? Как это проверить? (Перелить в прозрачные одинаковые сосуды.)
  • Как по-другому проверить? (Можно опустить палочки в оба сосуда и потом сравнить 2 палочки.)

Воспитатель демонстрирует это. Дети сравнивают намокшие части палочек и определяют, в каком сосуде больше глубина.

  • А для вас это глубоко? (Мелко.)
  • А где для вас глубоко? (В бассейне.)

Мы сегодня кукле Сане

Воду в тазик наливали.

Саня в тазик тот нырнул

И чуть-чуть не утонул,

Потому что для него

Это очень глубоко.

Воспитатель показывает маленькую игрушку Саню.

  • Почему Саня чуть не утонул в тазике? (Потому что для него это глубоко.)

Воспитатель показывает куклу больших размеров.

  • А для этой куклы будет глубоко? Почему?
  • Вывод: что для одного будет глубоким, то для другого может оказаться мелким. Все зависит от количества налитой воды и от роста.

Воспитатель приглашает детей на ковер, где лежит обруч. Дети берут разные геометрические фигуры.

— Приглашаю вас поиграть в игру «Раз, два, три — в круг фигуру положи!»:

  • положите в обруч все фигуры без углов;
  • положите в обруч все фигуры с вершинами;
  • положите в обруч все фигуры красного цвета;
  • положите в обруч все большие фигуры;
  • положите в обруч все фигуры с четырьмя углами.

Воспитатель благодарит детей за игру и предлагает выучить считалку с движениями.        1

Дети тихо проговаривают хором. Растопыривают пальцы возле лица (пугают).

Проговаривают чуть громче. Машут указательным пальцем.

Разводят руки в стороны.

Держат кисти рук перед грудью. Машут указательным пальцем. Дети разбегаются.

Воспитатель приглашает детей пройти за столы, на которых лежат монеты разного достоинства и карточка с двумя полосками.

  • Положите на верхнюю полоску монету 2 руб.
  • На нижнюю полоску положите монету 1 руб.
  • Что больше: 2 руб. или 1 руб.? На сколько? Что нужно сделать, чтобы рублей стало одинаково?
  • Вы добавили 1 монету достоинством в 1 руб. Сколько стало монет на нижней полоске? (Две.)
  • А на верхней полоске одна монета. А вы говорите, что рублей одинаково. Почему? (Рассуждения детей.)

Дети приходят к выводу, что монеты бывают разного достоинства и одна монета в 2 руб. всегда будет больше одной монеты в 1 руб.

Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу. А сейчас я хочу предложить вам порисовать, и рисовать мы будем на тему «Что лежит на столе». Мы с вами говорили о геометрических фигурах, и сейчас я хочу предложить вам посмотреть на то, что лежит на столе и нарисовать, расположить на листе эти фигуры: круг – в центре, квадрат – снизу и т.д. как указано на образце. Приступайте.



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ ФЭМП

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задачи:

  1. Закрепить:
  • порядковый счет предметов в пределах первого десятка,
  • знания о цифрах.
  1. Совершенствовать умения:
  • определять свое местонахождение среди объектов окружения,
  • классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации
  • рисовать (располагать) предметы на листе бумаги согласно инструкции.
  1. Формировать представления об объеме, глубине.

Демонстрационный материал: фигуры животных и птиц: дрозд, медведь, заяц, енот, крот, белка, коза, лиса, еж, филин, лось, игрушки; обруч.

Раздаточный материал: цифры по количеству детей (от 1 до 9), 3 таза; 3 ведра с водой; лисичка-игрушка (3 штуки); набор геометрических фигур.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят возле доски. На доске прикреплена фигура
дрозда. Воспитатель читает стихотворение и выкладывает в ряд животных
и птиц для порядкового счета.

У дрозда на дне рожденья

Было много угощенья.

Пригласил он всех друзей,

Посчитай-ка их скорей!

Первый гость — медведь-топтыжка,

А второй — косой зайчишка,

Третий — их сосед енот,

А четвертый — старый крот

Пятой белка-озорница

Прилетела, словно птица.

Шесть и семь — коза с лисой,

Недотрога-еж - восьмой,

Девять — филин молчаливый,

А десятый — лось ворчливый.

Веселились весь денек!

Посчитай еще разок!

Н. Владимирова

  • Давайте с вами вместе посчитаем всех зверей и птиц: первый, второй...
  • Каким по счету пришел на день рождения крот?
  • Каким по счету пришел на день рождения филин?
  • Кто пришел на день рождения пятым?
  • Кто пришел на день рождения седьмым?

И т.д.

Воспитатель благодарит детей за счет. Дети садятся на стулья, на каждом из которых лежит карточка с цифрой. Дети берут ее в руки и играют в игру «Встань с другом на место».        у

  • Цифра 5 вместе с цифрой 7, подойдите к столу и встаньте так, чтобы стол был справа от вас.
  • С какой стороны от вас находится стол?
  • Цифры 4 и 6, возьмите медведя и посадите на стул слева от вас.
  • С какой стороны от вас сидит медведь?
  • Цифры 3 и 9, встаньте слева от зайца.
  • С какой стороны от зайца вы стоите?

И т.п.

Воспитатель благодарит детей за игру и приглашает их разделиться на 3 команды. Каждая команда подходит к своему столу, на котором находятся ведро с водой и пустой таз.

На ваших столах стоят ведро и таз. У каждой команды по лисичке (игрушка). Лисичка решила искупаться. Но она боится утонуть, потому что не умеет плавать. В ведре налита вода. Как вы думаете, глубоким ли для лисички окажется этот водоем?

  • Что нужно сделать, чтобы лиса не утонула? (Перелить воду в таз.)

Дети переливают воду в таз, и оказывается, что теперь лиса не утонет.

  • Вы всю воду перелили из ведра в таз? Значит, количество воды осталось прежним. Раньше было глубоко, а теперь стало мелко для лисы. Почему?

Дети размышляют, высказывают предположения. Приходят к выводу, что все зависит от сосуда. Количество воды такое же, а сосуды разные по о ъему. Понятие «объем» детям не дается.

  • Вы замечательно потрудились: помогли лисе искупаться. Теперь порисуем. Представим, где в лесу могут прятаться звери. Нарисуем осенний лес.



Предварительный просмотр:

Коспект занятия

по формированию ориентировки  на листе бумаги

у детей страшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Закрепить:
  • навык ориентировки на листе бумаги
  • знания о временных отношениях: сутки, неделя,
  • порядковый счет предметов в пределах первого десятка.
  1. Дать представление о неизменности объема в результате осуществленного действия переливания.
  2. Совершенствовать умение определять свое местонахождение среди объектов окружения.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением четырех частей суток; обруч; 2 разных по объему кувшина (один с водой), 3 стакана.

Раздаточный материал: плоскостные изображения птиц на веревочках на шею: 2 синицы, 2 снегиря, 3 вороны, 3 воробья, 1 голубь, 7 сорок, 1 скворец.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят полукругом. На доске - картинки
с изображением четырех частей суток

Из скольких частей состоят сутки? Назовите их. Поставьте части суток по порядку, называя их.

  • А сейчас отгадайте загадку: «Что за птицы пролетают по семерке в каждой стае, вереницею летят, не воротятся назад?» (Дни недели.)
  • Сколько дней в неделе? Назовите их. Сейчас мы с вами поиграем, и я посмотрю, как вы запомнили дни недели.

Воспитатель вешает детям на шею плоскостные изображения птиц- 2 синицы, 2 снегиря, 3 вороны, 3 воробья, ! голубь, 7 сорок, 1 скворец

— Я буду читать стихотворение («Новая столовая» 3. Александровой), а птицы должны слетаться к этой кормушке (обруч на полу) в определенный день недели.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний — Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец.

Дети садятся на стулья. Перед ними стол, на котором 2 разных по объему кувшина (один с водой), 3 стакана.

  • Перед вами кувшин с водой. Сколько же там воды? Как изме измерить?

Дети выливают воду в 3 стакана.

  • Сколько воды в кувшине? (3 стакана.)

Воспитатель выливает обратно в кувшин воду из стаканов. Затем переливает воду из одного кувшина в другой.

  • Воды в этом кувшине стало больше или меньше? (Предположения детей.)
  • А как разрешить наш спор о количестве воды? (Измерить стаканами.)

Дети выливают воду в 3 стакана.

  • Оказывается, количество воды осталось таким же, как и было. Почему же нам показалось, что воды стало больше (меньше)? (Предположения детей.)

_ Конечно, все зависит от кувшина: второй кувшин оказался больше. Но мы правильно определили количество воды с помощью стаканов. Вывод: количество воды остается прежним независимо от ее переливания.

  • Сегодня в группу первым пришел Женя (выходит Женя), вторым пришел Алеша (выходит Алеша).

Воспитатель вызывает детей по именам (10 человек). Закрепляет с детьми порядковый счет.

  • На каком по счету месте стоит Ваня (Ира, Саша...)?
  • Каким по счету в группу пришел Максим (Володя, Марат...)?

Воспитатель благодарит детей за работу и предлагает им выйти из-за столов и встать парами.

  • Сейчас, пока звучит бубен, вы будете прогуливаться по группе. Как только я перестану бить в бубен, вы остановитесь.

После остановки воспитатель спрашивает у детей их местонахождение. Например: «Таня с Сашей, с какой стороны стола вы стоите?»; «Ира с Ваней, с какой стороны шкафа вы находитесь?» и т.п.

А теперь возьмем листы бумаги и нарисуем нашу группу



Предварительный просмотр:

Коспект занятия  

Задачи:

  1. Закрепить:
  • Навык пространственной ориентировки
  • представления детей о толщине, ширине, длине предмета;
  • навыки ориентировки в пространстве;
  • порядковый счет предметов в пределах первого десятка.
  1. Дать знания о составлении числа из единиц (числа 8, 9).

Демонстрационный материал: мохнатая мягкая игрушка Пых; 5 книг толстых; 5 книг тонких; 3 книги, одинаковые по высоте разные по ширине; 3 полки разной длины; 10 книг разного цвета; цветные полоски, имитирующие палочки Кюизенера.

Раздаточный материал: палочки.

Ход занятия

Появляется Пых.

На самом темном чердаке

Живет косматый Пых.

На чердаке, на сквозняке,

Среди забытых книг.

В. Татаринов

  • Это, дети, Пых. Он очень любит читать книги. Их у него много. Только складывать книги Пых не любит. Поможем ему сложить. Нам нужно разделиться на 2 команды.

Дети становятся командами вокруг своих столов. На общем столе лежат книги, разные по толщине.

  • Одна команда выбирает на общем столе толстые книги и кладет к себе на стол.
  • Другая команда выбирает тонкие книги и кладет на свой стол.

Пых с воспитателем проверяют правильность выполнения задания. Воспитатель показывает детям 3 книги, одинаковые по высоте, разные по ширине.

  • У Пыха есть три книги. Чем они отличаются? Первая команда возьмет самую широкую книгу, а вторая — самую узкую.
  • Почему вы оставили эту книгу? (Ответы детей.)
  • А сейчас положите эти книги на полки. Первая команда пусть положит все книги со своего стола на самую длинную полку. А вторая команда — на самую короткую полку.
  • Молодцы, Пыху очень понравилась ваша работа.

И летней ночью в тишине

Играть он любит при луне.

Глазенки у него горят,

Когда встречает он ребят.

  • Пых предлагает вам поиграть в игру «Раз, два, три — право-лево покажи!».

Дети становятся лицом к доске и воспитателю. Воспитатель от имени Пыха дает детям игровые задания.

Например:

  • поднимите правую руку;
  • положите левую руку на правое колено;
  • поверните, девочки, голову вправо, а мальчики — влево.

И т.п.

Дети садятся на стулья. Воспитатель ставит книги (10 штук) на полку корешками к детям. Дети считают книги, используя количественный и порядковый счет.

Например:

  • Сколько всего книг стоит на полке?
  • Какая по счету зеленая книга?
  • Какая по счету синяя книга?
  • Какого цвета седьмая книга? Девятая?

И т.п.

Воспитатель благодарит детей и предлагает им пройти за столы, на которых лежат палочки Кюизенера.

Пых прибыл к нам из дальних мест,

Он дождик пьет и ветер ест.

Еще он любит шоколад,

Его всегда отведать рад.

  • Сегодня Пых съел вот такую плитку шоколада.

Воспитатель прикрепляет на доску полоску, соответствующую бордовой палочке «8».

  • Найдите палочку- «8». Плитка шоколада состояла из нескольких частей.
  • Сколько частей было в этой плитке шоколада? Выложите внизу палочками-кубиками «1».
  • Как вы составили число 8?
  • А вчера Пых съел вот такую плитку шоколада.

Воспитатель прикрепляет на доску полоску, соответствующую синей палочке «9».

  • Найдите палочку «9». Плитка шоколада состояла из нескольких частей.
  • Сколько частей было в этой плитке шоколада? Выложите внизу палочками-кубиками «1».
  • Как вы составили число 9?

Ребята, правда, Пых очень красивый. Давайте нарисуем его, а так же и другие игрушки. Расположим их так, как нарисовано на образце.

Воспитатель от имени Пыха благодарит детей за занятие.

Какой чудесный, добрый Пых,

Не птица он, не зверь.

В мечтах и сказках он живет,

Ты мне, дружок, поверь.



Предварительный просмотр:

Коспект занятия  

Задачи:

Закрепить:

  • количественный счет предметов в пределах первого десятка;
  • представления о геометрических телах: шар, куб, цилиндр;
  • представления о ширине, длине, высоте предмета;
  • навыки ориентировки в пространстве.

Демонстрационный материал: фигуры для счета: птицы, полоски, круги; шар, куб, цилиндр; 3 полоски разной ширины; 3 полоски разной длины; 3 стола (стула) разной высоты.

Раздаточный материал: фишки.

Ход занятия

Дети стоят возле доски полукругом. Воспитатель закрепляет с ними
количественный счет, читая стихотворение.

Числа знаешь ты теперь,

И всегда легко ты сможешь Посчитать своих друзей.

Воспитатель дает задание кому-либо из детей посчитать, например, девочек (или мальчиков).

А в неделе сколько дней? Сколько пальцев на руках? Сколько галок в облаках? Сколько веток на сучке?

И горошинок в стручке? Можешь все ты посчитать, И не стоит унывать!

Н. Владимирова

Воспитатель благодарит детей и предлагает им разделиться на 3 команды. Каждая команда проходит за свой стол. На первом столе стоит шар, на втором — куб, на третьем — цилиндр.

  • Назовите геометрическую фигуру, которая находится на вашем столе. Посовещайтесь друг с другом в команде, вспомните предметы, имеющие такую же форму, как и ваша фигура. Назовите эти предметы. Будем начинать по очереди — с первой команды. За каждый правильный ответ — фишка.

Дети называют предметы. По окончании воспитатель предлагает назвать количество фишек у них на столе. Победившую команду приветствуют аплодисментами.

А сейчас следующее задание. Перед вами три полоски разной ширины. Первая команда, положите, пожалуйста, шар на самую широкую полоску. Вторая команда, положите, пожалуйста, куб на самую узкую. Третья команда, положите, пожалуйста, цилиндр на полоску средней ширины

  • Перед вами три полоски разной длины. Первая команда, положите, пожалуйста, шар на самую короткую полоску. Вторая команда, положите, пожалуйста, куб на полоску покороче. Третья команда, положите, пожалуйста, цилиндр на самую длинную полоску.
  • А сейчас положите свои фигуры на стол (стул): куб — на самый высокий стол, шар - на стол пониже, цилиндр — на самый низкий стол.

После каждого задания воспитатель закрепляет в речи детей слова, обозначающие понятия ширины, длины, высоты.

  • Молодцы. Выходите все в круг.
  • А дальше мы с вами снова порисуем. Сегодня мы будем рисовать дары осени, располагая их в определенной последовательности.



Предварительный просмотр:

Коспект занятия  ФЭМП

Для детей старшего подготовительного возраста

Задачи:

  1. Совершенствовать знания о составлении числа из единиц (число 10).
  2. Закрепить:
  • порядковый и количественный счет;
  • представления о неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;
  • знания о временных отношениях: неделя, месяц.

Демонстрационный материал: 10 фигурок птиц и зверей. Раздаточный материал: мелкие игрушки: матрешки, цветы.

Ход занятия

Дети стоят перед доской, на которую воспитатель ставит в ряд животных
и читает стихотворение.

В зоопарке мы гуляли

И животных посчитали.

Это птица, это зверь,

Ровно десять их, проверь

Дети считают зверей и птиц и говорят воспитателю, сколько всего.

Один — веселый попугай,

Два - пантера. Не зевай!

Три - мартышка-озорница,

А четыре - чудо-птица.

За павлином лев — он пятый.

Шесть - тигренок полосатый.

Семь — плывет в воде тюлень.

Восемь — северный олень.

Медвежонок — девять,

А десятый — лебедь.

Н. Владимирова

  • Сколько всего животных и птиц?
  • Как я составила число 10?
  • Каким по счету стоит лев? Тюлень? Медвежонок?
  • Кто стоит четвертым? Шестым? Десятым?
  • Посчитаем сейчас животных и птиц по порядку.

Воспитатель благодарит детей и приглашает пройти за столы, на которых лежат мелкие игрушки.

  • Поставьте перед собой матрешек на 1 больше, чем 5.
  • Теперь сделайте так, чтобы матрешек стало 7.
  • А сейчас, мальчики, возьмите по 5 цветов. Сколько цветов вы взяли?
  • Отдайте эти цветы девочкам.
  • Девочки, сколько цветов отдали вам мальчики? Количество цветов изменилось? Почему?
  • Верните эти цветы мальчикам.
  • Мальчики, сколько цветов отдали вам девочки? Количество цветов изменилось? Почему?

Дети делают вывод, что количество предметов не изменяется в результате их перемещения.

Воспитатель благодарит детей и закрепляет с ними названия дней недели.

  • Что-то я забыла, какой сегодня день недели?
  • А какой завтра будет?
  • Какой день недели был вчера?
  • А в какой день недели вы в детский сад не ходите?
  • Повторим с вами стихотворение с движениями:

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков

Далее воспитатель закрепляет с детьми знание месяцев года.

  • Какое сейчас время года? А какой месяц?
  • С какого месяца начинается год?
  • Какой месяц самый жаркий?
  • Назовите последний месяц года.
  • Назовите второй месяц осени.
  • Назовите третий месяц весны.
  • Какой месяц идет за октябрем?

А сейчас – самое интересное – давайте порисуем. Сегодня темой наших рисунков будет  осень, а именно ягодная корзинка.

Воспитатель благодарит детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»

Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как  пространственное...

Развитие пространственных представлений у старших дошкольников (конспект развивающего занятия)

УважПредлагаю вашему вниманию одно занятие из курса занятий по развитию пространственных представлений, который я провожу для воспитанников старших логопедических групп. Почему в логопедических группа...

КОНЦЕПЦИЯ «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором»

В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, обще...

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...

Методическая разработка. План-конспект учебного занятия по обобщению и систематизации знаний по разделу «Развитие пространственных представлений» в Школе раннего эстетического развития «Теремок»

В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, направленного на обобщение и систематизацию представлений детей о расположении ...