Программа по дополнительному образованию "Ритмика"
рабочая программа

Рожкова Яна Юрьевна

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Ритмика и танец»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ritmika.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детски сад общеразвивающего вида №17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»

Принята:        

Педагогическим советом

Протокол №

от ______________20___г.

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ  Детский сад 17

______________ С.В Ряписова

Приказ №

От ____________________20__г.

                                                                                  

                                                                

                                                                                 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Ритмика и танец»

Возраст воспитанников: 5 – 7 лет

Срок реализации программы - 2 года

Составитель:

Рожкова

Яна Юрьевна

Музыкальный руководитель

I кв. категории

г. Красноуфимск

2020 год

Комплекс основных характеристик образования

(объем, содержание, планируемые результаты)

Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.

 Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика и танец» (далее программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательных организации», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ /Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015  № 09-3242/, Уставом МАДОУ Детский сад 17, Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ Детский сад 17.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода  музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

                                

Возрастные особенности

Возраст 5 - 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами,  которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия.

К 7 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

В настоящее время существует множество программ по хореографии, однако они в основном рассчитаны на длительное и глубокое освоение программного материала. Для коллектива нашего детского сада стала актуальной проблема разработки дополнительной образовательной программы по ритмике. В основу дополнительной образовательной программы «Ритмика и танец» легла программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Дополнительная образовательная программа «Ритмика» (далее Программа) относится к программам социально-педагогической направленности.

Программа разработана с учетом потребности населения ГО Красноуфимск  (родителей законных представителей).        

В нашем городе Красноуфимске много детских коллективов, которые занимаются хореографией. Однако наш детский сад расположен в дали от центра города, соответственно родители, которые водят детей в наш детский сад, заинтересовались в развитие ритмических способностей своего ребенка в ДОУ, объясняют они это тем, что им не нужно ездить далеко, и тратить свое свободное время.

В связи с этим занятия детей хореографией родители рассматривают как способ становления образовательных интересов и развития детей. Занятия ритмикой и танцем позволяют направлять энергию детей в русло красивых сценических форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности и безвкусицы. Получив возможность осваивать импровизации, обучающиеся могут избавиться от физических и психологических зажимов, у них изменяются привычки, в повседневной жизни, появляются новые более гармоничные движения, они получают удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Занятия танцем улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством ответственности, умением преодолевать трудности.

Цель: формировать у воспитанников навыки танцевального творчества и использовать сюжетно-образные движения, как средства более глубокого восприятия и понимания танца.

Задачи программы :

  •  учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
  •  учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
  •  развивать основы музыкальной культуры;
  •  развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
  •  развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
  •  формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
  • Создать комфортную обстановку, ситуационного успеха для воспитанников;

Практическая значимость Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

Отличительная особенность программы. Программа основана на интеграции танца и ритмики

Адресат программы: воспитанников 5 - 7 лет.

Объем программы: 34 часов.

 Срок реализации программы: 2 года.

Режим занятий: 

Продолжительность занятий для обучающихся 5 – 7 лет – 30 минут,

 2 занятия в неделю. Число обучающихся одновременно находящиеся в учебной группе составляет от 10 до 15 человек. Учебный год распланирован на 34 учебных недель с 01.09.2020  по 31 мая 2021 г. Занятия проводятся в музыкальном зале.

Форма обучения: очная.

Виды занятий. В основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической работы обучающихся

Теоретическая работа по программе предусматривает: 

- беседы о правилах по технике безопасности;

- беседы об истории возникновения и развития танца; - беседы о характере музыкальных произведений;

- беседы о знакомстве со сценой и культуре поведения на сцене и за кулисами.

Практическая работа:

 - разминка в начале каждого занятия, которая направлена на разогрев всех мышц;

- постановочная работа (изучение танцевальных движений, разводка номера, исполнение движений и хореографических постановок). Большое место в образовательном процессе для обучающихся дошкольного возраста занимает игра (психологическая потребность осмысления новых знаний через игры). На занятиях педагог использует музыкально-ритмические, коммуникативные игры («Угадай, кто поет», «Цыплята и кот», «Вертелочки», «Ворота»,  и другие). Программой предусмотрено посещение и участие в конкурсах, фестивалях современного танца с целью обогащения опыта обучающихся, дальнейшей мотивации на занятия танцем.

Содержание Программы  направлено на формирование танцевальных знаний, умений и навыков, совмещение движения и музыки, которые несут в себе игру с ритмом, с откликом движения в звуке. Непосредственная образовательная деятельность по ритмике имеет богатое содержание. В него входят:

  общеразвивающие упражнения под музыку. Упражнения разогревают мышцы тела, развивают основные навыки и умения.

  построения и перестроения. При построении организовывается и дисциплинируется коллектив, в перестроении развивается у детей ориентировка в пространстве.

  упражнения с предметами (мячами, погремушками, бубнами и т.д.). Эти упражнения развивают ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, способствуют развитию мелкой моторики.

  музыкально-ритмические игры. Игра способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Игра имеет большое и воспитательное значение. Здесь, как нигде, проявляется характер ребѐнка и его психофизические качества. Органическое соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые раскрепощают ребѐнка, делают его поведение естественным и красивым.

 музыкальные загадки, танцевальные инсценировки песен, стихотворений. Такие задания развивают актѐрское мастерство, воображение, творческие способности. Каждый элемент (упражнение, этюд, танец, игра и т.д.) имеет своѐ конкретное музыкальное оформление, заранее подготовленное и проверенное.

Планируемый результат: у воспитанников сформированы навыки танцевального творчества.


Комплекс организационно-педагогических условий,

включая формы аттестации

Учебный план

(1-й год обучения)

№ п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

Формы промежуточной аттестации

1

Водное занятие

1

 -

1

2

Ритмика. Партер

3

5

8

Исполнение танцевальных движений по показу

3

Простые танцевальные движения

1

5

6

Исполнение танцевальных движений по показу

4

Классический танец

2

4

6

Исполнение танцевальных движений по показу

5

Игровые этюды

4

2

6

Исполнение танцевальных движений по показу

6

Концертная деятельность

1

4

    5

Концертные выступления на фестивалях и конкурсах

7

Итоговое занятие

1

1

     2

Итого:

13

21

34

(2-й год обучения)

п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

Формы промежуточной аттестации

1

Вводное занятие

1

 -

1

2

Азбука музыкального движения

1

4

5

Исполнение танцевальных движений по показу

3

Танцевально-образные движения

1

4

5

Наблюдение. Анализ педагога.

4

Основные виды движений

1

5

6

Исполнение танцевальных движений по показу

5

Рисунки танца. Пространственные перестроения

1

5

      6

Исполнение танцевальных движений по показу

   6

Постановочная деятельность. Репетиционный период.

1

4

5

Исполнение танцевальных движений по показу

    7

Концертная деятельность.

1

5

6

Концертные выступления на фестивалях и конкурсах

Итого:

7

27

    34

38

Календарный учебный график

Начало учебного года

01 сентября 2020 г.

Окончание учебного года

31 мая 2021 г.

Продолжительность учебного года

34 учебных недель

Периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

 Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 10 сентября. Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 26 декабря, с 10 января по 20 мая. Промежуточная аттестация осуществляется в период с 27 по 31 декабря (за 1 полугодие), с 21

                                Содержание программы

1 год обучения

Тема1. «Вводное занятие». Цели и задачи творческого объединения на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Беседа: «Рождение искусства танца».

Тема2 Ритмика. Партер».

Понятия: разминка, кросс, партер, «ровная спина», «вытянутая стопа».

Практическая работа:

 -движение головы: повороты направо

 - налево в различном характере, вверх – вниз, наклоны вправо – влево;

-движение плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, с plie, поочередное выведение плеча вперед – назад; наклоны корпуса вперед – назад, в сторону;

 -вытягивание ног вперед, в сторону, назад, с переводом носка на каблук, сочетание с полуприседанием;

 -шаги: легкий шаг с носка, шаг на полу-пальцах, легкий бег на полу-пальцах, шаг с подскоком, галоп, шаг польки;

-прыжки на двух ногах по шестой позиции; -упражнения на полу.

 Тема 3. «Простые танцевальные движения ».

Практическая работа: 

1. Виды шагов:

   а) спокойная ходьба -  амплитуда и длинна шага не большая;

   б) шаг на полу пальцах;

   в) крадущийся шаг.

2. Топающий шаг – поочерёдные притопы правой, левой ногой на месте, и с продвижением вперёд.

3. Боковой приставной шаг - на «раз» - шаг вправо (влево),  на «два» - левая (правая)  нога приставляется к опорной.

4. «Пружинки» 

5. Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне.

6. Движение рук - круговые вращательные движения руками, «Кошкины коготки».

Тема 4.« Классический танец: Пространственные перестроения».

История возникновения и развития русского народного танца. Изучение и отработка: притопы, шаги с притопом, шаги с подскоками, шаги польки, шассе, танцевальные этюды.

 Практическая работа:

 положение корпуса, рук, ног в народной пляске;«ковырялочка»;«гармошка»;«припадание»;«хлопушка»;шаги: с носка, тройной, с каблука.

Тема 5: «Игровые этюды ».

Исполнение игровых этюдов:

   а)  «Маленькие гномики»

   б)  «Ёжик по лесу бежал»

   в)  «Ветер веет - ветер веет»

   г)  « Я ребенок как картинка»

   д)  «Серый слон»

   е)  «Любопытная Варвара»

   ё)  «Лохматый пёс»

   ж) «Мишка косолапый»

Тема 6. : «Концертная деятельность»

Беседа: «Правила поведения на конкурсах и фестивалях». -подготовка и проведение открытых занятий; -подготовка и проведение отчетных концертов;

Тема 6.  «Итоговое занятие» подготовка и проведение открытого занятия для родителей и детей.

2-й год обучения

   Тема 1. «Вводное занятие».

Цели и задачи творческого объединения на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Беседа: Полезно, вкусно, вредно (полезные и вредные для здоровья продукты).

Тема2.

Азбука музыкального движения

  • Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.
  • Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
  • Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
  • Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.
  • «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.
  • «Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт «четыре» и «более» прыжков.
  • Упражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
  • Упражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
  • «Птичка» - оттянутый носок вперед, в стороны.
  • Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по II позиции.
  • Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

Тема 3. «Танцевально-образные движения».

 «Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии

 с четверостишьями.

  • Кошка села на окошко,

         Стала кошка лапки мыть,

         Понаблюдав за ней немножко,

         Мы все движенья можем повторить.

         Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях,        изображаем кошку, которая моет лапки).

         Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

         Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

  • Змея ползет тропой лесной,

         Как лента по земле скользит,

         А мы движение такое,

         Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

  • Стоит цапля на болоте,

         Ловит клювом лягушат,

         И так стоять совсем не трудно

         Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

  • Ветер деревце качает,

     Хочет ветку наклонить,

          Понаблюдав за ним немножко

          Мы все движенья сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

  • Мартышка к нам спустилась с ветки,

         Мартышку надо уважать

         Ведь обезьяны наши предки,

         А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

  • Этюд, имитирующий действия человека.

         Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок) 

         у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения).

         захотелось бабке («бабка» надевает косынку)

         искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание).

          Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями).

Наша песня хороша (разводим руки в стороны через  I позицию) начинай сначала! (топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).

Тема 4.« Основные виды движений».

  • Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.
  • Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.
  • Шаги на полу пальцах.
  • Шаги на пятках.
  • Шаги в комбинации с хлопками.
  • Прыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.
  • Бег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).
  • Галоп (лицом в круг).

Тема 5. Рисунки танца. Пространственные перестроения.

Понятие пространственных перестроений.

  • Круг.

       - лицом и спиной;

       - по одному и в парах.

Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.

Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

  • Линия. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад.

Тема  6. Постановочная деятельность. Репетиционный период.

Практическая работа: подбор танцевального репертуара, изучение репертуара и совершенствование исполнительского мастерства, создание постановок, номеров, сводные репетиции.

 Тема 7. «Концертная деятельность».

Беседа: «Правила поведения на конкурсах и фестивалях». Практическая работа: -подготовка и проведение открытых занятий; -подготовка и проведение отчетных концертов;

Планируемые результаты

 Имеет представление:

 - о терминах, определяющие характер музыкальных произведений;

 - о терминах классического танца;

- о терминах современного танца;

- о новых направления, видах хореографии и музыки;

- о жанрах музыкальных произведений.

Обучающиеся должны уметь:

- импровизировать под музыку соответствующего характера;

- придумывать движения, отражающие содержание песни, выразительно действовать с воображаемыми предметами;

- самостоятельно искать способы передачи в движениях музыкальных образов;

- придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве

Оценочные материалы

Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.

Методы контроля:

Входной (определяет уровень подготовленности обучающихся в области хореографии при поступлении в объединение).

Текущий (контрольное задание, устный опрос, наблюдение, хореографическая постановка и др.).

 Итоговый (отчётный концерт).

 Программа составлена на основе программ «Эстрадный  танец» авторов Корниловой Ольги Владимировны;

Применяемые формы контроля: собеседование, игровые конкурсы, наблюдения, открытые и зачётные занятия (по полугодиям), контрольные задания с самостоятельным решением творческих задач, выпускные экзамены.

Критериями оценки освоения программного материала являются знания, умения, навыки, личностные качества. Критерии определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:

 творческое мышление, память, воображение, нестандартное мышление;

 умение выразить чувства;

 коммуникативные навыки;

  активность, сообразительность, умение импровизировать, двигаться под музыку;

 сформированность общей культуры;

 владение основными танцевальными движениями;

 сформированность представлений о танцевальной культуре;

 развитый профессиональный интерес;

 сформированность теоретических знаний и практических умений;

  творческая индивидуальность;

 преподавательские навыки при работе в качестве помощника руководителя коллектива. Основными критериями оценки освоения программного материала остаются результаты участия в хореографических фестивалях и конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней, а также активное участие в концертных мероприятиях учреждения и города и, конечно, поступление выпускников в учебные заведения хореографической направленности.

  • Контроль измерительного материала предусматривает оценку удовлетворительно за качество дополнительных услуг.

Методические материалы

  • Формы занятий:
  • -фронтальная (опрос, повторение изученного, уточнение сложных комбинаций всей группой);
  •  -групповая (занятия с группами обучающихся);
  • -в парах (работа с партнерами);
  • -индивидуально-групповая (свободная импровизация);
  •  -студийная (творческая деятельность всех участников студии

Материально – техническая база

  • Музыкальный зал;
  • стулья по количеству детей;
  • музыкальные инструменты;
  • музыкальный центр; 
  • микшер – усилитель;
  • колонки;
  • мультимедийная  аппаратура;
  • танцевальная обувь: балетки;
  • сценические костюмы;
  • медиатека произведений различных музыкальных жанров.
  • Учебно – наглядные пособия;
  • Раздатиочные материалы;

).

Список литературы

  1. Вераксы Н.Е.  От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования / Под  ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и поп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 336 с. - ISBN 978-5-86775-813-4.
  2.  Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
  3.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  4.  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
  5.  Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с  
  6. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  7.  Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
    8. Мерзлякова, А.С. Фольклор – музыка - театр: Программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно – метод. пособие / Под ред.  А.С.

Нормативные документы: 1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р0. 3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ /Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-324


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....