Организация методического кабинета ДОУ
методическая разработка

Бенке Ирина Вильгельмовна

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой.  

и презентация к теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_metod._kabineta.docx21.61 КБ
Office presentation icon organizatsiya_metodicheskogo_kabineta.ppt998 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  методического кабинета ДОУ

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического кабинета опирается на следующие принципы:

(СЛАЙД №1)

  • оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
  • оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр.), от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала.
  • основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.
  • оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.

(СЛАЙД №2)

Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности(анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);

Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

(СЛАЙД №3)

На базе методического кабинета проводятся как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки – это:

1.Праздники и знаменательные даты:

  • перечень тематической литературы (стихотворения, песни, сценарии и пр. для различных возрастных групп), методики (занятия, беседы и т.д.), программы вечеров, рекомендации для оформления помещений и для сотрудничества с родителями.

2. Этапы реализации учебной программы:

  • перечень рекомендуемой литературы по темам, средства и материалы для успешного ее осуществления.

3. Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика:

  • направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.

4. Передовой педагогический опыт:

Воспитателей ДОУ:

— фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
— основные данные его биографии;
— основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
— доклад, представленный на педсовете, 
— из опыта работы; выступления на МО;
— детские работы; 
— конспекты занятий, выписки из календарного плана работы; 
— перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми; 
— высказывания детей; 
— вопросы к беседам; 
— фотографии деятельности детей; 
— сценарии праздничных утренников и развлечений;
— видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
— рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики

  • обязательная аннотация и рекомендации по его использованию.
  •  анализ опыта и отметка, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику.

(СЛАЙД №4)

В методическом кабинете оформлен стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).

Содержание и задачи учебно-воспитательной работы определяются программой ДОУ. Чем более умело подбираются наглядные средства обучения и чем более совершенна связь между наглядностью и другими методами обучения, тем более эффективно решаются программные задачи.

При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т.п. в методическом кабинете учитывается их функции в организации учебно-воспитательного процесса для всех возрастных групп

  • образец режима дня в детском саду и дома;
  • комплексы упражнений для утренней гимнастики;
  • рекомендации для закаливания детей в детском саду и дома;
  • рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;
  • материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины, диафильмы, и пр.);
  • комплекты различных материалов, из которых изготовлены предметы повседневного обихода (дерево, металл, пластмасса, ткани, мрамор, стекло и т.д.);
  • методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;
  • различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр.;
  • различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.
  • изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);
  • учебная работа.
  • перечень средств труда для различных возрастных групп;
  • рисунки инструментов труда;
  • образцы предметов, изготовленные детьми и воспитателями;
  • методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми типами игр (творческая игра, игра с правилами и т.д.);
  • репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);
  • настольные и словесные игры,
  • схемы-конспекты занятий;
  • программная детская литература.
  • аудиозаписи с программными пьесами;
  •  наглядные пособия и игрушки для обучения песням и танцам;
  • музыкальные обучающие игры;
  • детские музыкальные инструменты;
  • музыкальные инструменты.
  • программы для проведения тематических утренников, праздников, развлекательных вечеров;
  • персонажи и атрибутика для кукольного театра;
  • материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;
  • перспективный и годовой планы сотрудничества со школой;

(СЛАЙД №5)

Книжный фонд методического кабинета систематизирован:

1. Книги для воспитателей:

  • документы по дошкольному воспитанию:
  • (нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:Семейный кодекс РФ;Трудовой кодекс;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
  • Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
  • Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
  • Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.
  • программа по дошкольному воспитанию, приказы и инструкция, нормативы, циркуляры и т.д.;
  • периодика: газеты, журналы, систематизация содержащихся в них статей на тему дошкольного воспитания;
  •  справочники: словари, энциклопедии и т.д.;
  • учебно-методическая литература.

2. Детская литература:

  • программная литература по возрастным группам;
  • детские журналы.

Для систематизации книжного фонда заведена тематическая картотека

Картотека обеспечивает:

  • возможность быстро и легко найти необходимую информацию;
  • возможность систематического пополнения библиотеки.

Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом. В дошкольном учреждении составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий

(СЛАЙД №6)

Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация методического кабинета ДОУ Исполнитель: старший воспитатель И.В. Бенке

Слайд 2

Принципы: оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса; оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр.), от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала. основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы. оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.

Слайд 3

Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика); Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование); Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов); Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

Слайд 4

Праздники и знаменательные даты Этапы реализации учебной программы Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: Передовой педагогический опыт

Слайд 5

В методическом кабинете оформлен стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).

Слайд 6

Книжный фонд методического кабинета Книги для воспитателей Детская литература

Слайд 7

Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление логопедического кабинета

В работе представлены идеи оформления развивающего пространства логопедического кабинета....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Материал для оформления логопедического кабинета

Представлен материал для оформления кабинета логопеда , который поможет детям эффективно усваивать и различать гласные и согласные звуки и буквы, "живущие " в разных городах. Так гласные звуки мы засе...

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета - основной документ, который отражает материально - техническое состояние и оснащенность логопедического кабинета. В нем описано оборудование, указаны программы обучен...

Паспорт логопедического кабинета, внешний вид кабинета и техника по стерилизации логопедических инструментов.

Рекомендую для просмотра логопедов:паспорт логопедического кабинета, фотографии кабинета и  оборудованию по стерилизации логопедических инструментов. Мы купили согласно  приказа  о стер...

Сказочный кабинет, или организация пространства и оснащение кабинета педагога-психолога в детском саду

Презентация содержит фотографии и комментарии к ним - описание оснащения кабинета - мебели, мультимедийного оборудования, игр, игрушек и т.д., что наглядно демонстрирует, как из маленького помещения с...

Музыкальный кабинет ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «Оснащение музыкального кабинета и музыкального зала»

Музыкальный кабинет ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ«Оснащение музыкального кабинета и музыкального зала»...