Проект «Мир через красоту» Тема: «Музыкальная психология»
проект (подготовительная группа)

Карпенко Ольга Петровна

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (4 недели).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы; родители воспитанников; музыкальный руководитель; педагог – психолог.

Интеграция образовательных областей: музыка, познание, здоровье, художественное творчество, психическое развитие.

Объект: воспитанники подготовительного возраста групп общеразвивающей направленности.

Предмет исследования: эмоциональные переживания музыкальных произведений.

Актуальность темы.

В наши дни приходится говорить об общей тенденции проявления негативных эмоциональных переживаний дошкольников. На данные проявления оказывают значительное влияние следующие аспекты: ухудшение экологической обстановки, ее отрицательное влияние на материнский организм, увеличение удельного веса «синтетического» питания, насыщенного консервантами и красителями, уменьшение физических нагрузок, подверженность вредным воздействиям электронной  техники, бытовой химии. Загруженность родителей на работе, повседневная суета не дают возможности развивать детей эстетически: ходить в театры, на концерты, слушать музыку и общаться о услышанном.

Педиатры отмечают, что все чаще родители жалуются, что у детей беспокойный поверхностный сон, эмоциональная нестабильность, раздражительность, неврозы, сниженный аппетит, выраженная избирательность к еде, повышенная склонность к аллергическим реакциям, простудам. Все чаще наблюдаются нарушения эмоционально-волевого реагирования: повышенная впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к матери, заторможенность при контакте с другими людьми. Таким детям часто свойственна метеозависимость (ухудшение состояния, снижение работоспособности при изменениях погоды). У детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний.

Проблема и эмоционально-социальных предпочтений детей и взаимодействия друг с другом является актуальной на данный момент у воспитанников, т.к. у большинства детей наблюдается нарушение коммуникативных функций, признаком которых является замкнутость, конфликтность, повышенная возбудимость, агрессия, тревожность. Все это является следствием недостаточного, а порой и неправильного воспитательного процесса.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Мир через красоту»
Тема: «Музыкальная психология»

 

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (4 недели).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы; родители воспитанников; музыкальный руководитель; педагог – психолог.

Интеграция образовательных областей: музыка, познание, здоровье, художественное творчество, психическое развитие.

Объект: воспитанники подготовительного возраста групп общеразвивающей направленности.

Предмет исследования: эмоциональные переживания музыкальных произведений.

Актуальность темы.

В наши дни приходится говорить об общей тенденции проявления негативных эмоциональных переживаний дошкольников. На данные проявления оказывают значительное влияние следующие аспекты: ухудшение экологической обстановки, ее отрицательное влияние на материнский организм, увеличение удельного веса «синтетического» питания, насыщенного консервантами и красителями, уменьшение физических нагрузок, подверженность вредным воздействиям электронной  техники, бытовой химии. Загруженность родителей на работе, повседневная суета не дают возможности развивать детей эстетически: ходить в театры, на концерты, слушать музыку и общаться о услышанном.

Педиатры отмечают, что все чаще родители жалуются, что у детей беспокойный поверхностный сон, эмоциональная нестабильность, раздражительность, неврозы, сниженный аппетит, выраженная избирательность к еде, повышенная склонность к аллергическим реакциям, простудам. Все чаще наблюдаются нарушения эмоционально-волевого реагирования: повышенная впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к матери, заторможенность при контакте с другими людьми. Таким детям часто свойственна метеозависимость (ухудшение состояния, снижение работоспособности при изменениях погоды). У детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний.

Проблема и эмоционально-социальных предпочтений детей и взаимодействия друг с другом является актуальной на данный момент у воспитанников, т.к. у большинства детей наблюдается нарушение коммуникативных функций, признаком которых является замкнутость, конфликтность, повышенная возбудимость, агрессия, тревожность. Все это является следствием недостаточного, а порой и неправильного воспитательного процесса.

Задача проекта заключается в том, чтобы снять негативные эмоциональные переживания, помочь развить коммуникативные навыки, сформировать адекватную самооценку, наладить психологический климат в группе и дома, научить выражать собственные эмоции и слушать музыку. В этом помогут: музыкальные произведения, краски, кисти и бумага.

Воздействуя на ребенка, музыка вызывает к жизни психологические процессы: эстетические ощущения и восприятия; зрительную и слуховую сосредоточенность; наблюдательность, творческое воображение. При этом выявляются и формируются свойства личности - склонности, потребность в деятельности, способности в различных видах художественного творчества.

Музыка и краски могут выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков.

Основа содержания музыки - выражение настроения, чувств. Поэтому очень важно отмечать главное - определение эмоционально-образного содержания музыки.

Эмоции - это особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Но как можно узнать о эмоциональном состоянии ребенка после прослушивания музыки, кроме речи? В этом помогут краски и кисти.

Эмоции и чувства, выполняя регулирующую функцию, способствуют перестройке поведения ребенка, переживания поддерживают, направляют или тормозят поступки.

Развитию эмоций и чувств, их коррекции, снятию напряжения и релаксации способствует музыка и художественное творчество.

Эмоции и чувства связаны с социально-психологической ситуацией осуществления деятельности ребенка, что является одним из важнейших условий их нормального психологического роста.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека.

Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает обрести смысл жизни. Велика ее роль в социальной действительности. Поэтому ни в далеком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни.

Каждое искусство говорит на своем языке. Музыка - язык звуков и интонаций - отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эта эмоциональная сторона содержания музыки осуществляется слушателем в первую очередь. Музыка значительно точно рисует и человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями. Она несет в себе целостное миросозерцание.
Дошкольник, слушая музыку, пробуждается к радости, движению, улыбке, желанию отразить свои эмоции на бумаге через краски и кисть.  
Музыка и рисование в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступны ребенку. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать «в себе». Но ведь не любая форма их разгрузки приемлема. Агрессия, тревожность, негативные эмоциональные проявления помогают снять или значительно снизить посредством музыки и рисования.

С глубокой древности музыка и рисование служили человеку как эффективнейшее средство психорегуляции.

Безусловно, музыка - это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка - это источник духовного насыщения, питания ребенка.если ребенок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно-художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальный язык – язык эмоций. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

По сравнению с другими видами искусства музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоции человека, вызывая у него целую гамму разнообразных чувств, настроений, переживаний. Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса, развиваются эмоции.

Общение с музыкой должно не только вызывать различные эмоции, но и способствовать накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, который даст возможность старшему дошкольнику решать творческие задачи в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений.

Цель проекта: Научить детей передавать свои эмоциональные переживания от прослушанных музыкальных произведений художественными средствами. Психорегуляция. Развитие эмоциональной сферы. Эстетическое развитие.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: МУЗЫКА, ЭМОЦИИ.
  • Познакомить со значением цвета в жизни людей.
  • Сформировать картотеку музыкальных произведений.
  • Привлечение детей к прослушиванию музыкальных произведений с последующим выражением своих эмоциональных переживаний через художественное творчество.
  • Формировать любовь воспитанников к музыкальным произведениям.
  • Развивать умение слушать музыку и свободно выражать собственные эмоции посредством рисунка.
  • Учить понимать и слышать красоту музыкальных произведений.
  • Расширение детского мировоззрения через просмотр видеоматериалов по предложенным музыкальным произведениям.
  • Развитие психических процессов: восприятие, внимание, воображение, представление; развитие моторики и цветовосприятия.
  • Привлечение родителей воспитанников к совместной исследовательской деятельности через прослушивание предложенных музыкальных произведений в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

  • Знакомство детей с понятиями: МУЗЫКА, ЭМОЦИИ человека.
  • Создание картотеки музыкальных произведений «Музыкальная копилка» (в электронном варианте).
  • Умение воспитанников передавать свои эмоциональные переживания арт - терапевтическими методами и владение ими в трудных жизненных ситуациях.
  • Сформированность желания слушать и понимать музыкальные произведения.
  • Динамика развития психических процессов.
  • Переживания положительных эмоций, релаксация, снижение тревожности, агрессии.
  • Воспитание эстетического и музыкального вкуса.

Предварительная работа:

  • Знакомство с особенностями восприятия мозгом человека музыкальных произведений (карты - иллюстрации).
  • Слушание музыкальных отрывков, просмотр видеофильмов,  разработка листовок для родителей.
  • Консультирование родителей  воспитанников по реализации проекта.

Продукт проектной деятельности: Выставка: «Музыка глазами детей».



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Музыкальный руководитель и педагог-психолог, совместно с детьми 1 подготовительной группы, осуществляют проект «Мир через красоту» Тема: «Музыкальная психология».

Предлагаем Вам совместно с вашими детьми прослушать следующие музыкальные произведения:

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

П.И. Чайковский «Новая кукла»

П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

П.И. Чайковский «Баба- Яга»

П.И. Чайковский «Февраль» из цикла Времена года

П.И. Чайковский «Мама»

М.П. Мусоргский «Баба-Яга»

Э. Григ «В пещере горного короля»

Э. Григ «Утро»

Г.В. Свиридов «Метель»

Л.В. Бетховен «К Элизе»

В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Где прячется красота?» (Ознакомление с искусством, через «Виртуальный музей»).

Введение:     В условиях ситуации начала XXI века - изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноц...

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»

Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...

Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»

Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...