КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка

Карта инновационного педагогического опыта по теме: "Применение информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно - образовательном процессе ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_karta_tarasova_2.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитатель

высшей   квалификационной категории

Тарасова Марина Сергеевна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

 «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель высшей   квалификационной категории Тарасова Марина Сергеевна

Стаж работы в должности

18 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект,  практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста.

Период реализации опыта 5 лет.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

 Не возможно себе представить современное общество без информационно – коммуникативных технологий. С каждым годом всё больше и больше информационные технологии входят в нашу жизнь. Сейчас практически каждый человек должен «владеть компьютером». Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения также не могут оставаться в стороне. И постепенно компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования.

В настоящее время воспитатель должен идти в ногу со временем, стать для детей проводником в мир новых технологий. Кроме того в соответствии с требованиями   ФГОС одним из условий педагогической деятельности является владение информационно – коммуникативными технологиями и умениями применять их на практике, в воспитательно-образовательном процессе. Внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Цель, преследуемая автором

Ожидаемые результаты проекта

  • Повышение эффективности процесса обучения.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Повышение уровня профессионального мастерства.
  • Реализация личностно - профессионального роста педагога.

Ожидаемая практическая значимость проекта

  • Использование современных информационно -коммуникационных технологий в образовательной деятельности.
  • Формирование банка компьютерных дидактических и методических материалов.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

В основе   опыта лежит разработанная система работы    по внедрению ИКТ технологий в работу с детьми:

1 этап

- Изучение учебно-методической литературы

- Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога (оборудование АРМ педагога)

- Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты интерактивных развивающих игр, занятий с использованием презентаций, планирование занятий с использованием презентаций с учётом тематического планирования)

- Создание развивающих игр с  помощью программы PowerPoint («Найди лишнее», «Отгадай загадку», «Найди все растения» и др.)

2 этап  

- Осуществление внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательную деятельность

- Разработка и использование в образовательном процессе игр с использованием игровой интерактивной приставки «Кинект»: «С чьей ветки детки?», С какого дерева листик?», «Четвёртый лишний», «Какой плод растёт на дереве?»

- Организация работы с использованием икт в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных

- Создание презентаций для занятий по различным областям (ОБЖ «Кошкин дом», ознакомление с окружающим «Краски осени», Экологическое воспитание «Приключение Незнайки» и др.)

- Подбор презентаций, в соответствии с тематическим планированием ДОУ из сети Интернет

- Использование ИКТ технологий во время реализации проектов: «Писатели Южного Урала», «Растения –  друзья», «Наша Родина»

- Размещение консультаций для родителей: «Использование интерактивных развивающих познавательных игр», «Взаимодействие ребенка с компьютером»

3 этап  

- Собрана картотека презентаций по тематическому планированию

- Создание и размещение на личном сайте методических рекомендаций для родителей и педагогов

- Распространение накопленного опыта на РМО, для педагогов ДОУ

- Проведён мониторинг оценки уровня развития детей

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании современных информационных компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения. 

Целенаправленная, систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и использование  новых, увлекательных для нового поколения технологий, повышают познавательный интерес детей.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

Ученые отмечают, что использование информационных технологий в совместной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов повышения мотивации  деятельности. Необходимость использования для развития и обучения детей информационных технологий отмечено в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития.

Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических  материалов, технических и   инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их  применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Цель  ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Использование ИКТ позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности детей дошкольного возраста игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал;
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков;
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей;
  • Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее.
  • Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по- настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут использоваться  на различных этапах совместной организованной деятельности:

  • В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая

проблемную ситуацию;

  • Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • Для контроля усвоения материала детьми.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Использование презентаций облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов (так как сочетает в себе динамику, звук и изображение-это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка). Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. 

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Бесспорно, что в современном образовании  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. В систему дошкольного воспитания и обучения необходимо продолжать внедрять информационные технологии. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Работа по распространению собственного опыта,

Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Разработаны игры с использованием игровой интерактивной приставки «Кинект»: «Поможем Петушку собрать фрукты», «С чьей ветки детки?», С какого дерева листик?», «Четвёртый лишний», «Какой плод растёт на дереве?». Конспекты занятий с использованием ИКТ: ОБЖ «Кошкин дом», ознакомление с окружающим «Краски осени», «Россия – наша Родина», гендерное воспитание «Мальчики и девочки», экологическое воспитание «Приключение Незнайки» экспериментальная деятельность «Фартук для Маши», LEGO-конструирования «Друзья лисы» и др. Разработаны проекты: «В мире растений», «Что мы знаем о своём городе?».

Созданы интерактивные развивающие игры с  помощью программы PowerPoint: «Найди лишнее», «Отгадай загадку», «Найди все растения», «Собери портфель», «Помоги девочке сосчитать цветы», «Правила Дорожного движения», «Писатели Южного Урала» и др.

Это даёт возможность педагогам ДОУ использовать данные разработки в работе с детьми дошкольного возраста, при наличии необходимого оборудования.

  1. 3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результатов исследования показал, что предложенный опыт работы по развитию познавательных интересов через использование  ИКТ дает серьезные результаты: прослеживается положительная динамика (с 38% до 88%); развитие познавательного интереса у дошкольников происходило в процессе систематического решения задач проблемного характера. Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе информационно - коммуникативных  технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Итак, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания воспитателя и детей и их сотрудничества в образовательном процессе.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

Выступление на РМО по обобщению опыта работы

Участие в проведении мастер – класса в рамках работы педагогического сообщества «Инновационные технологии и методики дошкольного образования».

 Выступление на педагогическом сообществе «Инновационные технологии и методики дошкольного образования»: «Решение задач экологического воспитания детей в ходе реализации проекта с использованием ИКТ»

 Приняла участие в Муниципальном конкурсе «Лучшее электронное дидактическое пособие» в рамках муниципального педагогического сообщества «Инновационные технологии и методики дошкольного образования - 1 место.

Участие во Всероссийском конкурсе «Творческий воспитатель 2017».

Разработаны проекты с использованием информационно – коммуникативных технологий.

С проектом «В мире растений» участвовала в муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку «Познавательное развитие дошкольника» - 2 место.

Выступление на родительском собрании «Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями работы в Д/С»: Преимущество интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся»

Выступление на педагогическом сообществе с темой: «Использование электронно-образовательных ресурсов в изучении художественных произведений писателей Южного Урала»

Открытый показ образовательной деятельности на РМО для воспитателей подготовительных групп: Открытое занятие с детьми: «Друзья лисы» (Использование приемов LEGO-конструирования и электронных дидактических игр на занятиях с детьми-дошкольниками)

Открытый показ образовательной деятельности для воспитателей ДОУ («Приключения Незнайки» 2018 г., «Фартук для Маши» 2020 г. с использованием ИКТ)

Публикация учебно-методических материалов на страницах личного сайта: http://nsportal.ru/marina-sergeevna-tarasova

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Публикация в сборнике материалов педагогического сообщества ДОО «Инновационные подходы к дошкольному образованию в контексте ФГОС» Саткинского муниципального района, 2019 год: 

- Мастер – класс «Создание дидактических игр в программе Power Point посредством переключателей»

- Проект по ознакомлению детей с окружающим миром «В мире растений».

Публикация: Всероссийский педагогический электронный журнал «Современный урок»: конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Краски осени».

Публикация на страницах личного сайта: Рекомендации для педагогов и родителей:

- «Использование интерактивных развивающих познавательных игр в работе с детьми – дошкольниками»

- Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»

- Конспект образовательной деятельности с использованием игрового компьютерного комплекса «Играй и развивайся» на тему «Поможем Петушку собрать фрукты» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...

Карта инновационного педагогического опыта

Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение  «Сорочата»...