Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по курсу « Я – Златоустовец» для детей средней группы на тему «Самоцветы Хозяйки медной горы»
учебно-методический материал (средняя группа)

Другова Ольга Александровна

Челябинская область

Златоустовский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 16"

 

 

КОНКУРС «Лучшее методическое сопровождение курса «Я – златоустовец»

 

 

 

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по курсу  « Я – Златоустовец»  для детей средней группы на тему  «Самоцветы  Хозяйки медной горы»

 

 

 

 

                                                                                Воспитатель: Другова

                                                                           Ольга Александровна

 

 

 

 

 

                                             Златоуст  2019

 

Цель: Развитие интереса у детей к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам. Закрепить знания детей о творчестве великого уральского писателя П.П.Бажова,  развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности.

 

Задачи: 
Образовательные: 
- продолжить знакомство детей с историей  Урала через произведения П.П.Бажова;

- прививать любовь к родной природе;

Развивающие: 
- развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность; 
- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речевую активность, коммуникативные навыки, память, внимание;

- развивать эстетический вкус, творческую самостоятельность.

Воспитательные: 
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
- воспитывать бережное отношение к материалам;

- воспитывать  трудолюбие, усидчивость, умение доводить дело до конца.

 

Предварительная работа:

Прослушивание сказов П.П. Бажова: «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка»; отгадывание и загадывание  загадок по теме «Природа», рассматривание иллюстраций, рассматривание уральских минералов.

 

Оборудование: Белый лист в форме цветка формата А5, шкатулка с минералами, конверт с письмом от Хозяйки Медной горы, кисти, баночки для воды (непроливайки),акварельные краски, морская соль.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам  пришло  письмо, давайте  узнаем, от кого оно.

 

Текст письма:

«Здравствуйте, ребята. Я - Медной горы Хозяйка. Хочу пригласить вас в интересное путешествие по нашему краю. Уральский край  богат своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами.  Невозможно познать  красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале веками жили и трудились талантливые мастера. В своих работах они воспевали красоту родной природы.

Есть у меня хороший мастер, Данила  зовут. Помощники ему нужны. Да такие, чтобы красоту нашей природы видели, сказы наши уральские знали… Вот  и дошла до меня  весть, что в вашем детском саду можно найти юных мастеров, которые помогут мне и  справятся со всеми  заданиями.

Хозяйка Медной горы»

 

Воспитатель: Ну что, поможем мы Медной горы хозяйке? Будем стараться? (Да)

Воспитатель: Нам нужно узнать, в чем заключается первое задание. Подсказка: она находится в красивом конверте  с ящеркой.

Проводится игра «Горячо – холодно»

(в конверте находятся загадки)

 

Воспитатель:   Наверное нам нужно их отгадать?

  1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка  …

(Дарёнка)

 

 

  1. В траве у речки

Лежит колечко –

Колечко с ядом,

С холодным взглядом.

(Голубая Змейка)

 

 

 

  1. Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет

Хвост оборвёт –

Другой наживет. (ящерица)

 

 

  1. Вся мохнатенька, четыре лапки,

Сама усатенька, два яхонта под шапкой

 (кошка)

 

 

 

  1. Небольшого росту,

и сама вся статная,

и коса ее чернява,

да такая ладная.

Платье цвета малахита,

в косе ленты красные,

глаза, словно изумруды,-

волшебные, ясные.

(Хозяйка Медной горы)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята,  справились с первым заданием. А загадки-то были непростые. Голубая змейка, Хозяйка Медной горы, Дарёнка – кто это? Герои каких сказок? (Герои сказов  уральского писателя  Павла Петровича Бажова) Правильно, молодцы. Какие произведенияе Павла Петровича вы знаете? (Серебряное копытце, Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Голубая змейка, Огневушка-поскакушка, Таюткино зеркальце)

Воспитатель: С первым заданием вы справились. Следующее задание мы найдем в шкатулке с секретом.

Проводится игра «Горячо – холодно»

(в конверте находятся драгоценные камни и записка)

 

«Что в произведении  «Серебряное копытце» появлялось на том месте где, козел топал копытцем?»

 

Воспитатель: Да, верно из-под копыт появлялись драгоценные камни. Посмотрите, сколько их здесь! Я буду описывать камни, а вы по описанию догадайтесь о каком камне идет речь?

  1. В природе этот минерал существует в виде продолговатых кристаллов, напоминающих скипетр. Окраска минерала может отличаться. Она попадается практически всех оттенков фиолетового. Встречаются темно-фиолетовые камни с красным оттенком, бывают и нежно-сиреневые с синевой. Солнечный свет может повлиять на окраску камня, он может выцветать.

                                                (Аметист)

 

  1. Этот минерал бывает с различными примесями, которые придают ей цвета, красного, коричневого, зеленого цвета . Наверное, это самый разнообразный по окраске самоцвет. Минералоги сошлись во мнении, что самоцвет может быть абсолютного любого оттенка и сочетания цветов, за исключением чисто синего. По типу окраски бывает полосатая, крапчатая, одноцветная, волнистая.

                                                                                 ( Яшма)

 

 

  1. Один из самых красивых природных камней. Драгоценный камень, по цвету и форме похож на зерна плода, отсюда и его название. Обладает довольно разнообразной окраской: в природе чаще встречается красный и тёмно-красный, реже -оранжевый, лиловый, зелёный, фиолетовый, чёрный. (Гранат)

 

  1. Единственный зелёный узорчатый минерал, один из самых красивых минералов, известный с глубокой древности, это необычайно красивый и ценный отделочный камень с красивыми узорами и переплетениями из колец (чем тоньше кольца, тем ценнее камень) и полосок.

  (Малахит)

 

 

 

Воспитатель:  Молодцы, ребята, много драгоценных камней знаете! Я предлагаю  с вами немного размяться.

Физминутка:

Вот идем мы по дороге (ходьба на месте)

И у нас устали у нас ноги.

Мы нагнемся раза три (наклоны из стороны в сторону)

Повернемся раза три (повороты из стороны в сторону)

Руки к солнышку потянем (руки в верх потянуть)

На носочки сразу встанем (встать на носочки)

А потом  уже присядем. (присесть на корточки)

Воспитатель:  Ребята, осталось  у нас еще одно, последнее, задание. Справитесь с ним – наградит нас Хозяйка по-царски. Есть у нее  мастер - Данилой  кличут. Хотел он чашу  из  камня сделать,  да не простую, а такую, чтобы на цветок  была похожа. А найти цветок, чтобы показать всю  красоту его в камне, никак  не может. Поможем Даниле – мастеру?

Пальчиковая гимнастика:

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы                                 Руки в вертикальном положении,

Небывалой красоты.                                 ладони раскрыты.                                                                                                      

К солнцу тянутся цветы –                         Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.                                                                                                                    

Ветер дует иногда,                                     Взмахи руками, изображая ветер.

Только это не беда.                                                           

Наклоняются цветочки,                            Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                       Распрямить кисти рук ,пальцы раскрыты

И по-прежнему цветут.

 

 

Воспитатель: Перейдем к делу. Итак, кладем перед собой белый лист в форме цветка, затем наносим краску на цветок и посыпаем морской солью, таким образом покрываем весь цветок .

Практические действия детей.

Анализ

Ребята, а теперь давайте посмотрим, что у нас получилось?(дети вместе с воспитателем  рассматривают одну работу за другой и дают им оценку). Обратить внимание детей на выразительность работ, предложить детям решить красивая ли у каждого получилась работа, аккуратная, выбрать лучшую работу, по мнению детей и  обосновать свой выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили все задания. Теперь Данила мастер сделает свою чашу.  А вы по праву можете называться   юными мастерами. В награду Хозяйка  предлагает вам выбрать из своей  малахитовой шкатулки по камешку.

Обсуждение.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответы детей)

Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Вы довольны своей работой? (ответы детей)

Что было труднее всего? (ответы детей)
Сказы  какого писателя мы вспоминали? (ответы детей)

 Выставка работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Список  использованной  литературы:

  

 

  1. Бажов, П.П. Сказы П. Бажова / П.П. Бажов. - М.: Изобр. иск-во, 1993.
  2. Батин, М.А. Павел Бажов / М.А. Батин. - Свердловск: Средне - Урал. кн.   изд-во, 2008.
  3. Блажес, В.В. П.П. Бажов и рабочий фольклор / В.В. Блажес. - Свердловск: Средне - Урал. кн. изд-во, 1982.
  4. Жукова, И. «Малахитовой шкатулке» Павла Бажова - 60 лет / И. Жукова // Детская литература. - 1999. - №1.
  5. Мущенко, Е.Г. Поэтика сказа / Е.Г. Мущенко. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1978.
  6. Равина, Г.П. П.П. Бажов. Малахитовая шкатулка / Г.П. Равина // Детская литература: лекции. - М.: МГОПИ, 2009.
  7. Хоринская, Е.Е. Наш Бажов: повесть / Е.Е. Хоринская. - Свердловск: Средне - Урал. кн. изд-во, 2009.
  8. Медной горы Хозяйка: П. П. Бажов — Москва, Детская литература. Моск, 2015 г.- 224 с.
  9. Медной горы хозяйка: П. П. Бажов — Санкт-Петербург, Детская литература. Моск, 2013 г.- 224 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zlatoustovets_srednyaya2.docx1.71 МБ
Файл ya_zlatoustovets_srednyaya2.docx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Мы - будущие защитники Родины» Старшая группа

Цель: Расширение представлений о профессии военныхЗадачи:1. Продолжать формировать представления детей о Российской Армии, её функции защита Отечества от врагов, о Защитниках, о солдатах разных р...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по лего-конструированию на тему: «Город». Подготовительная группа №3 ГДОУ №53 г.Санкт-Петербург.

Цель Закрепить представления детей о зданиях и сооружениях улиц, о достопримечательностях родного города. Задачи - Развивать конструктивные способности, воображение, внимание, мелкую мо...