Отчет по теме самообразование
материал (средняя группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

 «Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobraz_2020.docx45.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Отчет по самообразованию по теме

«Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет»

Воспитатель Ашимова Г.К.

Актуальность: 

           Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. В зависимости от  длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того память бывает зрительная и слуховая. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.

        Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.

         За один раз (краткосрочная память) ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет – 5 слов, взрослый – 9 слов. В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть.        

        Характерной особенностью памяти ребёнка дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. Уже в дошкольном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носят произвольный характер. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно самообучение предъявляет новые требования к памяти – необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию воспитателя.

     На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому дети долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

               Чтобы развивать у ребенка произвольную память, надо учитывать, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.

     Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.          Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным.

      Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого ребенок становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции.

     Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действия самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. В 4 года дети вносят само поправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

     Важным моментом в развитии памяти ребенка выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

       На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

      В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может применять цель, ставящуюся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой свою цель в том случае, когда этому благоприятствуют условия деятельности.

     Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала. Увеличивается также объём запоминания связного текста. При этом имеет место не только количественное увеличение материала, удерживаемого в памяти, но и изменение содержания того, что ребёнок может запомнить. Пересказывая сказку, ребёнок 4-5 лет воспроизводит не только основные её события, но стремится передать детали и воспроизвести сказку более точно в текстуальном отношении, т.е. передать её в тех же словесных выражениях, которые употреблял автор.

Анализ показывает, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью и развивается в непосредственной зависимости от памяти. Мыслить для ребенка раннего возраста значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. Мышление в самом раннем возрасте обнаруживает высокую корреляцию с памятью. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс,  способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

   Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения, но среди них методы Эйдетики являются наиболее эффективными и результативными.

         

Осуществление работы по самообразованию:

1.Изучение методической литературы.

- И. Матюгин «Как развить внимание и память вашего ребёнка».

- Т. Никитина «Как развивать память у детей».

- Акимов Г.Е. Память – на пять!

- Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.

- Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 64с.

- Ознакомление на интернет-сайтах с опытом работы педагогов.

2. Работа с детьми.

1. Прежде чем приступить к работе  я провела мониторинг уровню развития памяти у детей. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.

2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.  (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации:

 - Игры на зрительные восприятия

«Пряталки»

«Карлсон расшалился»

«Узор»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

- Игры на слуховые восприятия

«Супермаркет»

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой краткосрочной  памяти, внимания, речи и наблюдательности.

-Игры, развивающие восприятие запахов

«Угадай аромат»

Игры, развивающие памяти у детей

«Какой игрушки не хватает»

Цель: развитие памяти и внимания.

«Танцуй как я»

Цель: развитие двигательной памяти.

Игры развивающие тактильную память

«Нарисуй фигуру»

Цель: развитие осязательной памяти

«Художественный Салон»

Цель: формирование умения описывать выбранный предмет, развивать память, сосредоточенность, речь.

 1.Каждая игра – это комплекс задач, которое ребёнок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобнее.

2. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка. В этом и помогала  знание уровня развития каждого ребёнка и  его индивидуальные особенности,

3. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибаться, получить неправильный ответ.

4. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

5. Использовала индивидуальную, парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

6. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

 Эйдетика как очень широкий и разнообразный метод развития памяти у детей,  предоставляет  возможность для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Занятия с использованием эйдетики всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.  Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

  • Работа с родителями

1. Консультация для воспитателей «Эйдетика как средство развития познавательных способностей в развитии речи детей дошкольного возраста»   2. Памятка для родителей  «Развитие памяти у детей»                                                                      3. Рекомендации родителям по развитию памяти детям 4-5 лет с применением методов Эйдетики                                                                                                   4.Мастер - класс для родителей                                                                                 5.  Фотоотчет проведенных занятий.

  • Подведение итогов самообразования

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень. Одним из этапов моей работы по самообразованию проведение  мастер – класс для родителей «Эйдетика – нашей памяти». Повышен  уровень теоретических и практических знаний.

У детей:

1. Повышение уровня произвольной памяти.

2. Сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с возрастом;

3. Некоторые дети проявляют самостоятельность при использовании игр;

4.Значительно обогатился словарный запас; повысился уровень запоминания; сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;

Работа в этом направлении будет продолжена и на следующий год. В дальнейшем я буду продолжать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию памяти, воображения и мышления у детей.

Критерии определения уровня освоения детьми тематических игр по развитию памяти

Игры, развивающие воображение

Игры, развивающие слуховую память

Игры, развивающие зрительную память

Игры, развивающие память обоняние

Игры, развивающие тактильных ощущений

Высокий уровень

- Самостоятельно умеет сочинить небольшой рассказ по картинкам. 7/22

Средний

-Сочиняет рассказ с незначительной помощью воспитателя. 10/22

Низкий уровень не умеет сочинить без помощи взрослого. 5/22

Высокий уровень

- Самостоятельно определяет звуки. 8/22

Средний уровень

- Определяет звуки с незначительной помощью взрослого. 11/22

Низкий уровень Не может определять звуки без помощи взрослого. 3/22

Высокий уровень

- Самостоятельно запоминает расположение картин, цветов и форм. 6/22

Средний уровень

-Запоминает с незначительной помощью взрослого. 9/22

Низкий уровень.

Не может запоминать без помощи взрослого.7/22

Высокий уровень

- самостоятельно определяет запах. 5/22

Средний уровень.

Определяет запах с незначительной помощью взрослого. 6/22

Низкий уровень не может определять без помощи взрослого.11/22 

Высокий уровень

- Самостоятельно тактильно определяет формы и свойства предмета. 4/22

Средний уровень

-определяет тактильно с незначительной помощью взрослого. 9/22

Низкий уровень.

Не может определять без помощи взрослого.9/22

Результаты наблюдений отражены в диаграмме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»

Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми ран...

Отчет по теме самообразования Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»....