Технология Музейная педагогика
материал (старшая, подготовительная группа)

Столярская Елена Владимировна

Музейная педагогика - одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как новую педагогическую технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_muzeynaya_pedagogika.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55 «Кузнечик»

Технология

музейной педагогики

(Столяров Б.А.)

Воспитатель

логопедической группы

Столярская Е.В.

г.о. Подольск

2018г.

Пояснительная записка

     Музейная педагогика - одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как новую педагогическую технологию.

   Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику

  • организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия.

    Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Актуальность

Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности

  • не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики. Музей в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю и постигаю. Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно — воспитательной деятельности. Музейная педагогика призывает дать ребенку самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор, представления об окружающем его мире. Музейная педагогическая деятельность может осуществляться не только в условиях музейной среды, но и в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования, дома, на улице и т. д. В детских садах создаются собственные музеи, они конечно небольшие, и называются «мини — музеи». Они приобрели большую популярность и теперь уже почти в каждом дошкольном учреждении мини — музеи — неотъемлемая часть развивающей среды

Цель музейной педагогики - качественное расширение образовательного пространства и создания условий для развития творческой личности, путем включения ее в многообразную деятельность музея.

Задачи технологии:

Дети

Педагоги и сотрудники

Родители

- Формировать интерес

-  Создать условие по

- Знакомить детей с

к музею, как хранилища

внедению музейной

различными видами

духовных и

педогогики в

музеев и формировать

материальных

детельность

познавательную

ценностей;

- Разработать систему

активность к музейной

- Формиромировать

мероприятий для

культуре;

навыки работы с

осмысленого усвоения

- Способствовать

музейным материалом;

детьми языка музейных

созданию домашних

- Осознание  ребенком

предметов;

мини - музеев и

понятия: «прошлое» и

- Определить

коллекций различных

«будущее» время,

содержание

предметов;

осущать себя

экскурсионной работы с

- Оказывать поддержку

продолжателем в потоке

детьми;

в создании  мини –

времени

- Освоить формы  и

музеев и пдоддерживать

- Отражать в своем

методы руководства

экскурсионную

художественно-

процессом

деятельность в ДОУ.

прикладном творчестве

ознакомления детей с

впечатления,

историей своей родины

полученные в ходе

через музейные

проведения  музейной

экспозиции

экскурсии.

 Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.

  • Доступность.

  • Динамичность.

  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

  • Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

  • Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

     Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание  закрепление - применение.

     Почему дети с огромным желанием идут в мини-музей? В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников и досугов, исследовательская и проектная деятельность. Ребенок знает, что в этом музее многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек. Каждый мини-музей  это совместная работа воспитателя, родителей и воспитанников. Ему здесь разрешается переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать скрытый в предметах - экспонатах мини -музея смысл.

Ожидаемые результаты:

  • результате, изучив и воспользовавшись методами музейной педагогики, воспитатель будет проводником для детей в мир открытий.

Музейная педагогика облегчит ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия, поможет постичь всю глубину и красоту русской культуры.

Поможет ребенку развить чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, развить умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики будет эффективным средством по развитию у ребенка мыслительной деятельности, способствующей прогрессу отдельных сторон творческого мышления — оригинальности и сложности, дети более свободно будут оперирировать образами. Педагог, планируя, любое занятие может включить отдельные музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятие. Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы. Привлечет родителей к участию в создании в ДОУ мини — музеев, чтс является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, в итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно перейдут к позиции инициаторов и активных участников. Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду будет, является симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса, который направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса. Музейная педагогика должна послужить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности идуховности у дошкольников. На сегодня к нам возвращается национальная память, и мы должны научить детей по-новому относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было впрошлом.

  • результате, проведенном на заключительном этапе мониторинга, наблюдается положительная динамика приобщения детей к более глубокому познанию окружающего мира, к системе общечеловеческих ценностей и формирование художественного вкуса посредством музейной педагогики.

Литература:

1.Столяров Б.А. Музейная  педагогика: история, теория. практика. –

М.:Высшая школа, 2004.

2.Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В.

Логинова, А. И. Данюкова — М.: Линка — Пресс, 2008.

3.Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики.

Дошкольное воспитание,2008, № 3.

4.Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников.

Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44–50.

5.Интернет- ресурсы.

При организации деятельности воспитаников с внедрением технологии музейной педагогики

80

70

60

50

40

30

20

10

0

познавательная

социально -

поисково -

художественно -

деятельность

коммуникативные

исследовательская

эстетические

навыки

деятельность

умения


 н.у.

 с.у.

 в.у.

При организации деятельности воспитаников с использованием технологии музейной педагогики на текущий момент

70

60

50

40

30

20

10

0

позновательная

социально -

поисково -

художественно -

деятельность

коммуникативные

исследовательская

эстетические

навыки

деятельность

умения


 н.у.

 с.у.

 в.у.

Итоговые показатели использования музейной технологии

На начало использолвания технологии

На текущий момент использования технологии

н.у.

40%

н.у.

3%

с.у.

60%

с.у.

48%

в.у.

0%

в.у.

39%

Итоговый график использования музейной технологии

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%


 н.у.

 с.у.

 в.у.

На начало использолвания технологии        На текущий момент использования технологии

                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для родителей

«Идем в музей»

Посещение музея — событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывая эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.

Ребенку нужно рассказать о том, что они пойдут в музей, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни животных и растений, или картины и предметы народно-прикладного искусства.

При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествуя по его залам. В музее, купив входной билет, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе. Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомни ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками. Мы не должны мешать другим.

  • музее работают экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями. Старшим дошкольникам полезно рассказать и об увлекательной деятельности коллекционеров собирателей, которые этому посвящаютвсю свою жизнь.

Следует иметь в виду, что в музеи довольно много интересного, поэтому целесообразно заранее продумать или сориентироваться на месте, что и в каком объеме показать ребенку.

Дети быстро устают, поэтому они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми трех-пяти лет желательно осмотр проводить до 30минут, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до одного часа в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости.

А так как в музее собраны богатые и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовывать посещения музея неоднократно.

Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален.

Первые впечатления — самые сильные и глубокие, поэтому так необходимо тщательно подготовиться к первой экскурсии в музей. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребенок еще раз пойти в музей.

Первое посещение не должно быть длительным и утомительным для ребенка. Оно должно оставить у него впечатление праздника и чувство приобщения к прекрасному.

Нельзя торопить ребенка, пусть он по внимательнее рассмотрите экспонаты, которые больше заинтересовали его. Эмоциональный контакт-пауза, раздумье малыша важнее слов. В развитии культуры художественного видения важна, прежде всего, пауза всматривания, созерцания, сопереживания, а затем уже увлекательный краткий рассказ об экспонате или самом музее. При рассматривании необходимо вовлекать ребенка в диалог, побуждать его к общению, и пробуждать устойчивый интерес, потребность поделиться своими чувствами и знаниями с друзьями и взрослыми. Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Однако при этом следует помнить, что маленький ребенок 6ыстро утомляется и поэтому не следует перенасыщать его впечатлениями. Ребенок четырех-пяти лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него

развита эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение.

  • 5-7лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Специалисты называют этот период «золотым веком» детского самовыражения. Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое.

Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

После посещения музея, для развития ребенка, желательно с ним вспомнить

  • «прожить» впечатления, полученные от экскурсии, так как в это время как бы усваивается то, что ребенка впечатлило, то, что он запомнил.

Помочь ему прожить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании буклетов, книг, в рисовании и т.д. Все дети с удовольствием рисуют и лепят, выполняют аппликацию.

Они живо откликаются на красоту, стремятся к прекрасному, их увлекает творчество. Поэтому ребенку целесообразно предложить изобразить в рисунке то, что ему запомнилось больше всего в залах музея, при этом записав его рассказ об увиденном.

Рисунок хорошо показать воспитателям и детям в детском саду, а также поделиться своими впечатлениями с друзьями.

Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т. д.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музея должно стать праздником для всей семьи

Мини-музей «Галстуки, шейные платки» 

Мини-музей «Чудо-Кошки» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Технология музейной педагогики

Технология музейной педагогики...

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Технология музейной педагогики

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея....

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...