Инновационный педагогический опыт
учебно-методический материал

Людмила Сергеевна Осипова

Данный опыт представлен в рамках аттестации на высшую квалификационную категорию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»  

Рузаевского муниципального района

1.Введение

(тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна).

Тема опыта: «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в результате экспериментальной деятельности».

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Осипова Людмила Сергеевна

Дата рождения: 30.01.1963г.

Должность: воспитатель

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Образование: высшее.

  • 1987г.- окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», по специальности «Химия» 
  • 2014г.- Профессиональная переподготовка в ГБУ ДПО(ПК)МРИО по программе «Педагогика и методика дошкольного образования», воспитатель.
  • 2020г. - прошла курсы повышения квалификации по программе "Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях", в объеме 72 ч., ГБУ ДПО МРИО “Педагог 13.ru”

Общий педагогический стаж: 33 лет

Стаж в занимаемой должности: 33 лет

 Актуальность опыта

            Обществу нужны нравственные, образованные,  предприимчивые люди, которые динамичны, мобильны, при принятии решений умеют прогнозировать последствия своего выбора и аргументируют его. Педагоги в дошкольных учреждениях  должны создать такой образовательный процесс, в результате которого, прежде всего, происходит самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
           Главная деятельность детей дошкольного возраста – это, конечно игра, но она не в полной мере обеспечивает формирование продуктивного мышления детей, поэтому нужно включать в их деятельность, осмысление того, чем они занимаются, почему, зачем, как – при этом дать детям возможность приобрести эти знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детских дошкольных учреждений.
           При этом наблюдается недостаток методических разработок по детскому экспериментированию. Актуальной становится проблема разработки новых технологий по этой очень важной теме. Для детей старшего дошкольного возраста очень интересны явления природы, замерзание воды, снег, град, как звук распространяется в воздухе, в воде, почему объекты окружающего мира имеют различную окраску, как получить этот цвет самому, и почему получается именно этот цвет, а не другой и т.п.

Мышление детей 5 – 7 летнего возраста,  формируется под действием образов  и способов познания. Каждый эксперимент, который проводит ребенок-дошкольник, позволяет ему создать свои представления о явлениях, обобщить, сопоставить их, и сделать вывод о значимости этих явлений для человека, для себя.

         Работаю по теме: «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в результате экспериментальной деятельности» уже около 9 лет. Данная тема не только важна, но и очень интересна, как дошкольникам, так и педагогам, но без детального изучения этой темы, без всестороннего изучения ее, невозможно полноценно преподнести ее детям. В связи с этим, я решила провести эксперимент и выяснить… Актуальна ли эта тема молодому поколению и, что она может ему дать на данном этапе развития детей? Данный опыт нужен для формирования у детей знаний по экспериментальной деятельности, а с помощью ее, можно найти ответы на многое вопросы: как я это делаю, почему я это делаю, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, чтобы получить в результате. С помощью этой деятельности развиваются познавательные способности ребенка, расширяется кругозор, а отсюда и всестороннее развитие  уже в детском саду. Экспериментальная деятельность – это нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который развивает логическое мышление,  воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Основная идея опыта

При глубоком изучении данной темы и на основе разработок разных авторов, я составила свое авторское пособие, которое назвала «Детское экспериментирование». В нем я собрала все известные практики и теории по данному опыту. В результате проведения опыта, мной было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития исследовательской активностью дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольных       учреждениях. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: найти наиболее эффективные  средства, которые помогут развить у детей потребность познавать мир самому и при этом размышлять, и все это можно развить у детей с помощью экспериментирования. Предмет исследования: процесс  развития экспериментальной деятельности детей 5 – 7 лет. 

Цель опыта: теоретически обосновать и практически проверить эффективность средств развития экспериментирования. В данный период, организация детского экспериментирования разработана неполно; экспериментирование, как одно из ведущих методов развития детей используется педагога мало.

Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса в  нашем учреждении, я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно, как количественном, так и в  качественном эквиваленте используемой работы с детьми. Поэтому было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную  основу по применению экспериментирования в обучения детей и внедрение его в практическую деятельность. Для этого были проведены ряд следующих мероприятий.

Для внедрения в практику данного опыта, нужно было сначала понять, а вообще нужно ли экспериментирование для детей 5  - 7 лет, интересно ли это детям. Для этого был проведен мною мониторинг по интегративным областям в результате, которого были выявлены следующие данные:

- у детей относительно снижены показатели познавательных способностей, логического мышления;

- дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления;

- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, - недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации;

- испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.

Изучив данные показатели, я пришла к выводу, нужно не только  расширять, но и  углублять знания детей используя данный метод обучения и  развития. Так же, мною было проведено анкетирование среди родителей старших дошкольников нашего детского сада, актуально ли экспериментирование для их детей и для них. Обработав анкеты, я выяснила, что 78% -  родителей считают эту тему очень актуальной для своих детей и для себя, 15% - родителей считают,  главное, что бы ребенок был хорошо подготовлен к школе, через любые методы и приемы развития и образования и 7% - родителей затрудняются ответить. Из выше изложенного, я сделала вывод, что данная тема очень актуальна и интересна родителям. Затем был поведен мониторинг среди детей 5 – 7 лет,  исследовала предпочитаемый вид деятельности детьми, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Из мониторинга следовало, что на начало опыта, хотели и активно предпочитали заниматься экспериментальной деятельностью только 15% детей старшего дошкольного возраста.

Следовательно, ведущая педагогическая идея состоит в том, что бы создать оптимальные условия для развития экспериментирования в дошкольном учреждении, при этом развивать познавательные способности, мышление и главное анализировать, думать самостоятельно, делая анализ и выводы.

Теоретическая база опыта

        Прежде чем использовать данный метод в своей практике, я изучила, прочла много материала  ведущих авторов по данной теме, прежде всего материалы Ж. Пиаже – это он первый ввел термин «экспериментирование». Он проанализировал значение экспериментирования для подростков и детей старшего дошкольного возраста, при этом доказал, что экспериментирование дает реальное представление о явлениях природы, о различных объектах неживой природы, об их взаимосвязи. В качестве базовой программы определена, основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида». Пособие «Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст». - Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений. Предлагаемое пособие посвящено рассмотрению экспериментально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте личностно-ориентированного образования культурологического типа. В пособии представлено содержание программы "Детское экспериментирование", технологии деятельности педагогов по руководству экспериментальной деятельностью дошкольников и планирование данного вида деятельности, а также примерные конспекты занятий. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Программа «Ребенок в мире поиска» носит инновационный характер и является результатом исследований О.В. Дыбиной и обобщением экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей на базе ДОУ. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В книге представлены разработки  заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Много дидактических игр, схемы, модели. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие» Александра Иванова. В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни.         «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» -   Н. М. Зубкова.  В данной книге собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить родителями с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Изучив литературу и используя свои знания по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, я сделала вывод, что данный подход повышает эффективность системы работы по данной теме, при этом есть еще не использованные резервы, которые нужно изучать, использовать и внедрять. Все это определило мой выбор темы опыта работы.

Новизна опыта

     Новизна данного опыта заключается в поэтапном развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, с помощью экспериментальных навыков и обучению методам добывания знаний самостоятельно, в создании более углубленной специальной предметно-развивающей среды, в образовании такой системы взаимоотношений ребенок-педагог-родитель, которая способствует развитию ребенка, как субъекта познания.

2. Технология опыта

     Целью педагогической деятельности является развитие познавательных способностей детей, потребности в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта и развития речи.

Для решения по внедрению экспериментирования в свою работу, я поставила перед собой задачи:

1) развивать  познавательные способности, активность детей, их любознательность;
2) способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.),
3) стремиться, чтобы дети более активно включались в изучение материала по  ознакомлению с природными и физическими явлениями,

    4) способствовать развитию речи во время экспериментальной  деятельности.

Система опыта строилась с учетом педагогических принципов:
*  психологическая комфорт детей во время этого вида деятельности;
*  внедрение принципа – природа ребенка, прежде всего, его здоровье, индивидуальные способности, склонности;
*  создание таких ситуаций при которых происходит психологическая помощь детям в раскрытии личности, физических способностей, умения решать трудные задачи;
*  творчество – во всех видах деятельности, приобретение собственного творческого опыта;
*  развивать активную жизненную позицию, умения играть, познавать, искать в дружеской, комфортной  обстановке;

*  речевое развитие ребенка, диалогической речи, активного словаря и т.д.;

*  систематичность: весь учебный год, по месяцам, неделям, дням, равномерно происходит распределение воспитательно-образовательной работы.

Работу по внедрению опыта проводила так:

  • Работа с педагогами;
  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями.

          Так как, данная тема мало применяется в дошкольных учреждениях, я решила  углубленно познакомить педагогов, предложить им литературу по данной теме, способствовать всестороннему внедрению методов экспериментирования с детьми в работу педагогов старших групп нашего детского сада. В рамках направления методической работы с педагогами мной проведены: выступление на педагогическом совете, тема: «Технология обучения детей дошкольного возраста исследовательской деятельности»,  мастер-класс, тема: «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием технологии Савенкова А.И.», консультации, показ экспериментов и опытов, предоставления методики и техники безопасности при проведении экспериментов и опытов, проведение непосредственно организованной деятельности, организация центров развития детей в группах по экспериментированию в соответствии с требованиями.

Концептуальное своеобразие моей образовательной модели состоит  в том, что эффективная технология развития, а именно работа по экспериментированию с ребенком, позволяет раскрыть потенциал каждого воспитанника за счет создания благоприятных условий для полноценной самореализации личности. На занятиях  и свободной игре используются различные приемы:  наблюдение, выдвижение гипотезы, постановка задачи, способы выполнения, получение результатов или их отсутствие, анализ полученного опыта.

           В рамках опыта были представлены:

  • перспективные планы работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствующих эффективному и системному усвоению знаний по экспериментированию.
  • разработано авторское пособие – «Детское экспериментирование» - в занятиях, опытах, играх и экспериментах.
  • разработан авторский проект -  «Волшебница вода».
  • презентация НОД по экспериментированию – «Круговорот воды в природе».
  • оформлен Центр развития – «Уголок ученого гнома».
  • созданы музеи воздуха, камня.
  • разработаны и систематизированы конспекты занятий, бесед, создана картотека опытов, экспериментов, которые призваны развивать познавательные способности у детей через детское экспериментирование.
  • успешная работа по формированию экспериментальных способностей у детей невозможна, без взаимодействия с родителями. При проведении наблюдений, опытов, экспериментов, я учитывала мнения  и предложения родителей, пытаясь выбрать общую точку зрения на решение задач в работе с детьми. Родители стали ее помощниками.

          Работа по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование выстраивается от простого к сложному. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются. В работе с детьми использую индивидуальные, подгрупповые, групповые и коллективные формы работы. В соответствии с поставленными целями и задачами воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках представляемого опыта мной использовались практические, наглядные, игровые, словесные методы.

Именно через экспериментирование ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Во время экспериментальной деятельности происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями со сверстниками, при этом дети подчиняются определенным правилам, учатся  необходимому поведению. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника. Во время экспериментальной деятельности ребенок наблюдает, размышляет, задает гипотезу, измеряет и замеряет, проверяет гипотезу на прочность («мозговой штурм»), предсказывает и делает вывод.

Воспитательно-образовательный процесс делается по принципу интеграции всех образовательный областей, т.е. – это ребенок и педагог, один ребенок, но под наблюдением педагога, ребенок взрослый (родитель), семья.

Большое значение в экспериментальной  деятельности имеет окружающая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения, элементарные опыты и эксперименты (свойства воды, льда, снега, направление ветра, свойства магнита и т.д.). В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе наблюдений устанавливают связи, предполагают, что будет потом, в общем думают.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде детского сада - лаборатория экспериментирования, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации поставленной задачи, а это развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Наличие детской лаборатории дало возможность работать небольшими группами (4-6 человек), использовать материалы, которые невозможно использовать при большом количестве детей, не ограничивать ребёнка в деятельности из-за техники безопасности.

Совместная деятельность  с детьми в детской лаборатории  организовывалась свободно, по мере необходимости и в соответствии с желанием детей и необходимостью программы МБДОУ.

 Развивающая среда – важный компонент обучения дошкольников правилам проведения опытов и экспериментов. С помощью нее у ребенка развиваются такие качества личности, как взаимопомощь, уважение к мнению другого человека, активному взаимодействию ребенок-педагог. Она создана для целенаправленной и разнообразной деятельности. Важное требование к предметной среде – ее вариативность. В нашей группе оформлен Центр развития – «Уголок ученого гнома», картотека опытов и экспериментов, мини-музеи воздуха, камня и др., разработаны схемы проведения опытов и экспериментов, дидактические игры, настольные игры «Лото – эксперимент» и др. Атрибуты к опытам и эксперимент периодически обновляются.
Во время экспериментирования ребенок учится сравнивать, делать выводы, сопоставлять, высказывать свое мнение, при этом использует причинно-следственные связи.

Контакт с семьей – это залог успешного решения всех воспитательных и образовательных задач с детьми, без этого контакта, данную задачу по развитию познавательных способностей не решить в полном объеме. Пример родителей, их желание развивать своего ребенка, помочь педагогу в реализации данного опыта, вот, что должны делать родители на протяжении всего времени, пока ребенок ходит в детский сад. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

На родительских собраниях, в беседах, консультациях, я убеждаю родителей в необходимости чаще, активнее, дольше общаться с детьми, при этом выяснять точку зрения ребенка на различные явления, признавая за ним право на свое понимание. Стремиться давать ребенку самому под минимальным наблюдением со стороны взрослого видеть новое, не понятное, понять это, желание вникнуть в сущность предметов, действий. В результате целенаправленной работы, родители приняли активное участие, так, например, папы сделали столик для работы с песком и водой, подставки под лабораторные стаканы, мамы сделали дидактические пособия с рисунками и схемами. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

3.Результативность опыта

         Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.

       Уже сейчас видны результаты нашей работы. С большим интересом они проводят опыты и эксперименты.  Очень интересно наблюдать, как дети самостоятельно находят ответы на вопросы. Интерес, радость в глазах детей.

       При  беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования.

       Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются. Все это видно по результатам диагностики.  Затем был поведен мониторинг среди детей 5 – 7 лет, в конце года, исследовала предпочитаемый вид деятельности детьми, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Из мониторинга следовало, что на конец  опыта, хотели и активно предпочитали заниматься экспериментальной деятельностью  уже 39% детей. 

Дети с удовольствием участвовали в проведении опытов, экспериментов, игр, наблюдений, проявляют большой интерес к экспериментальной деятельности, участвуют вместе с взрослыми и самостоятельно в доступных экспериментах и опытах, при этом развивается полноценная личность, познавательный интерес, мышление, память и т.д.

Критерием результативности опыта является мониторинг. Уровень сформированности  навыков  экспериментирования  у детей 5-7 лет (начало эксперимента).. 

Уровень сформированности  навыков  экспериментирования  у детей 5-7 лет
(конец эксперимента).

В ходе проведения мониторинга, выявилась позитивная динамика уровня сформированности навыков экспериментирования, о чем свидетельствуют полученные результаты.

Данные мониторинга диагностических данных по сформированности навыков экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста, говорят об эффективности созданной системы развития познавательных способностей детей в результате экспериментальной деятельности. При проведении данного опыта мы столкнулись с трудностями, которые, прежде всего, связаны с тем, что воспитанники недостаточно владеют приемами экспериментальной деятельности. Огромное значение в формировании у детей экспериментальных навыков, через них развитие познавательных способностей, принадлежит семье. Но родители испытывают затруднения в преподнесении полученных знаний из книг по экспериментированию, затрудняются в объяснение различных действия и методов проведения экспериментов и опытов, хотя им очень травиться показывать элементарные опыты дома. Поэтому для решения проблемных ситуаций, которые необходимо решать в процессе педагогической деятельности, важно тесное  взаимодействие двух социальных институтов: семья и детский сад. Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется еще недостаточно широко, я испытывала затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, так как в имеющихся публикациях в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами; недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования для разных возрастных групп; не конкретизированы методы и приемы, способствующие овладению навыками исследовательской деятельности. Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования должна решаться с удвоенной силой педагогами дошкольных учреждений. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

      Педагогический опыт: «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в результате экспериментальной деятельности» был обобщен и распространен, на:

1. Авторское пособие – «Детское экспериментирование» - учебное пособие в занятиях,  опытах, играх и экспериментах.

2.Выступление – образовательный форум ГБУ ДПО МРИО – «Детское экспериментирование, как метод экологического воспитания дошкольников»,

3.Выступление на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида», «Технология обучения детей дошкольного возраста исследовательской деятельности»  

4.Проведение мастер-класса на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида», «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием технологии Савенкова А.И.»;

5.Всероссийский творческий конкурс на сайте «Солнечный свет», номинация: «Лучший проект воспитателя», работа: «Проект – «Музей воздуха» - коррекционная группа ОНР»

Информация представлена на сайте: https://dsradugaruz.schoolrm.ru/sveden/employees/10720/406915/ 

https://nsportal.ru/lyudmila-osipova-0   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...

Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы:          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...