Тахилалия. Логопедическая работа.
картотека

Ефремова Людмила Владимировна

ТАХИЛАЛИЯ – ЭТИОЛОГИЯ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tahilaliya_korrektsionnaya_rabota.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТАХИЛАЛИЯ – ЭТИОЛОГИЯ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Аннотация: Статья раскрывает подробное изучение природы и механизмов патологически ускоренного темпа речи. Рассматривает основные принципы логопедической работы для лиц, имеющих тахилалию, а также устанавливает ее связь с заиканием.

Ключевые слова: тахилалия, темп, своевременность, внешняя и внутренняя речь.

В настоящее время специалисты, занимающиеся вопросами речевой патологии, имеют достаточно большое количество фактов, подтверждающее то, что по патогенетическим и этиологическим причинам расстройства темпа, ритма и плавности речи не являются однородными. В связи с этим среди указанных нарушений нозологически могут быть выявлены расстройства несудорожного (тахилалия, брадилалия, спотыкание) и судорожного (разные формы заикания) характера.
     Тахилалия относится к нарушениям развития внешней и внутренней речи с расстройством ритма и темпа. Речь человека при этом может быть непонятной, однообразной, недостаточно артикулированной. Людям, страдающим тахилалией, это сильно ограничивает их возможности, несмотря на развитый, а иногда и высокий интеллект.
      Тахилалия (tumultus sermonis, paraphrasia praeceps, battarismus) — это патологически ускоренный темп речи, сопровождающийся повторением и проглатыванием слогов и искажением звуков.
       Несмотря на то, что тахилалия долгое время
 рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, в 1933 году Ю.А. Флоренцкая выделила данное нарушение как самостоятельное нарушение речи, с доминирующим расстройством темпа речи. Многие специалисты и ученые поддерживали этот факт и, вследствие этого было доказано наличие наследственной природы генеза. Однако нельзя было отрицать роль внешних причин (подражание, неправильные приемы воспитания и т. д.). Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения (М.Е. Хватцев, 1959). В случаях синхронности убыстрения темпа внутренней и внешней речи, тахилалия приближается к вариантам речи, характерным для народов юга.
     Одновременно с нарушениями внешней и внутренней речи в патогенезе тахилалии имеются сходные расстройства чтения и письма, а также наблюдается быстрый темп общей моторики и всех психических процессов, гиперактивнотсь. В состоянии резкого возбуждения или при необходимости быстрого высказывания, у людей с тахилалией характерно убыстряется темп речи. На этом фоне появляются расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений. При активном привлечении внимания к речи происходит скорое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью. Несмотря на то, что темп речи продолжает оставаться быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки и спотыкания исчезают.
       М. Зееманом было сделано наблюдение, что необычно быстрая, стремительная речь часто переходит в заикание или, наоборот, заикание переходит в тахилалию, что случается, однако, реже. Тахилалию не сложно определить, при наличии характерных признаков: ускорение темпа речи, интервербальная акцелерация и парартрия. Не смотря на это, патологически ускоренный темп речи можно ошибочно принять за заикание. Зееман считал, что для заикания характерны тоны, которых нет при чистой тахилалии, к тому же, при тахилалии нарушен темп, а при заикании - динамика речи.
      Исходя из психологического компонента механизма тахилалии, то он заставляет учитывать нарушения восприятия, дискоординацию процессов мышления и речи, особенности эмоционально-волевой сферы и поведения.
       Ю.А. Флоренская и З.С. Ходоровая описали главные принципы логопедической и психологической работы для лиц, имеющими тахилалию. Важными аспектами являются привлечение внимания к речи таких лиц, восстановление спокойного темпа, а также выработка логического мышления. Коррекционная работа необходима для снятия общей психомоторной возбудимости при перестройке патологических особенностей личности, благодаря использованию специальных видов лечебной физкультуры, медикаментозного лечения и физиотерапевтического воздействия. Тахилалия является стойким нарушением речи, к тому же, обладающим тенденцию к рецидивированию. Коррекционный курс по лечению патологически ускоренного темпа речи у детей дошкольного и школьного возраста может длиться от 6 месяцев до 1 года.  Успешность данной работы обеспечивает систематичность, стойкость, последовательность и длительность.
      М.Е. Хватцев полагал, что методика устранения тахилалии должна строиться на основе  самого описания дефекта. Ликвидации патологически ускоренного темпа способствует укрепление и оздоровление нервной системы, а также выработка прочных тормозных механизмов. Вследствие этого, при нервной патологически ускоренной речи используются те же приемы, что и для устранения заикания:  

  • выработка медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования;
  • работа над медленным ритмическим чтением;
  • выработкой медленной, спокойной, ритмически упорядоченной речи в условиях коллектива;
  • выработкой здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения;
  • развитием общего и слухового внимания к речи.

         Важным этапом работы является использование являются упражнений. Они могут быть связаны с четким, ритмическим чтением, рецитированием и самостоятельной речью, когда каждый слог произносится под такт, отмечаемый ударом руки, или для замедления ученик читает вслед за движением по буквам пальца или указки логопеда, или через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу. Полезным будет являться и письмо под медленную диктовку, пение и физкультура.
       Дефицит должного внимания к вопросам патогенетических и этиологических причин, дифференциальной диагностики похожих речевых расстройств, включающих в себя нарушения темпа и ритма речи, часто приводит к ошибкам в дальнейшем лечебном воздействии, и не редко является следствием ухудшения состояния речи больного. Своевременное устранение патологически ускоренного темпа речи в раннем детском возрасте исключает появление нарушений речи в дальнейшем и обеспечивает профилактику заикания. В зависимости от этого, подробное изучение этиологии, механизмов и патогенеза тахилалии обладает огромным практическим значением.

Литература:

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод.пособие. –СПб.: «Детство-Пресс», 2008.
  2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. 1962. — С. 266—267; 269—270
  3. Кочергина В.С, Брадилалия, тахилалия, спотыкание. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969. — С. 213—218; 221—226.
  4. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедиче-ского воздействия: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. 4-е изд., доп. –М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Тараканова А.А., Елецкая О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб. пособие. –СПб., 2012.
  6. Хватцев М.Е. Логопедия. 253, М., 1959. — С. 242—308—310.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

14 сентября 2020/Нарушение темпа речи (тахилалия):характеристика,методика логопедической работы.

Опыт учителя-логопеда в работе с дошкольниками,имеющие нарушение тахилаля....

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда". Результаты логопедической работы на данном этапе....

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...