"Народные игры и считалки в самостоятельной и НОД дошкольников"
картотека

Маслюк Светлана Павловна

Народные игры играют особую роль в воспитании дошкольников, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_schitalki_v_svobodnoy_i_nod_doshkolnikov.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

             «Народные игры, считалки в свободной и НОД»

                                                                        Маслюк Светлана Павловна

                                                                        Музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с № 47»

                                                                        г. Ачинска, Красноярского края

 Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры имеют большую ценность. Они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера и воли дошколят, развивают музыкально-творческие способности, создают определённый духовный настрой, формируют интерес к народному творчеству.

Народные игры для детей старшего дошкольного возраста

                        Игра «Кум, кумок, продай уголок»

Дети встают кругом по двое друг за другом, как в игре «Третий лишний». Один ребёнок лишний  - «покупатель», он идёт покупать себе товар. Те дети, которые сидят внутри круга «уголки» - товар, снаружи-«продавцы». Покупатель подходит к любому «продавцу» и происходит диалог.

-Кум, кумок, продай уголок! (любой товар)

-А что дашь?

-Голик, да веник, да сто рублей денег!

-Согласен!

          Участники ударяют друг друга ладошками и разбегаются в разные стороны. Тот, кто прибежал последним становится «покупателем» и игра продолжается. Продавцу может быть предложено всё что угодно, и чем нелепее будет предложенное, тем лучше, например: «Сорок лягушек солёных мокрушек!», «Сорок амбаров мороженных тараканов!», «Чайник без дна, только ручка одна!» и т.п.

                                            Игра «Селезень»

 Дети в хороводе исполняют песню, в центре «Селезень», который движется в обратном направлении, за кругом «Утка».

Селезень утицу догонял,

Молодой серую догонял.

Поди, утица, домой. (Селезень поёт и грозит пальцем)

Поди, серая, домой

У тя семеро детей,

Восьмой селезень.

            Дети открывают «воротики» и «Селезень» ловит «Утку». Если «Селезень» поймает «Утицу», то все хлопают в ладоши и проговаривают слова: «Больше не балуйся, лучше поцелуйся».

                                        Игра «Жаворонок»

Дети по кругу исполняют песенку, а «Жаворонок» с колокольчиком в руке двигается в обратном направлении внутри круга.

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в вышине

Спрятал песенку в траве.

 С окончанием песни «Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя стоящими детьми, те разворачиваются в противоположные стороны и после слов «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив круглый год!» бегут в разных направлениях. Кто первым дотронется до колокольчика, тот водящий.

                                                  Игра с лентой

Дети, напевая песню, идут по кругу, Ваня с лентой в руке движется в другую сторону.

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

Поклонися, поклонись. (Ваня кланяется подружке и протягивает ленту)

Да за ленточку берись

Посчитаем: «Раз, два, три,

Ну-ка ленту забери!»

         Два стоящих ребёнка рядом с лентой бегут в разных направлениях, кто первый дотронется до ленты, тот и водящий. Если победитель девочка, то петь следует так:

«Вышла Таня погулять

Стала друга выбирать…»

                                    Игра «Золотые ворота»

          Двое детей берутся за руки, образуя «воротики». Все остальные проходят в «воротики» змейкой, напевая песню:

Золотые ворота

Пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

         Стоящие, опускают руки. Тот, кто оказался в центре, встают в круг, «воротики» становятся шире. Игра повторяется, пока не останется малое количество игроков. Они проходят в центр и пляшет.

                                Игра «Шёл козёл по лесу»

 Все дети идут в хороводе, напевая песню. В центре водящий, который движется в противоположную сторону и выбирает себе «принцессу». Далее движения выполняются по тексту.

Шёл козёл по лесу, по лесу. по лесу

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, попляшем.

                                Игра «Баба-Яга»

         В центре Баба-Яга, в руках у неё ветка-помело. Вокруг ходят дети и дразнят:

Бабка-Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит!»

Пошла на улицу

Раздавила курицу,

Пошла на базар

Раздавила самовар,

Пошла на лужайку

Раздавила зайку.

         Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться кого-нибудь помелом. Кого запятнала – тот замирает.

                         Игра «В тёмном лесе есть избушка»

Дети в хороводе исполняют песню, в центре красуется Баба-Яга.

В тёмном лесе есть избушка,

Стоит задом –наперёд,

В той избушке есть старушка (Дети разворачивают хоровод в другую сторону)

Там Ягусенька живёт.

Нос крючком, глаза большие (Далее дети дразнят Бабу-Ягу, по тексту выполняя

                                                           Движения)

Словно огоньки горят

Ух, сердитая какая

Дыбом волосы стоят.

 Рассерженная Баба-Яга догоняет детей.

                                        Игра «Яшка»

Дети в хороводе напевают песню, а в центре круга сидит Яшка с завязанными глазами.

Сиди, сиди Яшка,

Красная рубашка,

Грызи, грызи Яшка

Орешки калёные, невесте дарёные.

Чок, чок, чок, чок, (Дети хлопают в ладоши)

Вставай, Яшенька, дружок. (Яшка поднимается)

Тили, тили тесто,

Где твоя невеста?

Как её зовут?

Откуда привезут?

Яшка на ощупь выбирает себе «невесту», называет её имя, развязывает себе глаза и обнимает её.

                           Игра «Как у бабушки Тамары»

             Дети в хороводе исполняют песню, в центре Бабушка Тамара, на голове у неё повязан платок. Она пританцовывает.

Как у бабушки Тамары

Развелися тараканы

Она стала их считать:

Раз, два, три, четыре, пять! (Бабушка указательным пальцем считает тараканов)                 С окончанием песни бабушка ловит «тараканов».

                                       Игра «Горшки»

Дети стоят по кругу по двое, как в игре «Третий лишний». Во внутреннем кругу сидят «горшки», а во внешнем стоят «продавцы». Один лишний идёт на рыночную площадь выбирать себе «горшок», в это время «продавцы» нахваливают свой товар. Когда «покупатель» определился с выбором горшка, начинается диалог.

-Почём горшок?

-По денежке.

-А он настоящий?

-Попробуй.

 «Покупатель» проверяет горшок на прочность и говорит: «Давай сговор». «Покупатель» и «продавец» выходят за круг, берутся за руки, произносят слова вместе со всеми детьми, и разбегаются в противоположные стороны.

Чичары, чичары,

Собирайтесь гончары,

По кусту, по насту,

По лебедю горазду.

Если первым дотронется до горшка «покупатель», значит он его купил.

                                           Игра «Шатёр»

 Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг п углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на который вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу, напевая слова:

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

       Дети выбегают на середину и свободно пляшут. С окончанием музыки (звучания бубна), дети быстро бегут к своим стульям и быстро строят «шатёр», натянув платки за уголки. Чья подгруппа справится с заданием быстрее, та и победила.

                   

                   Игра «Ой ты, зимушка зима!» («Плетень»)

Дети стоят в двух шеренгах лицом друг к другу, руки соединены крест-накрест («плетень»)

Ой ты, зимушка-зима! (Первая шеренга идёт навстречу второй, на паузу дети

                                                делают поклон)

Вся румяна да бела! (Первая шеренга отходит назад спиной)

Ты с метелями пришла (Вторая шеренга идёт навстречу первой, на паузу – поклон)

Много снега принесла! (Вторая шеренга отходит назад спиной)

Тель-тель, тель-тель, (Обе шеренги, расцепив руки, делают «пружинку» с

                                                  поворотом, руки согнуты в локтях «крылышки утят»)

Снежная да канитель,

Тель- тель, тель-тель,

Снежная да карусель!

         Далее идёт свободная пляска врассыпную с использованием русских танцевальных движений. С окончанием музыки (звучания бубна) дети должны быстро «заплести руки». Чья шеренга быстрее соберётся, та и выиграла.

                                   Игра «Зимушка-зима»

Дети в хороводе исполняют песню, в центре круга Дед-Мороз или Зимушка.

Зимушка, зимушка,

Зимушка- зима.

Дарит нам снежные

Чудо-терема.

Ну, а Дедушка Мороз (Дети пританцовывают, затем разводят руки в стороны и пока-

                                              зывают воз подарков)

Прикатил подарков воз.

Морозы трескучие, (Кулачки вверху)

Снега сыпучие, (Сжимают кисти руки разжимают)

Ветра завьюжные, (Раскачивают руками вправо-влево)

Метели дружные. (Рисуют руками кружочки)

Холод, стужу напустил, (Дуют)

На реке лёд застыл. (Разбегаются)

          С окончанием песни Д-Мороз или Зимушка начинают «Морозить» детей. До кого дотронулись, превращается в льдинку - «замирает».

                                      Народные считалки

           Играя с детьми, нам часто приходится выбирать водящего или делить играющих на команды. Вот тогда на помощь приходят считалки.

Эй, ребята, станьте в круг!

Аты- баты, бурундук!

Кто не пляшет – выйди вон,

Целый кон считай ворон!

Сидел козёл на лавочке

Считал своих козявочек:

Раз, два, три, четыре, пять

Выходи тебе играть!

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь, кусь, кусь, кусь

Никого я не боюсь!

Катилося яблочко

Круг горы,

Кто его поднимет

Тот уйди!

Эне-бэне,

Рики-таки,

Тюль, буль-буль

Калики-шкваки

Деу, деу

Кишмадеу

Бац!

Паучок сел на окно

На кафтан прясть волокно.

Он не шьёт и не прядёт,

Только кружево плетёт.

Чок, чок, чок,

Выйди вон, паучок!

Катился горох по блюду,

Ты води, я не буду!

Раз, два, три, четыре,

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки мыли,

По три денежки платили.

Кто не станет платить,

Тому выходить!

Прилетела совушка

Начёсана головушка

Глазками лоп, лоп!

Ножками топ, топ!

Кто увидел не дремли,

Поскорей её лови.

Кто поймал – тот молодец!

Вот считалочке конец!

Я могу считать до ста,

Времени не жалко:

-Раз, два, три, четыре… сто

Вот и вся считалка!

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон.

Ты не веришь – выйди вон!

Шалуны – балуны,

Выбегайте во дворы.

Становитесь играть-

Воеводу выбирать!

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот выйди вон!

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали,

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи-тебе голить!

Инцы-брынцы, балалайка!

Инцы-брынцы, поиграй-ка!

Инцы-брынцы, не хочу!

Инцы-брынцы, вон пойду!

Тили-тели -  птички пели,

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнёзда вить,

Кто не вьёт, тому водить!

Колокольчик всех зовёт,

Колокольчик нам поёт.

Динь-бом, динь-бом!

Выходи из круга вон!

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит-это он,

Выходи из круга вон!

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы.

Мы играем – водишь ты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

В этом материале рассккзывается о пользе игры для детей при формировании их активности и самостоятельности....

"Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников".

Данная статья поможет в воспитание активности,самостоятельности и успешного развития дошкольников через игру....

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у де...

Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

И снова немного об игре....В нашей работе без неё никуда!...

Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников"

В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе не...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья обобщающая  личный опыт  об игре в раннем дошкольном возрасте....