Игры в экологическом воспитании и представлен. об окружающем мире
материал

Вяткина Оксана Николаевна

Игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития- детский сад» №27 «Родничок»

Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников и  формировании представления об окружающем мире у детей

Составитель:

воспитатель

 Оксана  Николаевна  Вяткина

Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников.

 Природа- неиссякаемый источник духовного обогащения детей.

    Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

     Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно- речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

    Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

    «Нужно, чтобы  ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется  в серьёзных руках»,- писал профессор М. Камишлов.

Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка- жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.

   Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

   Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов- экологические игры.

Экологические игры бывают:

- ролевые,

- дидактические,

- имитационные,

- соревновательные,

- игры- путешествия.

Вот несколько примеров игр, в которые можно поиграть с детьми:

«Вырасти новое растение»

Цель: закреплять представления о различных способах размножения растений, вызывать интерес к предстоящей деятельности по выращиванию растений.

Материал:  картинки с изображением овощных и цветочных культур (картофель, лук, горох, бегония, тюльпан) и карточки с семенами, луковицами, клубнями, листьями, соответствующими различным способам размножения растений; фишки, эмблемы.

Игровые действия: поиск и показ нужных картинок.

Игровые правила: быть внимательными, находить и показывать нужную картинку.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть в роли овощеводов и садоводов и самим вырастить растение, но прежде , чем приступить к работе,- говорит педагогу- необходимо получить разрешение. А оно выдаётся только тем ребятам, которые знают, из чего выращиваются различные растения». Далее воспитатель демонстрирует картинки с растениями, а дошкольники должны показать карточки, изображающие способы их размножения. Кто правильно выполнит задание, получит фишку.

«Ромашка»

Цель: заинтересовать детей деятельностью природоохранного характера.

Материал: цветок ромашки, изготовленный из бумаги; на обратной стороне белых лепестков написаны задания детям (например: «Собрать мусор», «Подмести  дорожки», «Вскопать землю возле деревьев и кустов», «прополоть клумбу», «посадить цветы»).

Игровые действия: отрывая лепестки от ромашки, дети выполняют определённые трудовые поручения.

Ход игры: игра может проводиться во время трудового десанта, рейда или во время обычной прогулки.

Воспитатель сообщает ребятам, что им необходимо навести порядок  на  участке или на территории детского сада (парка). Распределить задания  между детьми помогает цветок ромашки, на лепестках которого написаны задания. Дошкольники делятся на небольшие микрогруппы по 2-3 человека, подходят к ромашке, отрывают лепестки, и воспитатель читает им то задание, которое написано на лепестке. После этого рассказывают, как они будут выполнять, то или иное поручение (какие орудия труда им понадобятся, с чего начнут работу и т.д.), не причиняя вреда живым объектам.

 

«Чего не хватает животным»

Цель: вызывать у детей интерес к животным, к деятельности по уходу за обитателями уголка природы.

Материал: планшеты с изображением животных уголка природы и места их содержания (клетка с попугаем, террариум с черепахой, клетка с хомяком); картинки с изображением различных условий для животных (чистый песок, грязный песок, баночка с чистой водой, баночка с мутной водой, кормушка с зерном, листья, трава), фишки, ширма.

Игровые действия: определение недостающих животным условий.

Игровые правила: быть внимательными, описывать оптимальные для жизни животных условия.

Ход игры: играющие дети сидят за столами. У воспитателя на столе ширма, за которой находятся планшеты с изображением клетки с попугаем, террариума с черепахой, клетки с хомяком. Воспитатель за ширмой, изменяет какие- либо условия для птицы, животного. Например, в специальный карманчик на планшете с клеткой для птицы вставляются картинки с изображением чистого песка, чистой воды, но убирается картинка кормушки с зерном. Дети должны внимательно осмотреть клетку и определить, каких условий сейчас не хватает птице.

Или, например, вместо картинки с изображением баночки с чистой водой вставляется картинка с мутной водой, в которой плавают перья и шелуха. Дошкольники должны  определить, что надо срочно налить чистую воду, птицы не любят грязную. Тот ребёнок, который первым и правильно определяет недостающее животному или птице условие, получает фишку.

«Садоводы»

Цель: закреплять представление детей о способах посадки плодово- ягодных культур; развивать интерес к посадке растений.

Материал: игровая площадка с обозначенной территорией «сада»

Игровые действия: «посадка» кустов клубники, смородины, малины, крыжовника.

Игровые правила: начинать «посадку» по сигналу «воспитателя».

Ход игры: дети договариваются, кто будет «клубникой», а кто «смородиной», «малиной», «крыжовником». Они свободно перемещаются по площадке «сада», а по сигналу воспитателя «Посадку начать!» ребята приседают на площадке на таком расстоянии друг от друга, как того требуют правила посадки плодово- ягодных культур (кусты смородины, малины, крыжовника подальше друг от друга, клубники- поближе).

Игра «Пищевые цепочки водоёма»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

Комар- лягушка-цапля, червячок- рыбка-чайка, водоросли- улитка- рак, ряска- малёк- хищная рыба.

Игра «Пищевые цепочки в лесу»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

Растения- гусеница- птицы; растения- мышка- сова; растения- заяц- лиса; насекомын- ежи; грибы- белки- куницы; лесные злаки- лось- медведь; молодые побеги- лось- медведь.

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе. Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

Игра играет важную роль в экологическом воспитании детей. С её помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно- правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Игры для формирования представления об окружающем мире у детей

  1. Найди цвет, развивающие игры для детей.

       Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь жёлтого, раз, два, три!» игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний- выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

  1. Ищем клад.

          Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана.

     Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что- нибудь. «Окно есть? А дверь? А телевизор? Какой фигурой мы изобразим?» обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь- самое интересное. Берем игрушку или какое- нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете «клад» где- либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко- усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, план участка.

  1. Я знаю десять названий.

     Играть можно вдвоём с ребенком и небольшой компанией. В игре используют мяч. Садятся в круг. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами:

-Я…

-Знаю…

-Десять (семь, пять…)

- Названий…деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов…)

И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:

-Липа- раз!

-Береза- два!

-Клён- три!...

Тот, кто не смог ответить в свою очередь- отдаёт фант. Как правило, в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.

  1. Чем пахнет?

   Приготовьте предметы со специфическим запахом- мыло,  обувной крем, чеснок, лимон и др.

С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах- кислый, горький, сладкий, приятный- неприятный, съедобный- несъедобный.

Затем завяжите ребенку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру,  майку ребенка …

  1. Архитекторы и строители.

   Наверное, у всех в доме есть, какой- нибудь строительный конструктор. Как правило, дети быстро теряют интерес к кубикам.  Можно вновь заинтересовать ребёнка конструированием, если предложить игру «Архитекторы». Сначала объясните ребенку, кто такие архитекторы.

   Затем сделайте вместе с ребёнком несколько чертежей построек. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, что есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих построек будут готовы, предложите ребёнку сделать постройку по чертежу.

Варианты:

1.Вы строите- ребёнок затем делает чертёж готовой постройки.

2.Ребенок делает чертёж- вы строите.

3. Один делает несколько построек и делает чертёж одной из построек. Задача- найти постройку по чертежу.

4. сделать чертеж и постройку по нему с ошибками. Предложить ребенку найти ошибки.

Детям 3-4 лет на чертежах делаем «вид спереди» или «вид сверху».

Детям постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.

  1. Ярмарка  (3-6 лет)

  Дети стоят в кругу. Это- «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов- красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый и т.д. можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он- покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребенок- покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки:

«Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорее! Стоп!»

 На последнем слове ребенок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

-Что угодно для души? Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

- хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок).

Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

- На тебе грушу,- говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

  Цель игры понятна- закрепляем знания овощей, фруктов, ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции.

Ход игры может быть разным- смена покупателя через   определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребенком, по очереди изображая покупателя и продавца.

  1. Времена года.

Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит.

Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.

   Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем картинки всего, что можно четко разделить по временам года.

   Конечно, ребенку 2 лет картинки предлагаются более простые, чем пятилетнему.

Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу (бархатом наружу).

Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя  ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.

  Со временем задания усложните- разложите картинки на бархат (бархатная бумага для того, чтобы картинки не скользили)заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники. Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу.