«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
презентация к уроку (старшая группа)

Алещенкова Наталья Владимировна

«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста » 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_iz_opyta_raboty_wecompress.com_.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста » Выполнила: Алещенкова Н.В . МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад № 31

Слайд 2

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!» Г.Н. Волков

Слайд 3

Актуальность выбранной темы самообразования очень точно подмечена в высказывании «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической общности». Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, среди которых: Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, (17.10.2013 №1155). В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таким образом, в настоящее время в дошкольной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа, его истории. Постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса. Ведущая педагогическая идея самообразования заключается в том, что духовно-нравственное воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Слайд 4

Цель : мирование духовно - нравственных ценностей , создание пр форедметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию ; повышение уровня самообразования .

Слайд 5

Задачи: Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Слайд 6

ПРОГРАММЫ:

Слайд 7

Инновация в работе изменение подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования, оказывающее положительное влияние и обеспечивающее развитие у дошкольника таких целевых ориентиров как: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, о его культурных ценностях, формирующее общую культуру личности и как показатель - готовность к обучению в школе. изменение подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования, оказывающее положительное влияние и обеспечивающее развитие у дошкольника таких целевых ориентиров как: имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, о его культурных ценностях, формирующее общую культуру личности и как показатель - готовность к обучению в школе.

Слайд 8

План работы по самообразованию: Раздел Срок Содержание работы Методическая работа В течение года - изучение нормативных документов; - чтение конкретных педагогических периодических изданий; - чтение методической, педагогической и предметной литературы; - обзор в интернете информации по образовательным областям; - посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег; - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; - проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; - изучение и внедрение новых технологий; - общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями; - участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; - работа с родителями; - информация для родителей по данной теме (консультация, анкетирование, памятки); - разработка новых форм, методов и приёмов обучения; - доклады, выступления на родительских собраниях. Работа с детьми Сентябрь Беседа: «О добре и зле», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что такое дружба» Октябрь Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия» Занятие «Семья и родной дом» Беседа: «Наша родина Россия», «Природа родного края» (просмотр презентации) Экскурсия в Церковь Ноябрь Беседа: «О бабушках и дедушках», «Никого роднее мамы в целом мире нет» Занятие: «Русские матрёшки» Занятие (рисование): «Моя мама лучше всех» Занятие (лепка): «Знакомый портрет» Занятие (аппликация): «Маме буду помогать» Занятие (конструирование): «Букет для мамочки» Декабрь Беседа: «Рождество Христово» Музыкально тематическое занятие: «Святое рождество» Беседа: «Колокольный звон» Беседа: «Ангелы» Занятие (рисование): «Ангелочек» Занятие (лепка): «Звонкие колокольчики» Занятие (аппликация): «Рождественская звезда» Занятие(конструирование):«Ангелочки спускаются с неба» Январь Беседа: «Рождественская Ёлочка» Февраль Беседа: «Главная книга мира - Библия» Март Интегрированное занятие: «Колокола» Апрель Интегрированное занятие: «Пасха» Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо» Занятие (лепка): «Украшенное яйцо» Занятие (аппликация): «Корзина с пасхальными яйцами» (коллективная работа) Занятие (конструирование): «Пасхальная курочка»

Слайд 9

Май Занятие:«Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе» Июнь Интегрированное занятие: «Троица» Работа с семьей Сентябрь Памятка: «О воспитании доброты в детях» Консультация для родителей: «Будем добры» Октябрь Памятка: «Духовно нравственное воспитание старших дошкольников» Памятка: «Известные люди о воспитании любви к Родине» Ноябрь Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы» Декабрь Памятка: «Православные праздники» Январь Памятка: «Искусство наказывать и прощать» Февраль Памятка: «10 заповедей родителей» Март Консультация для родителей: «Посеешь привычку……» Апрель Памятка: «Этикет для родителей и детей» «Акция посади дерево» Май Памятка:"9 Мая. День Победы» Июнь Беседа: «Воспитание культуры общения у дошкольников» Изучение методической литературы В течение года 1.Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г. 2. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г. 3. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г. 4. А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г. 5. Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.

Слайд 10

Началом работы по теме самообразования стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников (уровня образования родителей, возраста, сфер деятельности). Главной целью анкетирования родителей воспитанников было выявление педагогических знаний родителей о таких понятиях, как: «Патриотизм», «Народная мудрость», «Культурное наследие». Результаты анкетирования показали, что данные знания неоднозначные, односторонние. Родители считают себя патриотами, но их знания о культурном наследии своей родины очень скудны. Анализ социального статуса родителей воспитанников МДОУ неоднороден по составу, возрасту, уровню образования, материального достатка и сфере деятельности. Преобладают семьи, где родители имеют высшее образование (72% родителей).

Слайд 11

Методы диагностирования духовно-нравственной воспитанности дошкольников НАБЛЮДЕНИЕ БЕСЕДЫ ИГРОТЕРАПИЯ ТРЕНИНГ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИ

Слайд 12

Результаты анкетирования родителей Некоторые из вопросов анкеты: 1. Как часто Вы бываете в православном храме ? 2. Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок знал основы православной культуры? 3. Хотели бы Вы узнать, как правильно по- христиански воспитывать ребенка? 4. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду проводились совместные мероприятия со священнослужителями?

Слайд 13

Основные направления работы Взаимодействие детского сада и православного прихода храма в честь иконы Божией матери « Всецарица »

Слайд 14

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения). Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и ролевые, прогулки, экскурсии, походы).

Слайд 15

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиокассет ). Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Слайд 16

Формы и методы работы с детьми Беседы, чтение сказок и рассказов духовно- нравственного содержан ия « Уроки доброты» – инсценировки и занятия на нравственные темы

Слайд 17

Галерея святых мест Железногорского края- новая и интересная форма работы Открытые показы воспитательно - образовательного процесса Проведение совместных с родителями мероприятий ( выставки, конкурсы, праздники ) ВЫСТАВКИ

Слайд 18

Формы работы с родителями Л екторий на духовно-нравственные темы с участием священнослужителя и " 10 заповедей родителей", "О крещении детей», "О молитве за детей", "Роль отца в семье" и т.д. Информационные православные уголки для родителей

Слайд 19

Формы и методы работы с детьми Организация и проведение православных праздников

Слайд 20

П АВЛОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК

Слайд 22

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ сказка

Слайд 23

« Масленица »

Слайд 24

« ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО »

Слайд 26

Благотворительная акция Железногорскому социальному приюту

Слайд 28

Ожидаемые результаты -разработка консультаций, рекомендаций и буклетов для родителей по теме; -разработка тематических проектов по духовно-нравственной направленности; --разработка конспектов НОД по теме; -публикация своих разработок на образовательных сайтах; -участие в конференциях, конкурсах, вебинарах по духовно-нравственной направленности; - участие в работе методических объединений педагогов дошкольного образования.

Слайд 29

Анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников

Слайд 30

Вывод: Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к русской народной культуре, его истории подтверждает, что без специальной работы соответствующие знания детей отличаются поверхностью восприятия. Это доказывает необходимость продолжения работы по приобщению детей к историческому и культурному наследию русского народа. Отмечаются положительные изменения в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, сорадование , внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим. Также проведенная работа помогла наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовывать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты

Слайд 31

Заложенный в детстве божественный огонь Будет согревать душу и сердце ребёнка . Он понесёт его людям . Что сказано в писании : « И зажёгши свечу , не ставят её под сосудом , но на подсвечнике , и светит всем в доме » ( Миф 5: 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"

Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...