викторина на тему "Волшебный мир слов"
материал

Тайшина Елена Геннадьевна

викторины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_dlya_raznovozrastnoy_gruppy.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - викторина «Волшебный мир слов»

Цель:

Обогащение и активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, используя игровую деятельность в изучении многозначных слов.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить знания детей о многозначности слов, крылатых выражениях; синонимических и антонимических отношениях между словами. Формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с многозначными словами.
  2. Развивающая: Развивать внимание. мышление. Расширение словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. Воспитательная: Воспитывать интерес к родному языку. Воспитывать коммуникабельность, использовать приобретённые навыки в повседневной жизни при общении друг с другом.

Материал: эмблемы; картинки-символы к словам; предметы, обозначающие разное значение многозначных слов (ёжик, ёлка, швейная иголка, шприц; гриб, кукла, стол, лампа); предметы, не относящиеся к данным многозначным словам; ворота; иллюстрации фразеологизмов; чудесный мешочек, шариковые ручки (для призов, фишки.

Ход викторины:

Воспитатель: Внимание! Сегодня в нашем детском саду проводится игра-викторина "В мире слов". На нашей викторине присутствуют гости, наши родители. В ней принимает участие две команды. Предложить вступительную речь родителям.

- Первая команда называется "Солнышко".

Девиз:

За ручки мы возьмемся

И станем в тесный круг!

Мы солнышком зовемся,

И в каждой ручке друг!

- Вторая команда называется "Капельки"

Девиз:

Мы маленькие капельки

Хорошие, смешные

Веселые задорные

И очень заводные!

Воспитатель: Оценивать выступление команд будет жюри - это ваши родители. За каждый конкурс команда может получить очки, если задание будет выполнено без ошибок. Итак, начинаем!

1. Конкурс "Разминка"

командам по очереди задаются вопросы:

1.Объясните название своей команды: "Солнышко" и "Капельки".

2. Объясните, что обозначают выражения:

- длинная коса, острая коса.

3. - Кто или что может плыть? (рыба, человек, облако.)

- Кто или что может расти? (цветок, ребёнок, дом.)

2. Конкурс "Ярмарка слов"

1. Воспитатель говорит по одному многозначному слову каждой команде. Дети должны подобрать к этим словам слова-спутники. (одной команде - золотой, второй - идёт).

золотой - (золотая осень, кольцо из золота, у мастера золотые руки, золотой человек)

идет - (дождь идёт, часы идут, мальчик идёт, снег идет, время идет).

3. Конкурс "Королевство кривых зеркал"

1. Каждая команда проходит через волшебные ворота, при этом каждому участнику называется слово, а он должен назвать слово - неприятель

(антоним): добро - зло, трудно - легко, толстый - тонкий, мир - война, ругать - хвалить.

Физминутка "Кривое зеркало"

Воспитатель показывает движение, дети выполняют движение наоборот (например, ведущий наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т. д.)

4. Конкурс "Крылатые фразы"

1. "Отгадайте загадку, о какой части лица идёт речь"

- Не цветы, а вянут.

Не ладоши, а ими хлопают.

Не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.

А ещё на них можно вешать лапшу. (уши)

- Иногда в них пускают пыль,

Их можно сделать большими.

А ещё они могут разбегаться в разные стороны. (глаза)

5. Конкурс "Стихотворение"

"Шуточные стихи"

Странные вещи в природе бывают

Ножки у стула, но стул не шагает.

Часто часы бьют.

Но мы не слыхали,

Чтобы кого - то они обижали.

"Слон затрубил", - говорят

Интересно,

Что - то слона я не вижу в оркестре? (А. Кушнер)

Членам команды предлагается объяснить слова из стихотворения: ножки у стула не шагают, часы бьют, слон затрубил.

6. Игра «Подбери слово»

Дети образуют круг, в центре круга водящий (воспитатель). Водящий предлагает детям повернуться к ней спиной и тот, кто из детей догадается, поворачивается в круг, с помощью наводящих вопросов дети отгадывают задуманное многозначное слово.

Нос: орган на лице у человека, морде животного; передняя часть лодки, корабля, самолёта; клюв птицы.

Язык: орган в полости рта человека, животного; стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; есть у костра).

Острый: отточенный, хорошо режущий, колющий; нос у Буратино; нож которым можно порезаться.

Золотой: цвет блестяще - желтый (кудри, осень); человек который может выполнить любое дело хорошо, из него делают украшения для мамы.

Жюри подводит итоги игры, объявляет победителей.

Воспитатель: Сегодня все участники команд старались, поэтому я всем хочу вручить призы. Они находятся в чудесном мешочке. Я хочу подарить вам ручки. Отгадайте, что у меня в чудесном мешочке.

(Дети высказывают свои предположения: шариковая ручка, ручка у чашки, чайника, куклы).

- А что вы хотите получить в подарок? Какую ручку? (шариковую)

Вручение призов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Слово о спорте"

викторина проводилась как массовое мероприятие для 3-4 классов...

Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)

Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)...

Методическая разработка Семейная речевая викторина "Путешествие в страну Волшебных слов"

                                           Методическая разработка Семейная р...

Мероприятие «Говори на родном языке» Викторина «В мире слов»

Задачи викторины:закрепить знания о Международном дне родного языка;развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений...

Игра-викторина « Игры со словами»

Тема игры- викторины: "Зимние забавы" длядететй подготовительной группы с ОВЗ.Цель:закрепить знания, умения и навыки по теме....

Викторина «Доброта в родном слове» с детьми подготовительных групп

Цель: - познакомить с миром человеческих эмоций (доброта) для естественного психологического здоровья ребенкаСтремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в кач...

Викторина "От звука к слову".

В викторине учавствовали родители детей с нарушениями речи. В материалах викторины  представлены задания для двух команд, фотоотчёт и анкеты  для домашнего заполнения....