«Развитие творческой инициативы детей в художественно-продуктивной деятельности»
презентация к уроку (средняя группа)

2 слайд: Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Именно, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир, они активны и инициативны.

Творческие способности в дошкольном возрасте проявляются в рисовании, конструировании, придумывании сказок, танцах, пении.

Понятие творческие способности включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагоги должны обращать пристальное внимание. Среди них и творческая инициатива.

3 слайд: Залог творческой инициативы детей в художественно-продуктивной деятельности – это яркий, эмоциональный, насыщенный процесс подачи материала, основанный на развитии творческого мышления и воображения. Чем лучше развито воображение у ребёнка, тем разнообразнее его творческая деятельность.

         В процессе творческой деятельности формируются такие важные характеристики личности, как активность, инициативность, самостоятельность, которые в совокупности составляют эмоционально-волевой компонент творческой инициативы как качества личности.  

Привнесение чего-то нового, самобытного, индивидуального в творческую работу и есть проявление творческой инициативы.

4 слайд: Основные направления развития творческой инициативы в художественно-продуктивной деятельности представлены на слайде:

  1. Развитие познавательной сферы,  стимуляция познавательной активности детей.

Для поддержания активности ребенка целесообразно чередовать виды художественно-продуктивной деятельности: лепка, рисование красками, мелками, конструирование из бумаги и природного материала и пр. Полезно сочетать деятельность с игровым сюжетом. Например: слепили пер­сонажей сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали де­ре­во, встали и потянулись руками-веточками к солнышку. Обязательным является чтение и обсуждение с детьми литературного произведения или произведения фольклорного жанра, тематическая беседа на диалоговой основе. Необходимо мотивировать детей на результат творческой деятельности, который  должен обязательно иметь личную значимость для ребёнка. Также стимулирует интерес к творческой деятельности постановка перед воспитанниками перспективы. Например:

«Мы организуем выставку наших творческих работ и пригласим гостей».

  1. Развитие творческого воображения.

Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, тем продуктивнее будет деятельность его воображения.

  1. Развитие творческого мышления.

Это тот опыт, который будет использовать мозг в процессе творчества, и чем богаче и эмоциональнее опыт, тем больше вариантов всевозможных комбинаций ребёнок может построить в своей голове.

  1. Выявление интересов и творческих способностей детей как условие самовыражения детей в творческой деятельности.

Необходимым условием для творческого самовыражения ребенка является выявление интересов и возможностей ребёнка. Этот процесс предшествует самостоятельной художественно-продуктивной деятельности и сопровождает её. Выявлению интересов помогает общение педагога с семьей ребенка, рассказ родителей об особенностях его характера, вкусах и предпочтениях. Но самое важное, конечно, — выявление внутренних возможностей и интересов ребенка в процессе тесного контакта с ним.

  1. Самостоятельная творческая деятельность.

Подразумеваем, что ребенок сам осуществляет выбор темы и техники выполнения творческого продукта. Это становится возможным, если он уже овладел некоторым набором навыков и имеет опыт выражения себя посредством художественно-продуктивной деятельности. Организацию самостоятельной деятельности необходимо начать с оборудования уголка художественного творчества, в котором будет проводиться совместная творческая работа по изготовлению поделок с детьми. У детей не сразу формируется умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Им необходима помощь взрослого в выполнении работ из разного материала. Для этого можно использовать схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая  с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться и чем может дополнить готовую работу . Педагог должен стараться одобрять и поощрять самостоятельность и инициативу детей, их настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

  1. Формирование уверенности в своих силах, удовлетворение потребности ребёнка в самоутверждении.

5 слайд: Для стимулирования  проявлений детьми творческой инициативы педагог старается создать условия для удовлетворения потребности ребёнка в самоутверждении. Развитию положительного отношения к себе и поднятию самооценки ребенка способствует поручение ребёнку «важных дел». Это должно быть доступное для ребёнка дело, в котором он может быть успешен (что-либо принести, закрыть баночки с красками и сложить в коробку, вытереть стол, убрать что-либо на место и т. п.). Очень значимы здесь востребованность порученного дела, признание его важности и последующая похвала. Доброжелательное и уважительное отношение к ребенку, доверие и искренность оказывают на него сильное воздействие. Необходимо отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми. Оценка самого творческого продукта (рисунка, поделки), сделанного своими руками, также полезна для поднятия самооценки. Здесь очень важно, что это — результат, который ви­ден всем. Создание выставок творческих работ способствует развитию у ребенка чувства своей социальной значимости и просто дает ему радость.

6 слайд: Реализовать данные направления можно через комплекс мероприятий:

  • Игр и упражнений, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  • Непосредственно художественно-продуктивной деятельности.
  •  Заданий творческого характера.
  • Игр на развитие уверенности в себе.
  • Путём взаимодействия с родителями по выявлению интересов и предпочтений детей.

Подробнее хотелось бы остановиться на  играх и заданиях, стимулирующих развитие творческого воображения и мышления.

7 слайд: Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Как говорят дети: «Из головы»

Игры на развитие творческого воображения: Проиграть с аудиторией

  1. «Что это может быть?»: Предложить ребёнку нарисовать что-то сладкое или круглое, солёное, зелёное и т.д.
  2. «Поможем художнику»: Нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну и рассказать о ней.
  3. «Чего на свете не бывает?»: Нарисовать то, чего на свете не бывает, рассказать, что нарисовал и обсудить действительно ли это так.
  4. «Придумай сам»: Представить, что ты прилетел на другую планету и нарисовать то, что бы ты мог там увидеть, а затем придумать историю об этом.
  5. 8 слайд: «Удивительная ладонь»: Раздать заготовки ладошек попросить раскрасить Предложить обвести ладонь с раскрытыми пальцами. «Посмотрите, как они похожи, а теперь попробуем их сделать разными: дорисуйте какие-нибудь детали и превратите ладонь в необычный рисунок». В случае затруднения показать образцы, но нельзя срисовывать.
  6. 9 слайд: «Превращение»: Раздать круги Нарисовать 4 круга и дать возможность пофантазировать и превратить круг, например, в цветок, солнышко или воздушный шарик. Можно это делать и с другими геометрическими фигурами.
  7. 10 слайд: «Фантастическое животное»: Придумай и нарисуй, новое живое существо, соединив в нём различные элементы от других существующих животных, как ты его назовёшь?
  8. «Оживший рисунок»: Вы получили замечательный дар: всё, что вы нарисовали – оживает. Что бы вы нарисовали?
  9. «Волшебные очки»: Показав, детям необычные очки, говорим, что стоит надеть их, как всё вокруг приобретает форму очков. Изобрази, каким ты увидел в этих очках цветок или птичку и т.д.
  10.  «Закончи рисунок»: Заготовка С детьми старшего возраста эту игру можно провести со всеми вместе. Дети садятся в круг. У каждого карандаши или фломастеры и альбомный лист. Дети начинают рисовать свою картину, по хлопку воспитателя передают незаконченную картину соседу слева. Он также продолжает рисовать, но уже картину соседа. И т.д., пока рисунок не вернётся к тому, кто его начал первым рисовать. После можно обсудить, что в результате получилось, кто,  что нарисовал, соответствует нарисованное первоначальному замыслу, понравилось ли такое рисование.

11 слайд: Творческое мышление – созидающее мышление, дающее новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям, открытиям.

Игры на развитие творческого мышления:

  1. «Что там такое?»: Положить какой-нибудь предмет в коробочку и пусть ребёнок угадает, что там, при этом можно задавать сопутствующие вопросы, строить догадки.
  2. «Хорошо-плохо»: Взрослый называет предмет или явление, ребёнок должен сказать, как он считает, что в нём плохого, а что хорошего. Например, ветер: хорошо – не жарко в солнечный день; плохо – можно простудить и заболеть.
  3. «Нестандартные задачки»: Найти предметам необычный способ использования. Например, ложкой можно не только есть, но и переливать жидкость из ёмкости в ёмкость и т.п.
  4. Можно самим придумывать проблемные ситуации: например, в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе не оказалось клея и нечем расклеить афиши. Как же тогда сделать, чтобы все жители узнали про цирк?
  5. 12 слайд: «Что будет, если…»: Что будет, если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком и т.д.
  6. «Скажи наоборот»: Называть противоположные по значению слова: антонимы – тепло-холодно или близкие по значению: синонимы.
  7. «Дополни фразу»: Например, если песок мокрый, то…; если переходить дорогу на красный свет, то… и т.п.
  8. 13 слайд: «Придумывание загадок»: Сравниваем свойства предмета, про который составляем загадку: на что похоже?  (как …) и чем отличается? (но…)
  9. «Что общего?»:  Называется какой-либо предмет. Назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам. Можно играть, наоборот, назвать свойство и как можно больше придумать, предметов, обладающих этим свойством. («Что лишнее»)
  10.  «Я-образ»: задумать предмет и описывать его, чтобы другие догадались какой загадан предмет.

14 слайд: Развитию творческих способностей способствует художественно-продуктивная деятельность в нетрадиционных техниках исполнения. Например, кляксография – получив изображение кляксы, выдуванием из трубочки, дети рассматривают его, на что это похоже и дорисовывают недостающие элементы.

15 слайд: В заключении хочется сказать, что творческая личность педагога - наставника, заражающего своей увлечённостью, умением, подающего пример для подражания, создающего условия для раскрытия личности ребёнка,  и есть залог творческого успеха его воспитанников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 2

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат …» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА Творческая инициатива Креативный компонент Эмоционально-волевой компонент Творческое воображение Творческое мышление Активность Инициативность Самостоятельность

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности детей Развитие творческого воображения Развитие творческого мышления Выявление интересов и предпочтений детей как условие самовыражения детей в творческой деятельности Самостоятельная творческая деятельность Формирование уверенности в своих силах, удовлетворение потребности ребёнка в самоутверждении

Слайд 5

ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ Поручение «важных дел» Установка «Я могу», «Я сумею» Создание «ситуации успеха» Оценка значимости результата художественно-творческой деятельности (выставки творческих работ) Игры на развитие уверенности в себе

Слайд 6

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ Игры и упражнения , направленные на развитие творческого воображения и мышления детей З адания творческого характера Художественно-продуктивная деятельность Игры на развитие уверенности в себе Взаимодействие с родителями по выявлению интересов и предпочтений детей

Слайд 7

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу, «из головы»

Слайд 8

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ «УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»

Слайд 9

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ «ПРЕВРАЩЕНИЕ»

Слайд 10

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ «ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ»

Слайд 11

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Творческое мышление – с озидающее мышление, дающее новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям, открытиям

Слайд 12

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 14

«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь» Восточная мудрость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."

Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей до...

ПУЬЛИКАЦИЯ "Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования."

Лэпбук как средство развития творческой инициативы детей в условиях реализации ФГОС Дошкольного образования. Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинт...

«Развитие творческой инициативы детей при обучении на детских музыкальных инструментах»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» муниципального образования города  Оби Новосибирской области      ...

Детский дизайн как средство развития творческой инициативы детей

Работая с детьми, я уделяю особое внимание художественно-эстетическому развитию, потому что именно это направление способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на п...

методическая разработка по теме: "развитие творческой инициативы ребёнка средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей"

Основная цель методической разработки — способствовать гармоничному развитию детей средствами интеграции музыкальной деятельности и образовательных областей. Способствовать умственному, эстетиче...